Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа с. Крутое
УТВЕРЖДЕНА
приказом директора
МКОУ ООШ с. Крутое
от «31» августа 2018г. № 101
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование учебного предмета:
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ
ЯЗЫКЕ (РУССКОМ)
Уровень образования:
Начальное общее образование (ФГОС НОО)
Программу разработала (и):
Крупина Нина Ивановна
учитель начальных классов
первая квалификационная категория
Беляевская Татьяна Владимировна
учитель начальных классов
соответствие занимаемой должности
2018 г.
1.Пояснительная записка
1.1.Нормативно-правовые документы
Настоящая рабочая программа по предмету «Литературное чтение на родном языке»
составлена на основе:
• Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
№273-ФЗ;
• Федеральный Государственный образовательный стандарт начального
общего
образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 6 октября 2009г. №373 (с изменениями);
•
Примерной
основной
образовательной
программы
начального
общего
образования(одобрена решением федерального учебно-методического объединения по
общему образованию протокол от 8 апреля 2015г №1/15);
• СанПиН 2.4.2. 28 21-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в образовательном учреждении» (с изменениями № 3 от 24.11.2015г);
• Учебного плана МКОУ ООШ с.Крутое;
• Положение о структуре, порядке разработки и утверждении рабочей программы по
предметам (курсам), утвержденное приказом директора МКОУ ООШ с. Крутое от
31.08.2016г №8. от 22.08. 2016г.
1.2.Общая характеристика предмета
Литературное чтение на родном языке формирует функциональную грамотность,
способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса
обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Изучение родной литературы в начальной школе направлено на достижение
следующих целей:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым
навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского
кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
совершенствование всех видов речевой деятельности;
- развитие художественно творческих и познавательных способностей, эмоциональной
отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического
отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и
научно познавательными текстами;
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного
текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов России.
Приоритетной целью обучения родной литературы в начальной школе является
формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как
грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства
самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения,
приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и
умением их самостоятельно выбирать; сформированностью духовной потребности в книге и
чтении.
Для достижения поставленных целей изучения литературного чтения на родном языке
в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
Формирование первоначальных представлений о русском языке как государственном
языке Российской Федерации,
Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи,
коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к
творческой деятельности.
1.3. Место предмета в учебном плане
В учебном плане МКОУ ООШ с.Крутое на изучение предмета «Литературное чтение на
родном языке» на уровне начального общего образования во 2 классе отводится всего 17
часов, 1 часа в неделю в первом полугодии
2. Требования к уровню подготовки учащихся по учебному предмету
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную
образовательную программу начального общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки
обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные
компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные
действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение
ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными
понятиями.
предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного
предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению
нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих
элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального
общего образования должны отражать:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского
общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, культуры и религии;
3) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
4) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
5) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе
в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
7) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
8) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций;
9) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации
к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
начального общего образования должны отражать:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических
задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить
текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые
величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с
аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной
избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии
с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать
свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов
сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов
и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного
учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в
системе универсальных учебных действий.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального
общего образования по родной литературе отражают:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства
сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о
мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о
добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам;
формирование потребности в систематическом чтении;
3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное,
изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать
содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и
обосновывать нравственную оценку поступков героев;
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской
компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про
себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных,
научно-популярных
и
учебных
текстов
с
использованием
элементарных
литературоведческих понятий;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться
справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Выпускники начальной школы осознáют значимость чтения для своего дальнейшего
развития и успешного обучения по другим предметам на основе осознания и развития
дошкольного и внешкольного опыта, связанного с художественной литературой. У
обучающихся будет формироваться потребность в систематическом чтении как средстве
познания мира и самого себя. Младшие школьники будут с интересом читать
художественные, научно-популярные и учебные тексты, которые помогут им сформировать
собственную позицию в жизни, расширят кругозор.
Учащиеся получат возможность познакомиться с культурно-историческим наследием
России и общечеловеческими ценностями для развития этических чувств и эмоциональнонравственной отзывчивости.
Младшие школьники будут учиться полноценно воспринимать художественную
литературу, воспроизводить в воображении словесные художественные образы,
эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение
собеседника. Они получат возможность воспринимать художественное произведение как
особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства как источниками
формирования эстетических потребностей и чувств, познакомятся с некоторыми
коммуникативными и эстетическими возможностями родного языка, используемыми в
художественных произведениях, научатся соотносить собственный жизненный опыт с
художественными впечатлениями.
К концу обучения дети будут готовы к дальнейшему обучению и систематическому
изучению литературы, будет достигнут необходимый уровень читательской компетентности,
речевого развития, сформированы универсальные действия, отражающие учебную
самостоятельность и познавательные интересы, основы элементарной оценочной
деятельности.
