Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа с. Крутое
УТВЕРЖДЕНА
приказом директора
МКОУ ООШ с. Крутое
от «31» августа 2018г. № 101
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование учебного предмета:
РИТОРИКА
Уровень образования:
Начальное общее образование (ФГОС НОО)
Программу разработала (и):
Крупина Нина Ивановна
учитель начальных классов,
первая квалификационная категория
Беляевская Татьяна Владимировна
учитель начальных классов, СЗД
2018 г.
1. Пояснительная записка.
1.1.Нормативно-правовые документы.
Настоящая рабочая программа составлена на основе:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 № 273Ф3;
- Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10
«Санитарно-гигиенические требования к условиям и организации обучения в ОУ»
утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
29.12.2010г. № 189 (с изменениями и дополнениями);
- Учебного плана МКОУ ООШ с.Крутое;
- Положения о рабочих программах по учебному предмету (курсу), утвержденного
приказом директора МКОУ ООШ с.Крутое от 31.08.2016г. №8
1.2.Общая характеристика учебного предмета.
Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика даѐт возможность младшему
школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями
коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения
успехов в личной и общественной жизни.
Кратко охарактеризуем риторику как учебный предмет. В структуре курса риторики
можно выделить два смысловых блока:
Первый блок – «Общение» даѐт представление о
– сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой
(коммуникативной) ситуации;
– компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда
говорит (пишет).
Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации
общения, определять речевую задачу, оценивать степень еѐ успешной реализации в
общении.
Второй блок – «Речевые жанры» – даѐт сведения о
– тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и
особенностях;
– типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);
– речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определѐнной
коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры
художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой
практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания,
объявления и т.д.
Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с
условиями речевой ситуации) даѐт возможность обучить тем видам высказываний,
которые актуальны для младших школьников.
Обучение риторике, безусловно, должно опираться на опыт учеников, приводить их к
осмыслению своего и чужого опыта общения, успешному решению практических задач,
которые ставит перед школьниками жизнь. Такие творческие, продуктивные задачи –
основа учебных пособий, а теоретические сведения, понятия даются лишь постольку,
поскольку они необходимы для решения практических задач.
Безусловно, преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном
способе получения знаний и развития коммуникативных умений – школьники
анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с
изученными правилами.
1.3. Место предмета в учебном плане.
Рабочая программа, согласно учебному плану МКОУ ООШ с.Крутое, рассчитана на 102
часа. В 1 классе – 33 часа (33 учебные недели, 1ч. в неделю) Во 2-4 классах - по 34 часов
(34 учебные недели, 1 час в неделю).
2. Планируемые результаты освоения предмета.
Одним из результатов обучения риторике является решение задач воспитания –
осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.
Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего
и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как
среды обитания.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни
общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены
бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни,
выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай
так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и
т.д.).
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и
взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к
старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни
человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости,
милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества;
желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны,
восхищение культурным наследием предшествующих поколений.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета
Эти результаты в обобщенном виде можно охарактеризовать с точки зрения достижения
установленных стандартом требований к результатам обучения учащихся:
– на уровне личностных результатов – «овладение начальными навыками адаптации в
динамично развивающемся мире», «развитие самостоятельности и личной
ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на
основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе»;
«развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей» и т.д.;
– на уровне метапредметных результатов – «овладение навыками смыслового чтения
текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно
строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и
составлять тексты в устной и письменной формах»; «овладение логическими
действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам,
<…> построения рассуждений»; «готовность слушать собеседника и вести диалог,
готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою; излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения и
оценку событий»; «<…> готовить своѐ выступление и выступать с аудио-, видео- и
графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности,
этики и этикета»; опираться на «использование знаково-символических средств
представления информации для <…> решения учебных и практических задач» и т.д.;
– на уровне результатов в предметной области «Филология» – «овладение
первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка
(орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение
ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать
адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач» и
т.д.
Таким образом, риторика, как предмет филологического цикла, помогает решению задач,
которые ставятся новым стандартом при обучении русскому языку и литературному
чтению.
