Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа с. Крутое
УТВЕРЖДЕНА
приказом директора
МКОУ ООШ с. Крутое
от «31» августа 2018г. № 101
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование учебного предмета:
ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ
ЭТИКИ
Начальное общее образование (ФГОС НОО)
Уровень образования:
Программу разработала (и):
Крупина Нина Ивановна
учитель начальных классов
первая квалификационная категория
Беляевская Татьяна Владимировна
учитель начальных классов
соответствие занимаемой должности
2018
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской
этики», модуль «Основы мировых религиозных культур» составлена на
основе:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие
федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования» (с изменениями от 26 ноября 2010 г. N 1241, от 22
сентября 2011 г. N 2357, от 18 декабря 2012 г. N 1060, от 29 декабря 2014 г.
N 1643, от 18 мая 2015 г. N 507, от 31 декабря 2016 г. N 1576);
- Примерная основная образовательная программа начального общего
образования (одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию: протокол № 1/15 от 08 апреля 2015
года);
- СанПиН 2.4.2 28 21-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в образовательном учреждении (с
изменениями № 2 от 25.12.2013 г, № 81 от 24.11.2015г);
- Учебный план МКОУ ООШ с. Крутое;
- Положение о структуре, порядке разработки и об утверждении рабочей
программы по предметам (курсам), утвержденное приказом МКОУ ООШ с.
Крутое №53 от 22.08. 2016г.
Одним из современных направлений в преподавании историкообществоведческих
дисциплин
является
введение
в
школьную
образовательную деятельность комплексного учебного курса «Основы
религиозных культур и светской этики».
Цель преподавания ОРКСЭ заключается в расширении образовательного
кругозора обучающегося,
в воспитательном воздействии
на процесс
формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего
Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего еѐ культурные
традиции,
готового
к
межкультурному,
межэтническому
и
межконфессиональному диалогу. «Так как содержание образования должно
содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами
независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной
принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов,
способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и
2
убеждений» (пункт 4 статьи 14 Закона Российской Федерации «Об
образовании»).
Цель учебного курса ОРКСЭ - формирование у обучающихся мотиваций к
осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении
культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а
также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
• знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской,
буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных
культур и светской этики;
• развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и
ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
• обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и
морали, полученных обучающимися в начальной школе, и
формирование у них ценностно смысловых мировоззренческих основ,
обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и
культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной
школы;
• развитие способностей обучающихся к общению в полиэтнической и
многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога
во имя общественного мира и согласия.
В соответствии с федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования изучение новой обязательной
предметной области ОРКСЭ предполагается в четвертом классе.
По результатам мониторинга в МКОУ ООШ с. Крутое на основе
образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их
родителей, а также возможностей организации образовательной деятельности
выбран модуль: «Основы мировых религиозных культур» в 2018-2019
учебном году.
Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, по
месту в учебном плане и по содержанию служит важным связующим звеном
между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания обучающихся.
С одной стороны учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты
предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся обучающиеся
начальной школы. С другой стороны этот курс предваряет начинающееся в 5
классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с
нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных
традиций России происходит в контексте, отражающим глубинную связь
прошлого и настоящего.
Особое значение изучения данного предмета обучающимися
определяется их возрастными и познавательными возможностями: у детей 103
11 лет наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным
событиям, они открыты для общения на различные темы, включая
религиозные. Обучающиеся этого возраста уже располагают сведениями об
истории нашего государства, ориентируются в понятии «культура». У них
развиты предпосылки исторического мышления, на достаточном уровне
представлено логическое мышление, воображение, что позволяет решать
более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми
ситуациями. Обучающиеся могут читать более серьезные тексты,
исторические документы, они достаточно хорошо владеют информационными
умениями и способны работать с информацией, представленной в разном виде
(текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.).