Выпускники овладеют техникой чтения (правильным плавным чтением,
приближающимся к темпу нормальной речи), приемами понимания прочитанного и
прослушанного произведения, элементарными приемами анализа, интерпретации и
преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов. Научатся
самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться словарями и
справочниками, осознают себя как грамотного читателя, способного к творческой
деятельности.
Школьники научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях,
соблюдая правила речевого этикета, участвовать в обсуждении прослушанного
(прочитанного) произведения. Они будут составлять несложные монологические
высказывания о произведении (героях, событиях); устно передавать содержание текста по
плану; составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами
рассуждения и описания. Выпускники научатся декламировать (читать наизусть)
стихотворные произведения. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой
аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с небольшими сообщениями, используя
иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).
Выпускники начальной школы приобретут первичные умения работы с учебной и
научно-популярной литературой, будут находить и использовать информацию для
практической работы.
Выпускники овладеют основами коммуникативной деятельности, на практическом
уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы.
Виды речевой и читательской деятельности
Выпускник научится:
–
осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития;
воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта;
понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта
чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
–
прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку,
автору, жанру и осознавать цель чтения;
–
читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
–
различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный,
справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;
–
читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические
произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной
подготовки;
–
использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное,
выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех
видов текстов);
–
ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно -популярного
текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):
–
для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения;
воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни,
изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое
отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их
последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста;
находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания),
заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них,
подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с
использованием словарей и другой справочной литературы;
–
для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста;
озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста;
находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений,
процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на
них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на
контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
–
использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:
–
для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами,
поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание
текста;
–
для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными
фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями
текста, опираясь на его содержание;
–
использовать различные формы интерпретации содержания текстов:
–
для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на
содержании текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст, опираясь
на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи,
отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки
героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;
–
для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на
тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например,
объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием
текста;
–
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать
выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных
текстов);
–
различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научнопопулярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);
–
передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста
в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);
–
участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы,
высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и
правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).
Выпускник получит возможность научиться:
–
осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и
высказывать суждение;
–
осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и
высказывать собственное суждение;
–
высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении,
доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;
–
устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия
других видов искусства;
–
составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).
Круг детского чтения (для всех видов текстов)
Выпускник научится:
–
осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по
заданной тематике или по собственному желанию;
–
вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной
деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;
–
составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному
образцу.
Выпускник получит возможность научиться:
–
работать с тематическим каталогом;
–
работать с детской периодикой;
–
самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).
Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)
Выпускник научится:
–
распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений
(на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);
–
отличать
на
практическом
уровне
прозаический
текст
от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;
–
различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка,
загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;
–
находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение,
эпитет).
Выпускник получит возможность научиться:
–
воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры
проявления художественного вымысла в произведениях;
–
сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя
ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста,
герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора,
олицетворение, сравнение, эпитет);
–
определять
позиции
героев
художественного
текста,
позицию
автора
художественного текста.
Творческая деятельность (только для художественных текстов)
Выпускник научится:
–
создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;
–
восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его
событиями;
–
составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе
личного опыта;
–
составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом
коммуникативной задачи (для разных адресатов).
Выпускник получит возможность научиться:
–
вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного
произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное
литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного
предмета;
–
писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или
отзыва;
–
создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного
(прослушанного) произведения;
–
создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной
поддержкой и пояснениями;
–
работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное,
созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде
мультимедийного продукта (мультфильма).
1. Содержание учебного предмета
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных
текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по
содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий,
осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному,
научно -познавательному и художественному произведению.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному
правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с
индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на
нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение
орфоэпических и интонационных норм чтения. чтение предложений с интонационным
выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу
текстов, передача их с помощью интонирования.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по
объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное,
просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию.
Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания
и др.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста:
художественных, учебных, научно-популярных – и их сравнение. Определение целей
создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование
содержания книги по ее названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на
смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме,
слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст.
Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник
необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее
представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание
или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге:
научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочноиллюстративный материал).
Типы книг (изданий): книг -произведение, книга -сборник, собрание сочинений,
периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским
книгам
в
библиотеке.
Алфавитный
каталог.
Самостоятельное
пользование
соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его
адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного
текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что
фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения
героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина»,
представления о проявлении любви к Родине. Схожесть тем, идей, героев в фольклоре своего
народа. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств
языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для
данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных
средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и
событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление
поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою
на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.
Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через
поступки и речь.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и
краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных
или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части,
определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и
всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в
виде самостоятельно сформулированного высказывания.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя
произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое),
описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное
описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений
по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия
произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей
учебного и научно-популярного текста (передача информации). Понимание отдельных,
наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам
или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов
текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста.
Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение
алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на
ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста
(выделение главного в содержании текста).
Говорение (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать
вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не
перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по
обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному
тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт.
Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с
особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность),
целенаправленное пополнение активного словарного запаса.
Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание
небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме)
ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания
прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и
художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного
произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение,
повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и
использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом
особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его
сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места
действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств
языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях (повествование, описание,
рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.
Круг детского чтения
Произведения устного народного творчества народов России. Произведения классиков
отечественной литературы XIX–ХХ вв., классиков детской литературы, доступные для
восприятия младших школьников.
Основные темы детского чтения: фольклор народов, произведения о Родине, природе,
детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя)
средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.
Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный
образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет,
речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.
Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов
рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение
(монолог героя, диалог героев).
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей
стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклор и авторские художественные произведения (различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни,
потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного
смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок:
лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях построения
и выразительных средствах.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся:
чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с
различными способами работы с деформированным текстом и использование их
(установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение
этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание
собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии),
репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе
личного опыта.
4. Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы.
2 класс
№
урока
Тема урока
1
Статья о песнях «Как
на тоненький
ледок…»(русская
народная песенка)
2
«Ходит конь по
бережку…» (русская
народная песенка)
3
«Заинька, где ты
был…»(русская
народная песенка)
Основное содержание
Основные темы детского чтения: фольклор разных
народов.
Особенности фольклорного текста. Жанровое
разнообразие произведений. Малые фольклорные
формы: колыбельные песни– узнавание, различение,
определение основного смысла.Фольклор и авторские
художественные произведения (различение).
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание,
различение, выделение особенностей стихотворного
произведения (ритм, рифма).Умение находить в тексте
необходимую информацию. Монологическое речевое
высказывание небольшого объема с опорой на
авторский текст, по предложенной теме или в виде
(форме) ответа на вопрос.
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание,
различение, выделение особенностей стихотворного
произведения (ритм, рифма).Осознание смысла
произведения при чтении про себя (доступных по
объему и жанру произведений).Умение находить в
тексте необходимую информацию. Монологическое
речевое высказывание небольшого объема с опорой на
авторский текст, по предложенной теме или в виде
(форме) ответа на вопрос.
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание,
различение, выделение особенностей стихотворного
произведения (ритм, рифма).Умение находить в тексте
4
5
6
7
8
9
необходимую информацию. Монологическое речевое
высказывание небольшого объема с опорой на
авторский текст, по предложенной теме или в виде
(форме) ответа на вопрос.
Внеклассное чтение «русская Выбор книг на основе рекомендованного списка,
народная песенка»
картотеки, открытого доступа к детским книгам в
библиотеке. Малые фольклорные формы: песни,
узнавание, различение, определение основного смысла.
Умение работать с разными видами информации.
«Каша из топора»
Адекватное понимание содержания звучащей речи,
(русская народная
умение отвечать на вопросы по содержанию
сказка)
услышанного произведения, определение
последовательности событий, осознание цели речевого
высказывания, умение задавать вопрос по
услышанному учебному, научно-познавательному и
художественному произведению. Понимание заглавия
произведения, его адекватное соотношение с
содержанием
Сказки (о животных, бытовые, волшебные).
Сопоставление поступков героев по аналогии или по
контрасту. Определение главной мысли текста.
Подробный пересказ сказки.
Внеклассное чтение
Особенности фольклорного текста.Жанровое
Русский фольклор
разнообразие произведений. Малые фольклорные
формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и
поговорки, загадки) – узнавание, различение,
определение основного смысла. Схожесть тем, идей,
героев в фольклоре разных народов. Умение работать с
разными видами информации. Выбор книг на основе
рекомендованного списка, картотеки, открытого
доступа к детским книгам в библиотеке.
Загадки о зиме
Особенности фольклорного текста. Малые
фольклорные формы (колыбельные песни, потешки,
пословицы и поговорки, загадки) – узнавание,
различение, определение основного смысла. Участие в
коллективном обсуждении: умение отвечать на
вопросы, выступать по теме, слушать выступления
товарищей, дополнять ответы по ходу беседы,
используя текст.
Внеклассное чтение.
Выбор книг на основе рекомендованного списка,
Зима в произведениях
картотеки, открытого доступа к детским книгам в
русских писателей.