1-й класс
Личностными результатами изучения программы «Детская риторика» в 1-м классе
является формирование следующих умений:
– осознавать роль речи в жизни людей;
– оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в
данной ситуации;
объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении
(правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).
Метапредметными результатами изучения программы «Детская риторика» является
формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
– соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной
деятельности;
– реализовывать простое высказывание на заданную тему;
– ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного
общения в своей жизни и жизни окружающих;
– самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток
информации, использовать школьные толковые словари;
– учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной
деятельности;
-делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Предметными результатами изучения программы «Детская риторика» в 1-м классе
является формирование следующих умений:
– различать устное и письменное общение;
– различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного общения при
взаимодействии людей, уместность использования различного темпа, громкости,
некоторых жестов и мимики в разных ситуациях;
– уместно использовать некоторые несловесные средства в своей речи;
– анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия,
прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях общения;
– продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания,
благодарности, извинения применительно к разным ситуациям общения;
– распознавать и вести этикетный диалог;
– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
– находить по абзацным отступам смысловые части текста;
– выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к
маленьким текстам;
– осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;
– выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как
важных составляющих текста;
– сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков,
опорных слов;
– сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте;
оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения.
2-й класс
Личностными результатами изучения курса риторики во 2-м классе является
формирование следующих умений:
– осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;
– осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;
– оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия
речевой роли в данной ситуации;
– анализировать тактичность речевого поведения в семье;
– объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учѐт особенностей разных
коммуникантов.
Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование
следующих учебных действий:
– формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее);
– пользоваться приѐмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от
заголовка, выделять ключевые слова;
– отличать подробный пересказ от краткого;
– знать два основных приѐма сжатия (компрессии) текста для реализации краткого
пересказа;
– пользоваться приѐмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа;
– пользоваться приѐмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
– реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определѐнной структуры,
определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что
доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило,
закон;
– реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо знакомых
предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и
учитывать особенности описания в учебно-научной речи;
– при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации,
использовать дополнительные сведения из словарей;
– делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование
следующих умений:
– характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения
поставленной коммуникативной задачи;
– определять вид речевой деятельности, характеризовать еѐ особенности;
– планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности;
– осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного
общения;
– уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи
своего высказывания;
– оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических,
грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за справкой;
– анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров просьбы,
вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях общения;
– продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого отказа,
применительно к разным ситуациям общения;
– определять тему, основную мысль несложного текста;
– определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку);
– подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой,
основной мыслью и т.д.);
– анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое
содержание рассказа с задачей рассказчика;
– разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника;
– сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй;
– давать оценку невежливому речевому поведению.
3-й класс
Личностными результатами изучения курса «Риторика» является формирование
следующих умений:
– оценивать свою вежливость;
– определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);
– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения,
установления добрых, уважительных взаимоотношений;
– осознавать свою ответственность за произнесѐнное или написанное слово;
– понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.
Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование
следующих универсальных учебных действий:
– формулировать тему урока после предварительного обсуждения;
– определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из
имеющихся критериев;
– критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при
взаимодействии;
– осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения
коммуникативных задач;
– учиться подчинять своѐ высказывание задаче взаимодействия;
– анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема,
иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач
сведения;
– продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения
(выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры;
– перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный
пересказ текста;
– осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его
план;
– анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов,
правомерность выводов;
– аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила,
цитаты;
– продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;
– знать основные приѐмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты
речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему;
репетировать выступление и т.д.;
– пользоваться приѐмами подготовки устного выступления, выступать с графическим
(возможно, аудио – , видео – ) сопровождением;
– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила
общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.
Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование
следующих умений:
– приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов;
– отличать подготовленную и неподготовленную речь;
– знать особенности неподготовленной речи;
– осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических)
для успешного общения;
– знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
– реализовывать жанры комплимента, поздравления с учѐтом коммуникативной
ситуации;
– знать особенности диалога и монолога;
– анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;
– использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;
– знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений;
исключение ненужного, вставка и т.д.);
– пользоваться основными способами правки текста.