Для реализации поставленных целей курса рекомендовано сочетание
разных методов обучения – чтение текстов учебника, анализ рассказа учителя,
работа с информацией, представленной в иллюстрации и т.д. обеспечивают:
–
организацию диалога различных культур, раскрытие на
конкретных примерах (из реальной жизни, истории России, религиозных
учений) особенностей взаимодействия и взаимовлияния разных этнических
культур; пятиклассники продолжают работать с рубриками учебника
«Обсудим вместе», «Жил на свете человек», «Путешествие вглубь веков»;
–
отражение основного содержания текстов учебника в
иллюстративном ряде (рубрика учебника «Картинная галерея», тематические
фотографии и рисунки, схемы);
–
последовательное введение новых терминов и понятий,
культуроведческого и религиозного содержания (текстовое объяснение;
наличие толкового словарика).
Формы организации образовательного процесса:
•
Групповая работа над проектом.
•
Практика деловых игр.
•
Анализ критических ситуаций.
•
Тренинги практических навыков.
Методы:
•
Проблемного обучения (проблемное
изложение,
частично-поисковые или
эвристические, исследовательские)
•
Организации учебно-познавательной деятельности (словесные,
наглядные, практические; аналитические, синтетические, аналитикосинтетические,
индуктивные,
дедуктивные;
репродуктивные,
проблемно-поисковые; самостоятельной работы и работы по
руководством).
4
Стимулирования и мотивации (стимулирования к учению:
познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоциональнонравственных ситуаций; стимулирования долга и ответственности:
убеждения, предъявление требований, поощрения, наказания).
•
Контроля и самоконтроля ( индивидуальный опрос, фронтальный
опрос, устная проверка знаний, контрольные письменные работы,
письменный самоконтроль).
•
Самостоятельной познавательной деятельности.
Технологии обучения:
•
Личностно ориентированного образования
•
Игровые
•
Информационные
•
Деятельностного метода
•
Развитие общеучебных умений
При осуществлении контроля обучающихся используются:
•
Обобщающие уроки по теме и разделу
•
Практические работы
•
Проверочные работы
•
Тесты
•
Сообщения
•
Презентации
Формализованные требования по оценке успеваемости по результатам
освоения курса не предусматриваются, т.е. при преподавании курса ОРКСЭ
предполагается безотметочная система оценки. Предлагается качественная
взаимооценка в виде создания и презентации творческих проектов. Результаты
подготовки и защиты творческих продуктов и проектов могут учитываться
при формировании портфолио обучающихся. Оценка результатов обучения
по модулю предусмотрена в основном в рамках последнего, завершающего
раздела курса, в форме индивидуальных и коллективных творческих работ
обучающихся и их обсуждения в классе. (См.: Письмо Министерства
образования и науки РФ от 8 июля 2011 г. N мд-883/03 О направлении
методических материалов ОРКСЭ.)
Сотрудничество семьи и школы – необходимое условие для создания
оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального
развития обучающихся. Без взаимодействия с семьѐй, общности с родителями,
без эмоциональной и этической поддержки со стороны семьи изучение
предмета «Основы религиозных культур и светской этики» будет
неполноценным и недостаточно эффективным. Включение родителей в
школьную жизнь становится для обучающихся подтверждением значимости
•
5
его
деятельности, что позитивно отражается на желании
учиться,
преодолевать трудности и стремиться к успеху.
Педагогическая культура родителей (законных представителей)
обучающихся – один из самых действенных факторов духовно-нравственного
развития и воспитания младших школьников, поскольку уклад семейной
жизни представляет собой один из важнейших компонентов, формирующих
нравственный уклад жизни обучающегося.
Повышение
педагогической
культуры
родителей
(законных
представителей) рассматривается как одно из важнейших направлений на
ступени начального общего образования в организации преподавания
учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Необходимо восстановление с учѐтом современных реалий позитивных
традиций содержательного педагогического взаимодействия семьи и школы,
систематического повышения педагогической
культуры
родителей,
накопленных в нашей стране в советский период еѐ истории.
Права и обязанности родителей в современных условиях определены в
статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного
кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской
Федерации «Об образовании».
Система работы школы по повышению педагогической культуры
родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного
развития и воспитания младших школьников должна быть основана на
следующих принципах:
• совместная педагогическая деятельность семьи и школы, в том числе в
определении основных направлений, ценностей и приоритетов
деятельности школы по духовнонравственному развитию и воспитанию
младших школьников, в разработке содержания и реализации программ
духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, оценке
эффективности этих программ;
• сочетание
педагогического
просвещения
с
педагогическим
самообразованием родителей;
• педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;
• поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития
педагогической культуры каждого из родителей;
• содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания
детей;
• опора на положительный опыт семейного воспитания.