библиотеке.Установка на нормальный для читающего
темп беглости, позволяющий ему осознать текст.
К. Д. Ушинский
Основные темы детского чтения: фольклор разных
«Мена»
народов. Фольклор и авторские художественные
произведения (различение). Малые фольклорные
формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и
поговорки, загадки) – узнавание, различение,
определение основного смысла.
Литературная (авторская) сказка. Сказки (о животных,
бытовые, волшебные).Адекватное понимание
10
Внеклассное чтение.
Н. Носов.
«Приключения
Незнайки и его друзей»
11
Л. А. Мей.
«Баю-баюшки…»
.А. Н. Майков.«Спи,
дитя мое, усни…»
И. П. Токмакова. «Как
на горке снег, снег…»
Внеклассное чтение.
Поэты о детях
12
13
Внеклассное чтение.
Рассказы о детях
14
«Идет матушкавесна…»
(русская народная
песня).
содержания звучащей речи, умение отвечать на
вопросы по содержанию услышанного произведения,
определение последовательности событий. Понимание
нравственного содержания прочитанного, осознание
мотивации поведения героев, анализ поступков героев
с точки зрения норм морали. Характеристика героя
произведения. Портрет, характер героя, выраженные
через поступки и речь.Отражение основной мысли
текста в высказывании. Подробный пересказ текста.
Виды информации в книге: художественная (с опорой
на внешние показатели книги, ее справочноиллюстративный материал).Участие в коллективном
обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать
по теме, слушать выступления товарищей, дополнять
ответы по ходу беседы, используя текст.
Основные темы детского чтения: детях, братьях наших
меньших, добре и зле, юмористические
произведения.Жанровое разнообразие
произведений.Понимание смысловых особенностей
разных по виду и типу текстов, передача их с помощью
интонирования.
Выбор книг на основе рекомендованного списка,
картотеки, открытого доступа к детским книгам в
библиотеке.Типы книг (изданий): книга -произведение,
книга -сборник, собрание сочинений, периодическая
печать, справочные издания (справочники, словари,
энциклопедии).Осознание смысла произведения при
чтении про себя (доступных по объему и жанру
произведений).Участие в коллективном обсуждении:
умение отвечать на вопросы, выступать по теме,
слушать выступления товарищей, дополнять ответы по
ходу беседы, используя текст.
Произведения классиков отечественной литературы
XIX–ХХ вв., классиков детской литературы,
произведения современной отечественной доступные
для восприятия младших школьников.Участие в
коллективном обсуждении: умение отвечать на
вопросы, выступать по теме, слушать выступления
товарищей, дополнять ответы по ходу беседы,
используя текст.
Основные темы детского чтения: фольклор разных
народов, произведения о Родине, природе, детях,
братьях наших меньших. Особенности фольклорного
текста. Малые фольклорные формы (колыбельные
песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) –
узнавание, различение, определение основного смысла.
Соблюдение орфоэпических и интонационных норм
чтения. чтение предложений с интонационным
выделением знаков препинания. Понимание заглавия
произведения, его адекватное соотношение с
содержанием
15
Призыв весны»,
«Сад»
(русские народные
песни)
16
Малые фольклорные формы (колыбельные песни,
Внеклассное
чтение. потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание,
Русские народные песни различение, определение основного смысла.
Произведения классиков отечественной литературы
«Весна
-красна»; XIX–ХХ вв., классиков детской литературы,
«Вырастай, яблонька»
произведения современной отечественной (с учетом
многонационального характера России) доступные для
Ф.И.Тютчев
«Зима восприятия младших школьников. Соблюдение
недаром злится»
орфоэпических и интонационных норм чтения, чтение
предложений с интонационным выделением знаков
препинания.
Проект по теме по теме Самостоятельное пользование соответствующими
«Любимые писатели,
возрасту словарями и справочной литературой.
произведения и герои»
Интерпретация текста литературного произведения в
творческой деятельности учащихся: чтение по ролям,
инсценирование, драматизация; устное словесное
рисование, знакомство с различными способами
работы с деформированным текстом и использование
их (установление причинно-следственных связей,
последовательности событий: соблюдение этапности в
выполнении действий); изложение с элементами
сочинения, создание собственного текста на основе
художественного произведения (текст по аналогии),
репродукций картин художников, по серии
иллюстраций к произведению или на основе личного
опыта. Выбор книг на основе рекомендованного
списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам
библиотеке. Использование норм речевого этикета в
условиях внеучебного общения.
17
Соблюдение орфоэпических и интонационных норм
чтения. чтение предложений с интонационным
выделением знаков препинания.
5. Лист коррекции
Основание для коррекции
Содержание
коррекции
Дата рассмотрения
ПС и номер
протокола ПС
Дата
утверждения
приказом и
номер приказа