4-й класс
Личностными результатами изучения курса «Риторика» является формирование
следующих умений:
– объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека,
общества;
– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго,
уважительного отношения в семье и к посторонним людям;
– отличать истинную вежливость от показной;
– адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своѐ высказывание в
зависимости от условий взаимодействия;
– учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную
отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;
– осознавать ответственность за своѐ речевое поведение дома, в школе и других
общественных местах;
– анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек;
– поддерживать нуждающихся в помощи не только словом, но и делом.
Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование
следующих универсальных учебных действий:
– формулировать задачу урока после предварительного обсуждения;
– оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; – анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи в общении;
– осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в
соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета;
– анализировать рассуждение, в структуре которого представлены несколько аргументов,
оценивать их значимость, достоверность фактов;
– классифицировать различные типы аргументов: научные и ненаучные (житейские),
обобщѐнные и конкретные;
– реализовывать рассуждение (устное и письменное), которое включает в себя тезис,
убедительные аргументы (иногда также вступление и заключение), соблюдая нормы
информационной избирательности;
– признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь
свою;
– различать описания разных стилей – делового и художественного;
– продуцировать описания разных стилей в зависимости от коммуникативной задачи;
– анализировать словарные статьи;
– реализовывать словарные статьи к новым словам;
– осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять
опорный конспект прочитанного или услышанного;
– воспроизводить по опорному конспекту прочитанное или услышанное;
– анализировать газетные информационные жанры, выделять логическую и
эмоциональную составляющие;
– слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы,
проблемы;
– редактировать текст с недочѐтами.
Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование
следующих умений:
– различать общение для контакта и для получения информации;
– учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания;
– уместно использовать изученные несловесные средства при общении;
– определять виды речевой деятельности, осознавать их взаимосвязь;
– называть основные признаки текста, приводить их примеры;
– называть изученные разновидности текстов – жанры, реализуемые людьми для решения
коммуникативных задач;
– продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение;
– вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, изученных в
начальной школе;
– анализировать типичную структуру рассказа;
– рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни;
– знать особенности газетных жанров: хроники, информационной заметки;
– продуцировать простые информационные жанры (типа что–где–когда и как
произошло) в соответствии с задачами коммуникации;
– объяснять значение фотографии в газетном тексте;
– реализовывать подписи под фотографиями семьи, класса с учѐтом коммуникативной
ситуации
2. Содержание учебного предмета
1 класс (33 часа)
ОБЩЕНИЕ.
Значение речи в жизни человека, общества.
Для чего люди общаются. Слово веселит, огорчает, утешает. С помощью слова люди
могут договориться о выполнении совместной работы, организовать игру.
Виды общения. Устное и письменное общение (чем различаются). Словесное и
несловесное общение. Жесты, мимика, темп, громкость в устной речи.
Виды речевой деятельности.
Слушание. Правила для слушающего.
Говорение. Голос, его окраска, громкость, темп устной речи. Правила для собеседников.
(Не говори долго; говори то, что хорошо знаешь )
Письменная речь. Графическая структура письменного текста: шрифтовые выделения.
(О чѐм нам говорят шрифт, иллюстрации.)
Словесная вежливость, речевой этикет. Способы выражения (этикетные формы)
приветствия, прощания, благодарности, извинения. Правила разговора по телефону.
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ.
Текст как смысловое и тематическое единство. Тема и основная мысль текста. Текст и
заголовок текста. Ключевые (опорные) слова. Красная строка и абзацные отступы как
смысловые сигналы частей текста.
Вывеска как информационный текст.
Приветствие, прощание, благодарность, извинение как разновидности текста (жанры).
Этикетный диалог, его особенности (на примере разговора по телефону).
Разнообразие текстов, которые встречаются в жизни: скороговорки, чистоговорки,
считалки, загадки; их произнесение с учѐтом особенностей этих текстов.
2 класс (34 часа)
ОБЩЕНИЕ. Чему учит риторика. Что такое успешное общение.
Речевая (коммуникативная) ситуация. Кто (адресант) говорит (пишет) – кому (адресат)
– что – с какой целью. Речевые роли (в семье, школе и т.д.).