Знания, получаемые родителями, должны быть востребованы в реальных
педагогических ситуациях, должны открыть родителям возможности
6
активного, квалифицированного, ответственного, свободного участия в
воспитательных программах и мероприятиях.
В системе повышения педагогической культуры родителей могут быть
использованы различные формы работы, в том числе: родительское собрание,
родительская
конференция,
организационно
деятельностная
и
психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная
гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар,
педагогический практикум, тренинг для родителей и др.
Темами итоговых творческих исследовательских работ обучающихся
могут стать и семейные традиции, и семейные хроники, и рассказ о своих
предках. Такую работу обучающийся не сможет выполнить без поддержки и
помощи со стороны семьи.
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»
предоставляет школе и учителю большие возможности для вовлечения
родителей в воспитательную деятельность, в учебную и внеурочную
деятельность класса, оказания помощи семьям в вопросах воспитания и
обучения детей, содействия сохранению и упрочению семьи.
Общая характеристика учебного предмета
В федеральном государственном образовательном стандарте начального
общего образования учебный предмет «Основы религиозных культур и
светской этики» определен как курс, направленный на формирование
первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях,
их роли в культуре, истории и современности. Особенность данного учебного
курса состоит в том, что расширение знаний обучающихся сочетается с
воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней
установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам
поведения и взаимоотношений в обществе.
Таким образом, характеризуя данный учебный предмет, следует
подчеркнуть его интегративный характер: изучение направлено на
образование, воспитание и развитие обучающихся при особом внимании к его
эмоциональному развитию. Учебный курс состоит из следующих основных
разделов:
•
Формирование понятия «культура», ознакомление с ролью и значением
российской культуры в мировом сообществе (разделе «Многообразие
культур народов России»).
•
Характеристика общечеловеческих ценностей, их представленность в
повседневной жизни народа и особое значение в чрезвычайных моментах
истории страны (разделы «Какие ценности есть у человечества»,
«Культура каждого народа неповторима»).
7
Истоки становления общечеловеческих ценностей, раскрытие вклада
различных религий в формирование законов и правил жизни в обществе
(раздел «Культура, рождѐнная религией»»).
Предмет «ОРКСЭ» в начальной школе является частью всей учебновоспитательной деятельности и тесно связан с содержанием других
предметных областей, прежде всего, «Окружающего мира», «Литературного
чтения», «Изобразительного искусства».
Основным средством обучения является учебник, который построен в
полном соответствии с программой обучения. Вместе с тем учитель может
использовать разнообразные средства ИКТ, что обогатит содержание и методы
проведения уроков. Принципы организации обучения по курсу ОРКСЭ:
1. Культуроведческий принцип определяет возможность широкого
ознакомления с различными сторонами культуры народов России:
фольклором, декоративно-прикладным искусством, архитектурой,
особенностями быта, праздниками, обрядами и традициями. Особое
место в курсе занимает знакомство с культурой, рожденной религией.
Все
это
позволяет
обеспечить
благополучную
адаптацию
подрастающего поколения в обществе и воспитать важнейшие
нравственные качества гражданина многонационального государства –
толерантность, доброжелательность, эмпатию, гуманизм и др.
2. Принцип природосообразности. В младшем подростковом возрасте у
формирующейся личности возникает глубокий интерес к окружающему
миру, обществу, взаимоотношениям людей и т. п., что позволяет
приобщить еѐ к философской стороне жизни. Вместе с тем важно
учитывать психологические возможности и малый жизненный опыт
младших подростков: особенности восприятия ими философских идей,
тягу к эмоциональным впечатлениям, стремление к самоанализу и
самостоятельности. Материал, который предоставляется для восприятия
обучающихся в пятом классе , должен, прежде всего, вызывать у них
эмоциональную реакцию, а память фиксировать образы и
фактологическую сторону явления.
3. Принцип диалогичности. Поскольку сама российская культура есть
диалог различных культур, то и ознакомление с ними предполагает
откровенный и задушевный разговор о ценностях, представленных как в
традиционной народной культуре, так и в религиозной культуре. Более
того, учитывая, что ведущей деятельностью подростка начинает
становиться коммуникативная деятельность, возникает необходимость
создать условия для ее развития. Диалогичность реализуется разными
дидактическими способами: организацией текстов в учебнике;
проведением учебных диалогов, обсуждением проблемных ситуаций,
обучением в парах, группах.
•
8
4. Принцип краеведения. При обучении младших школьников
этот
принцип остается актуальным, т.к. продолжающаяся социализация
ребенка проходит в естественной среде, частью которой являются быт,
традиции, этические нормы и нравственные правила, религиозная вера
народов и др. Ознакомление с конкретным выражением этих пластов в
данном крае, городе, деревне может стать основой формирования
системы ценностей, нравственных качеств личности, позволяющих ей
адаптироваться в различной этнической среде. Школьники, изучая
родной край, начинают осознавать, что малая родина – часть большого
Отечества, а окружающая его культурная среда – один из элементов
общероссийской культуры.
5. Принцип
поступательности
обеспечивает
постепенность,
последовательность и перспективность обучения. При сохранении
общей идеи курса содержание обучения постепенно углубляется и
расширяется, школьники начинают решать более серьезные проблемные
задачи.
Место учебного курса «ОРКСЭ» в учебном плане школы
Федеральный базисный учебный план для образовательных
организаций Российской Федерации отводит 34 часа для изучения учебного
курса «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы
мировых религиозных культур» в четвертом классе, из расчѐта 1 час в
неделю.
Данная программа рассчитана на 34 учебных часа.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» не решает
задачи подробного знакомства с разными религиями. Главное назначение
предмета – развивать общую культуру обучающихся, формировать
гражданскую идентичность, осознание своей принадлежности к народу,
национальности, российской общности; воспитывать уважение к
представителям разных национальностей и вероисповеданий.
Исходя из этого, главной особенностью этого курса является
представление культурообразующего содержания духовно-нравственного
воспитания. Именно культурообразующее «ядро» отражает все грани
общекультурного, этического, религиозного содержания, ориентированного на
потребности как религиозной, так и нерелигиозной части общества. Прежде
всего, речь идет о формировании у обучающихся представлений о вкладе
разных религий в становление культуры общества, о роли различных
конфессий в воспитании у подрастающего поколения нравственных
ценностей. Индивидуальная культура человека связывается не только с
принадлежностью к определенному этносу и конфессии, а с пониманием
величия накопленного человечеством культурного наследия, гордостью перед
9
умом, честностью, порядочностью предшествующих поколений, с принятием
ценностей, сформировавшихся на протяжении истории разных народов.
Включение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в
основной вид деятельности обучающихся - в урочную деятельность
интегрирует духовно-нравственное развитие и воспитание в образовательную
деятельность, способствуя концентрации содержания воспитания вокруг
базовых национальных ценностей:
•
Патриотизм;
•
Социальная солидарность;
•
Гражданственность;
•
Семья;
•
Труд и творчество;
•
Наука;
•
Традиционные российские религии;
•
Искусство и литература;
•
Природа;
•
Человечество.
Система базовых национальных ценностей лежит в основе представления о
единой нации и готовности основных социальных сил к гражданской
консолидации на основе общих ценностей и социальных смыслов в решении
общенациональных задач, среди которых воспитание детей и молодѐжи.
Достижение гражданского согласия по базовым национальным ценностям
позволит укрепить единство российского образовательного пространства,
придать ему открытость, диалогичность, культурный и социальный динамизм.
Гражданское согласие по базовым национальным ценностям не имеет ничего
общего с единообразием ценностей нации и самой нации, духовной и
социальной унификацией. Единство нации достигается через базовый
ценностный консенсус в диалоге различных политических и социальных сил,
этнических и религиозных сообществ и поддерживается их открытостью друг
другу, готовностью сообща решать общенациональные проблемы, в числе
которых духовно-нравственное воспитание детей и молодѐжи как основа
развития нашей страны.