Виды общения. Общение в быту (обыденное – повседневное); общение личное: один –
один (два – три).
Речевая деятельность. Четыре вида речевой деятельности. Говорить – слушать, их
взаимосвязь. Писать – читать, их взаимосвязь.
Слушание. Приѐмы слушания: фиксация темы (заголовка) высказывания и непонятных
слов.
Говорение. Основной тон, смысловое ударение, темп, громкость высказывания; их
соответствие речевой задаче.
Чтение. Изучающее чтение. Приѐмы чтения учебного текста: постановка вопроса к
заголовку и от заголовка, выделение ключевых слов (в связи с пересказом).
Письменная речь. Способы правки текста. Вычеркивание ненужного (лишнего), замена
слов (словосочетаний и т.д.), вставка необходимого и т.д.
Правильная и хорошая эффективная речь. Речь правильная и неправильная (с
нарушением норм литературного языка). Речь хорошая (успешная, эффективная).
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ. Тематическое единство как признак текста. Типы
заголовков. Основная мысль текста. Структурно-смысловые части в разных текстах.
Типы текстов.
Рассуждения. Пример и правило в рассуждении.
Описание в учебной речи, его цель, основные части. Описание в объявлении. Описаниезагадка.
Невыдуманный рассказ (о себе).
Вторичные тексты.
Понятие о пересказе. Подробный пересказ (устный). Краткий пересказ (устный). Способы
сжатия текста. Отзыв-отклик (экспромт) о книге, фильме, телепередаче.
Речевой этикет. Способы выражения вежливой речи. Этикетные средства в устной и
письменной речи.
Этикетные речевые жанры. Просьба. Скрытая просьба. Приглашение. Согласие.
Вежливый отказ.
3-й класс (34 часа)
ОБЩЕНИЕ.
Речевые (коммуникативные) задачи.
Речевая деятельность.
Говорение. Неподготовленная и подготовленная устная речь. Особенности
неподготовленной (спонтанной) речи. Приѐмы подготовки.
Слушание. Приѐмы слушания: запись опорных (ключевых) слов, составление планасхемы услышанного и т.д. Словесные и несловесные сигналы внимательного слушания
(повторение).
Чтение учебного текста, особенности восприятия этого текста. Абзацные отступы,
шрифтовые, цветовые и др. выделения. Постановка вопросов к отдельным частям текста;
к непонятным словам; составление плана как приѐм чтения.
Письменная речь. Способы правки текста: замена слов, словосочетаний, предложений,
изменение последовательности изложения, включение недостающего и т.д.
Речевой этикет. Вежливая речь. Вежливо–невежливо–грубо. Добрые слова – добрые
дела.
Правильная и хорошая (эффективная) речь. Нормы – что это такое. Зачем они нужны.
Нормы произносительные, орфоэпические, словоупотребления. Нормативные словари.
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ. Разнообразие текстов, реализуемых людьми в общении.
Диалог и монолог как разновидности текста, их особенности.
Этикетные жанры: похвала (комплимент), поздравление (устное и письменное).
Структура поздравления. Средства выражения поздравления в устной и письменной речи.
Вторичные речевые жанры.
Сжатый (краткий) пересказ, два способа сжатия исходного текста. (Повторение.)
Правила пересказа. Выборочный пересказ как текст, созданный на основе выборки
нужного материала из исходного текста.
Цитата в пересказах, еѐ роль.
Аннотация. Сжатое изложение содержания книги в аннотации.
Типы текстов.
Рассуждение, его структура, вывод в рассуждении. Правило в доказательстве
(объяснении). Цитата в доказательстве (объяснении).
Сравнительное описание с задачей различения и сходства. Правила сравнения.
Сравнительное высказывание, два способа его построения. Сравнительное описание как
завязка (начало) в развитии действия в сказках, рассказах и т.д.
Рассказ по сюжетным рисункам.
4 класс (34 часа)
ОБЩЕНИЕ.
Разнообразие речевых ситуаций. Важность учѐта речевой (коммуникативной) ситуации
для успешного общения. (Повторение и обобщение.)
Виды общения. Общение для контакта и общение для получения информации.
Особенности употребления несловесных средств.