Основными целями и задачами реализации данной предметной области
средствами учебника «Основы религиозных культур и светской этики» в 4
классе остаются следующие:
•
совершенствование способности к восприятию накопленной разными
народами духовно-нравственной культуры; осознание того, что
человеческое общество и конкретный индивид может благополучно
существовать и развиваться, если стремится к нравственному
10
самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному
саморазвитию;
•
углубление и расширение представлений о том, что общечеловеческие
ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению
через этнические, культурные, семейные традиции, общенациональные
и межнациональные отношения, религиозные верования;
•
осознание того, что духовно-нравственная культура современного
человека является прямым наследником всей жизни и деятельности
предков, она берет свои истоки в повседневной жизни, в народном
эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах и др.;
•
становление внутренних установок личности, ценностных ориентаций,
убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его
принадлежностью к определенному этносу, не его религиозными
убеждениями, а нравственным характером поведения и деятельности,
чувством любви к своей родине, уважения к народам, населяющим ее,
их культуре и традициям.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения курса «ОРКСЭ»
Требования к личностным результатам
•
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства
гордости за свою Родину;
•
Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии
культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к
истории и культуре всех народов;
•
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки
на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе;
•
Развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;
•
Воспитание
доброжелательности
и
эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
•
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций;
•
Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам
•
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, а также находить средства еѐ осуществления;
11
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ
реализации; определять наиболее эффективные способы достижения
результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на
основе оценки и с учѐтом характера ошибок; понимать причины
успеха/неуспеха учебной деятельности;
•
адекватное
использование
речевых
средств
и
средств
информационнокоммуникационных технологий для решения различных
коммуникативных и
познавательных задач;
•
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных
заданий;
•
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и
жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с
задачами коммуникации;
•
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения,
обобщения классификации, установление аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
•
готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою
собственную; излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения
и оценку событий;
•
определение общей цели и путей еѐ достижения, умение договориться о
распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам
•
знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество,
нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных
традиций многонационального народа России;
•
знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их
значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
•
формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и
их роли в истории и современности России;
•
осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.
•
Содержание учебного предмета
Наименование разделов и тем
Россия - страна, объединившая народы.
Многообразие культур народов России.
12
Кол-во часов
4ч
8ч
Что объединяет разные народы.
Религиозная культура
Основы христианской культуры
5ч
2ч
8ч
Основы исламской культуры
Основы буддийской культуры
Итого:
3ч
4ч
34 ч
Планируемые результаты изучения учебного предмета
В соответствии с федеральным государственным стандартом начального
общего образования содержание данного предмета определяет достижение
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной
образовательной программы.
Личностные цели представлены двумя группами. Первая отражает
изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:
готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать
свои поступки, взаимоотношения со сверстниками;
достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и
самооценки;
личностные
качества,
позволяющие
успешно
осуществлять
различную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая
группа
целей
передает
социальную
позицию
школьника, сформированность его ценностного взгляда на
окружающий мир:
формирование
основ российской гражданской идентичности,
понимания
особой роли многонациональной России в современном мире;
воспитание чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
формирование ценностей
многонационального российского общества;
воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории,
любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения,
толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности,
вероисповедания;
понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного
поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Метапредметные результаты
определяют
круг
универсальных
учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные,
13
рефлексивные, информационные), которые успешно формируются
средствами данного предмета. Среди них:
владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное
использование речевых средств для решения задач общения с учетом
особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать
собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать
свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных
видов и жанров);
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и
жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с
информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;
овладение
методами познания, логическими
действиями
и
операциями
(сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера;
умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной
задачей и культурой коллективного труда.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего,
образовательных задач:
осознание целостности окружающего мира, расширение знаний
о
российской
многонациональной
культуре,
особенностях
традиционных религий России;
использование
полученных
знаний
в
продуктивной
и
преобразующей деятельности; способность к работе с информацией,
представленной разными средствами;
расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование
умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Планируемые результаты обучения
Личностные результаты:
– осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране,
государству; чувство привязанности и любви к малой родине,
гордости и за своѐ Отечество, российский народ и историю России
(элементы гражданской идентичности); – понимание роли человека в
обществе, принятие норм нравственного поведения; – проявление
гуманного отношения, толерантности к людям, правильного
взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста,
национальности, вероисповедания участников диалога или
деятельности; – стремление к развитию интеллектуальных,
нравственных, эстетических потребностей.
14
Универсальные учебные действия.
Познавательные:
– характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;
– сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в
фольклоре, искусстве, религиозных учениях;
– различать культовые сооружения разных религий;
– формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных
текстов.
Коммуникативные:
– рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в
России; – кратко характеризовать нравственные ценности человека
(патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие и др.).
Рефлексивные:
– оценивать различные ситуации с позиций «нравственно»,
«безнравственно»; – анализировать и оценивать совместную
деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с
поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового
этикета.
Информационные:
– анализировать информацию, представленную в разной форме (в том
числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация,
произведение искусства). К концу обучения учащиеся научатся:
Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из
прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов
и прослушанных объяснений учителя.
Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных
текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их
поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.
Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать
высказывания
участников
беседы,
добавлять,
приводить
доказательства.
Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам,
иллюстрациям) словесный портрет героя.
Оценивать
поступки реальных лиц, героев произведений,
высказывания известных личностей.
Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с
учебной задачей.
Использовать информацию, полученную из разных источников, для
решения учебных и практических задач.
К концу обучения обучающиеся смогут научиться:
15
Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и
этики;
Высказывать
предположения о
последствиях
неправильного
(безнравственного) поведения человека.
Намечать способы саморазвития.
Работать с историческими источниками и документами
Календарно-тематическое планирование по курсу «Основы
религиозных культур и светской этики», модуль «Основы
мировых религиозных культур» ( 34 ч. )
№
1
2
3
4
содержание
Тема раздела, урока
Россия - страна, объединившая народы 4ч.
Как всѐ начиналось.
Более углубленное изучение Руси в
период древности.
Знакомятся с
Древняя Русь
общественными
нормами
нравственности русского народа
Народы Поволжья
Знакомство с народами Поволжья,
Северного Кавказа.
Народы Северного
Их занятия, быт. Знакомятся с
Кавказа.
общественными
нормами
нравственности русского народа
Народы Сибири.
Знакомство с народами Сибири.
Их занятия, быт. Знакомятся с
общественными нормами нравственности
русского народа
Русский язык Беседа о русском языке, как о
государственный язык
государственном языке России.
Русский язык- государственный язык
России.
России. Знакомятся с основными
определениями
Многообразие культур народов России. 8ч
5
Когда люди объединяются. Расширить первичное представление о
родном крае, о Родине. Показать значение
Родины в жизни человека. Знать, что
живущих в нашей стране людей
объединяют общие ценности и идеалы,
которые помогают каждому наполнить
свою жизнь духовным смыслом,
16
6
Культура каждого народа
неповторима.
Что нам стоит дом
построить.
Заглянем в бабушкин
сундук.
7
Приглашаем к
праздничному столу.
8
Традиционные религии
народов России.
Войдѐм в православный
храм.
Войдѐм в буддийский
храм.
9
Войдѐм в мечеть.
Войдѐм в синагогу
10
Цаган Сар - калмыцкий
праздник весны.
Навруз - день встречи
нового года и праздник
весны.
11
Этот весѐлый праздник
Новый год.
Рождество.
Пасха.
возвыситься над простыми «животными»
интересами.
Ценности: Отечество, нравственность,
долг, милосердие, миролюбие, как основы
культурных традиций
многонационального народа России.
Развитие самостоятельности и личной
ответственности за свои поступки на
основе представлений о нравственных
нормах, социальной справедливости и
свободе.
Устройство быта, традиции
гостеприимства. Моральные и этические
требования, предъявляемые к человеку.
Знакомство с религиями народов России
Моральные и этические требования,
предъявляемые к человеку в религиозных
традициях.
Знакомство с особенностями строения
зданий, устройством домов.
Грамотно презентовать свой творческий
проект. Владеть красивой, грамотной
речью, уметь отвечать на вопросы.
Знакомство с религиями народов России
Моральные и этические требования,
предъявляемые к человеку в религиозных
традициях.