Речевая деятельность. Основные виды речевой деятельности. Их связь.
Слушание. Опорный конспект как кодирование услышанного и прочитанного с
использованием рисунков, символов.
Говорение. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи.
Письменная речь. Редактирование и взаиморедактирование.
Речь правильная и хорошая (успешная, эффективная). Толковый словарь. Словарь
синонимов. Словарь языка писателей. Словарь эпитетов и др.
Речевой этикет. Вежливая речь (повторение). Речевые привычки. Способы выражения
вежливой оценки, утешения.
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ.
Основные признаки текста. Смысловая цельность и связность текста.
Сжатый пересказ сказанного собеседником в процессе обсуждения (темы, проблемы).
Этикетные речевые жанры. Вежливая оценка. Утешение.
Типы текстов.
Рассуждение: тезис и вывод. Вступление и заключение, их роль. Доказательства: факты
(научные, житейские), ссылка на авторитеты. Несколько доказательств в рассуждении.
Описание деловое (научное); описание в разговорном стиле с элементами
художественного стиля.
Словарные статьи в толковом и в других словарях. Особенности словарных статей как
разновидностей текста.
Рассказ как речевой жанр, его структура, особенности. Рассказ о памятных событиях
своей жизни.
Газетные информационные жанры.
Хроника. Фотография в газетном тексте, подпись к фотографии.
Информационная заметка.
Риторические умения
Понятийные и инструментальные
знания
ОБЩЕНИЕ
Для чего люди общаются.
Понятие о риторике.
Виды общения
У-1. Определять, в какой мере учтены
Устное и письменное общение
особенности устной и письменной речи для (чем различаются).
эффективности общения (в изученных
Словесное и несловесное общение.
пределах).
Жесты, мимика, темп, громкость в устной
У-2. Уместно использовать изученные
речи.
средства несловесного общения в устных
высказываниях.
Речевая деятельность
У-1. Слушать учителя, его объяснения.
Слушание.
У-2. Быть хорошим слушателем.
Правила для слушающего.
У-1. Анализировать и оценивать устную
Говорение. Голос, его окраска, громкость,
речь с точки зрения таких ее свойств, как
темп устной речи. Правила для
окраска голоса, громкость, темп, их
собеседников. (Не говори долго; говори то,
соответствие ситуации общения.
что хорошо знаешь, и т.д.)
У-1. Анализировать речь говорящего с
Вывеска.
использованием изученных правил.
Скороговорка.
У-2. Уместно, умело использовать
Чистоговорка.
громкость, темп речи в устных
Считалка.
высказываниях.
Загадка.
У-1. Произносить жанры малых форм,
Чтение. Ознакомительное чтение (мы
учитывая их особенности.
знакомимся с книгой, журналом, газетой).
У-2. Сочинять считалки, загадки.
Некоторые приемы ознакомительного
У-1. Определять, насколько уместен
чтения.
избранный прием ознакомительного чтения
для данной ситуации.
У-2. Пользоваться подходящими
приемами ознакомительного чтения.
У-1. Анализировать шрифтовые
Письменная речь. Графическая
выделения (в том числе и цветом)
структура письменного текста:
в текстах учебников.
шрифтовые выделения (о чем нам
говорят шрифт, иллюстрации).
Речь правильная и хорошая (эффективная)
У-1. Замечать разные недочеты в речи
Недочеты в речи.
говорящего.
Правильная и неправильная речь.
У-2. Исправлять замеченные ошибки.
Речевой этикет
У-1. Определять степень вежливого
В чем состоит вежливость. Вежливая речь
поведения, оценивать его, учитывая
(словесная вежливость).
ситуацию общения.
Способы выражения (этикетные формы)
У-1. Оценивать уместность использования
приветствия, прощания, благодарности,
выбранного способа выражения
извинения.
приветствия, прощания, благодарности,
Разговор по телефону.
извинения с точки зрения ситуации
Нормы- что это такое. Зачем они нужны.
общения.
У-2. Вступать в контакт и поддерживать его,
используя соответствующие этикетные
формы.
Этикетные речевые жанры
У-2. Использовать уместно различные
Приветствие.
средства выражения вежливости в
Прощание.
этикетных жанрах.