Знакомство с особенностями строения
зданий, устройством домов.
Грамотно презентовать свой творческий
проект. Владеть красивой, грамотной
речью, уметь отвечать на вопросы.
Знакомство с национальными
праздниками народов России
Толерантное отношение к представителям
разных мировоззрений и культурных
традиций.
Явления религиозной традиции и
светской культуры
Знакомство с национальными
праздниками народов России
Толерантное отношение к представителям
разных мировоззрений и культурных
традиций.
17
12
13
14
Явления религиозной традиции и
светской культуры
Курбан-байрам.
Знакомство с национальными
праздниками народов России
День рождения Пророка.
Толерантное отношение к представителям
Шаббат-священная
разных мировоззрений и культурных
суббота. Пурим.
традиций.
Праздник Весак.
Явления религиозной традиции и
светской культуры
Что объединяет разные народы. 5ч.
Какие ценности есть у
человечества
Что объединяет разные
народы. Как возникли
правила. Будь милосерден
и добр.
Почитай родителей.
15
Не завидуй.
Не предавай.
Будь щедрым,
довольствуйся малым.
16
Будь терпим, умей
прощать.
Будь честным.
Обобщение по темам 2
четверти.
17
Беседы о ценностях человека, истории
возникновения заповедей.
Социальные проблемы общества и
отношение к ним разных религий.
Толерантное отношению, взаимопомощь
Обобщить знания учеников
об
общечеловеческих ценностях: добро,
честь и достоинство, счастье и
смысл жизни, справедливость и
милосердие. Знакомство с заповедями.
Социальные проблемы общества и
отношение к ним разных религий.
Толерантное отношению, взаимопомощь
Беседы о ценностях человека, истории
возникновения заповедей. Толерантное
отношение к представителям разных
мировоззрений и культурных традиций.
Явления религиозной традиции и
светской культуры
Беседы о ценностях человека, истории
возникновения заповедей.
Из чего складывается оценка творческой
работы? Грамотно презентовать свой
творческий проект. Владеть красивой,
грамотной речью, уметь отвечать на
вопросы
Поиск необходимой информации для
выполнения заданий. Участие в диспутах:
умение слушать собеседника и излагать
своѐ мнение.
Религиозная культура 2ч.
18
18
Религия и культура.
Что такое религия?
Многобожие и единобожие
Какие религии принято
называть мировыми?
19
Что такое традиционная
религия?
Что такое религиозная
культура? Нужны ли нам
знания о различных
религиозных культурах?
Как человек
создает культуру.
О чем говорит религия Помочь сделать
первые шаги на пути самопознания,
мотивировать к
самовоспитанию
Организация своих действия (ставить
цель, планировать работу, действовать по
плану, оценивать результат); Умение
работать с информацией (самостоятельно
находить, осмысливать и использовать ее)
Как человек
создает культуру.
О чем говорит религия? Помочь сделать
первые шаги на пути самопознания,
мотивировать к самовоспитанию.
Понимать накопленный
опыт
человеческих удач и неудач.
Истоки русской культуры в православной
религии.
Основы христианской культуры 8ч.
20
21
Христианство – мировая
религия.
Три главные ветви
Боговоплощение.
Как Бог стал человеком. Голгофа.
Жертва Христа. Почему Иисус Христос не
уклонялся от своей казни Распятие Иисуса
Христа.
Символика креста
Основные события земной жизни Иисуса
Христа;
термины и понятия:
крест, Голгофа, жертва Христа, распятие,
символика; элементы общечеловеческих
ценностей;
Сын Божий Иисус Христос Боговоплощение.
Как Бог стал человеком. Голгофа.
Рождество и крещение
Жертва Христа. Почему Иисус Христос не
Иисуса
уклонялся от своей казни Распятие Иисуса
Учение Иисуса Христа
Христа.
Символика креста
Основные события земной жизни Иисуса
Христа;
термины и понятия:
19
22
23
24
25
26
крест, Голгофа, жертва Христа, распятие,
символика; элементы общечеловеческих
ценностей;
Благая весть. Крестная
Благая весть. Крестная смерть и
смерть и Воскресение
Воскресение
Иисуса
Иисуса
Беседа о жертве Иисуса Христа,
объяснение и отработка новых терминов и
понятий, составление устного рассказа по
теме «Мог ли Иисус Христос избежать
казни?», объяснение новых терминов и
понятий
Святые
апостолы
– Библия. Возникновение
Священного Предания и Священного
ученики
Писания.