Благодарность.
У-1. Оценивать высказанную похвалу с
Извинение.
точки зрения еѐ правдивости и отобранных Похвала.
средств выражения.
Поздравления.
У-2. Поздравить с праздником и ответить
на устное поздравление
У-2. Вести этикетный диалог, пользуясь
Этикетные диалог, его особенности (на
этикетными формами вежливости.
примере разговора по телефону).
ТЕКСТ
Речевые жанры
У-1. Отличать текст как тематическое и
Что такое текст.
смысловое единство от набора предложений, Тема и основная мысль текста.
записанных как текст.
Текст и заголовок текста.
Ключевые (опорные) слова.
У-1. Определять тему и основную мысль
Красная строка и абзацные отступы как
текста.
У-1. Определять по заголовку, о чем
смысловые сигналы частей текста.
говорится в тексте; выделять в тексте
Типы текстов.
ключевые (опорные) слова; определять по
Диалог и монолог.
абзацным отступам смысловые части текста.
Пересказ.
Определять тип текста.
Цитата в пересказах и еѐ роль.
У-2. Выбирать заголовок из данных
Аннотация.
вариантов и подбирать заголовок к тексту;
cоблюдать красную строку в записях текстов.
У-1. Анализировать диалог и монолог с точки
зрения речевого поведения коммуникантов.
У-1. Определять необходимость и уместность
использования цитаты в пересказе.
У-2. Создавать выборочный
(подробный и сжаты) пересказ на основе
произведенной выборки частей текста.
У-1. Определять в аннотации те части, в
которых сжато говорится об авторе,
событиях и героях книги.
3. Тематическое планирование
1 класс
№
Тема
урока
1
Речь в жизни человека.
Содержание урока
Объяснять значение речи, общения в жизни
людей.
2
Учимся вежливости.
Оценивать уместность использования
словесных и несловесных форм приветствия в
разных ситуациях.
3
Приветствуем в зависимости
Моделировать своѐ речевое поведение в
от адресата, ситуации
ситуации приветствия в зависимости от условий
общения.
общения.
4
Вывески, их информационная Объяснять, зачем нужны вывески.
роль.
Различать вывески – слова и вывески-рисунки .
Обозначать вывески некоторых магазинов, кафе
и т.д.
РЕЧЬ КАК СРЕДСТВО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА МЫСЛИ, ЧУВСТВА
5
Слово веселит. Слово
Анализировать примеры общения, когда слово
огорчает. Слово утешает.
по-разному влияет на людей, их мысли, чувства.
6
Удивляемся, радуемся,
огорчаемся .
7
Давайте договоримся .
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
Объяснять, что словом можно влиять на людей
– поднять настроение, огорчить, утешить.
Объяснять, что с помощью слова можно
договариваться об организации игры,
совместной работы .
РЕЧЬ: УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ
Говорим – слушаем, читаем – Называть виды речевой деятельности.
пишем.
Различать устную и письменную речь.
Устная речь. Громко–тихо.
Оценивать уместность использования
Быстро–медленно.
громкости, темпа устной речи в разных
ситуациях.
Узнай по голосу.
Демонстрировать уместное использование
громкости, темпа в некоторых высказываниях:
скороговорках, чистоговорках, считалках и т.д .
Правила разговора по
Оценивать использование этикетных формул
телефону.
при телефонном разговоре. Моделировать
телефонный разговор в соответствии с
условиями общения.
Несловесные средства устного Называть средства несловесного общения,
общения: мимика и жесты.
объяснять их значение при устном общении.
Несловесные средства устного Демонстрировать уместное использование
общения: мимика и жесты.
изученных несловесных средств при решении
риторических задач. Оценивать уместность
использования словесных и несловесных форм
прощания в разных ситуациях.
Прощаемся в разных
Моделировать своѐ речевое поведение в
ситуациях общения.
ситуации прощания в зависимости от условий
общения.
Правила вежливого поведения Оценивать степень вежливости собеседника при
во время разговора.
разговоре. Называть правила вежливости при
разговоре.
Объяснять, почему их следует соблюдать.
Оценивать уместность использования
словесных и несловесных форм благодарности в
разных ситуациях .
ТЕКСТ
Текст – что это такое?