Иисуса Христа
Священная книга христиан Книги Ветхого Завета.
Евангелие. Новый Завет. Евангелисты:
Библия
Матфей, Марк, Лука, Иоанн. Первые
христиане.
Роль православия в развитии образования
Православие в России
Роль православия в
и культуры русского народа.
развитии образования и
Рост числа монастырей с
культуры русского
19 по 20 век
народа. Рост числа
монастырей с 19 по 20
век
Что люди делают в храме? Устройство
Православный храм
Храм – дом Божий.
православного храма. Правила поведения
Правила поведения в
в храме. Церковное богослужение.
храме.
Церковное пение. Благословение
священника
Понимать: основные термины и понятия:
Храм. Икона. Иконостас. Царские Врата.
Алтарь.
Ценности христианской Что такое семья? Семья должна быть у
семьи Таинство брака.
каждого человека. Значение семьи для
Секреты
человека.
Семейная
родословная.
христианской семьи
Родительская ответственность за детей.
Роль отца и матери в семье. Бережное
отношение детей к своим родителям.
Семейные традиции. Из истории обряда
бракосочетания на Руси. Заключение
брака.
Православная семья. Таинство венчания.
20
27
28
29
30
Формировать чувство гордости за свою
семью,
бережное отношение к жизни человека,
забота о продолжении рода. Понимание и
поддержание таких нравственных устоев
семьи, как любовь, взаимопомощь,
уважение к родителям, забота о младших
и старших, ответственность за другого
человека.
Секреты
Из чего складывается оценка творческой
христианской семьи
работы
Основы исламской культуры Ислам мировая религия. 3ч
Чему учит ислам. Пророки Нравственные ценности ислама:
ислама.
сотворение добра,
Главная книга ислама.
отношение к старшим
Толерантное отношение к представителям
разных мировоззрений и культурных
традиций
Место, где совершаются
Нравственные основы семьи в исламе.
Что такое семья? Семья должна быть у
земные поклоны.
Ислам о семье и семейной каждого человека. Значение семьи для
человека.
жизни
Семейная родословная. Родительская
ответственность за детей. Роль отца и
матери в семье. Бережное отношение
детей к своим родителям. Семейные
традиции.
Значение семьи для мусульманина.
Качества, необходимые в семейной
жизни.
Формировать чувство гордости за свою
семью, бережное отношение к жизни
человека, забота о продолжении рода.
Понимание и поддержание таких
нравственных устоев семьи, как любовь,
взаимопомощь, уважение к родителям,
забота о младших и старших,
ответственность за другого человека.
Особенности исламского
Праздники исламских народов России: их
происхождение и особенности
искусства Праздники в
проведения. Толерантное отношение к
исламе
представителям разных мировоззрений и
21
31
32
33
культурных традиций. Явления
религиозной традиции и светской
культуры
Основы буддийской культуры 4ч.
Буддизм – мировая религия Основы буддийского учения и этики.
Кто основал буддизм?
Толерантное отношение к представителям
разных мировоззрений и культурных
традиций. Явления религиозной традиции
и светской культуры
Чему учит буддизм?
Буддийский храм. Буддийские ритуалы
Толерантное отношение к представителям
Буддийские храмы и
разных мировоззрений и культурных
монастыри.
традиций. Явления религиозной традиции
и светской культуры
Семья – это доверие и
любовь.
Буддийские праздники
34
Обобщение и закрепление
по основным разделам
курса.
Что такое семья? Семья должна быть у
каждого человека. Значение семьи для
человека.
Семейная родословная. Родительская
ответственность за детей. Роль отца и
матери в семье. Бережное отношение
детей к своим родителям. Семейные
традиции.
Праздники в буддийской культуре.
Повторение основных содержательных
моментов по курсу
ОРКСЭ
Лист коррекции
Основание для
коррекции
Содержание
коррекции
Класс и номер
урока
22
Приказ
(дата,номер)