Различать текст и набор предложений.
Определять тему текста.
О ком? О чѐм? (Тема текста).
Заголовок. Разные заголовки.
Объяснять роль заголовка. Озаглавливать текст.
Извинение.
Оценивать уместность использования
словесных и несловесных форм извинения
в разных случаях.
Очень важные слова.
Моделировать своѐ речевое поведение в
зависимости от ситуации извинения.
Знакомые незнакомцы.
Определять по ключевым словам, о чѐм
говорится в тексте .
Ключ к тексту (основная
Называть ключевые слова в сказках, сказочных
мысль текста).
историях. Выделять незнакомые слова в тексте.
Оформление текста на письме. Выяснять значение непонятных слов.
Определять основную мысль текста .
24
Знаки в тексте.
25
Абзацы.
26
27
28
Как построен текст.
Как построен текст.
Обращение.
29
Обращение.
30
Повторение.
31
Повторение.
32
Обобщение.
33
Обобщение.
Объяснять роль знаков препинания, абзацев в
тексте.
Объяснять роль знаков препинания, абзацев в
тексте.
Выделять начало, основную часть, конец текста.
Называть изученные признаки текста.
Оценивать уместность речевых средств
обращения в разных ситуациях.
Моделировать уместные средства обращения
при решении риторических задач.
Различать разновидности текстов, с которыми
ученики познакомились в течение года.
Объяснять роль речи, вежливого общения в
жизни людей.
Объяснять роль речи, вежливого общения в
жизни людей.
Объяснять роль речи, вежливого общения в
жизни людей.
2 класс
№
Тема
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
Содержание урока
ОБЩЕНИЕ (I часть – 17 часов)
Проверь себя. (Повторение
Приводить примеры важности общения в жизни
изученного в 1-м классе.)
людей.
Наука риторика. Компоненты Разыгрывать этикетные диалоги приветствия,
речевой ситуации: кто
прощания, благодарности, извинения.
(адресант) – кому (адресат)
что (содержание
высказывания) Говорит–
пишет. Твои речевые роли.
ЧЕМУ УЧИТ РИТОРИКА
Наука риторика. Компоненты Давать определение риторики как науки,
речевой ситуации: кто
которая учит успешному общению. Называть
(адресант) – кому (адресат)
адресанта, адресата высказывания.
что (содержание
Характеризовать успешность высказывания (с
высказывания).
точки зрения достижения задачи
взаимодействия).
Говорит–пишет.
Оценивать уместность использования
словесных и несловесных средств в
риторических заданиях.
Твои речевые роли.
Называть свои речевые роли в разных
ситуациях общения.
КАК МЫ ГОВОРИМ
Темп. Громкость.
Называть несловесные средства общения.
То же слово, да не так бы
Оценивать уместность использования
молвить (тон речи).
несловесных средств общения: громкости,
темпа тона, мимики, взгляда, жестов, позы в
разных ситуациях.
Настроение, чувства и тон
Оценивать уместность использования
говорящего.
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
несловесных средств общения: громкости,
темпа тона, мимики, взгляда,
жестов, позы в разных ситуациях.
Мимика, жесты, поза.
Демонстрировать уместное использование
Говорящий взгляд.
изученных несловесных средств при решении
риторических задач .
УЧУСЬ СЛУШАТЬ
Мы слушаем – нас слушают.
Объяснять важность слушания в разных
ситуациях общения.
Сигнал принят, слушаю!
Называть словесные и несловесные сигналы
(средства), которые показывают собеседнику,
что его внимательно слушают.
Слушаем и стараемся понять,
Моделировать использование этих средств в
выделяем непонятное.
разных ситуациях общения.
Слушаем, как говорят.
Выделять непонятное при слушании,
спрашивать о незнакомых словах, выражениях.
Слушаем на уроке, слушаем
Демонстрировать использование приѐмов,
целый день!
помогающих понять звучащий текст.
ВЕЖЛИВАЯ ПРОСЬБА
Вежливая просьба.
Объяснять, какими правилами можно
пользоваться, чтобы просьбу выполнили.
Скрытая просьба.
Называть речевые формулы вежливой просьбы.
Характеризовать особенности скрытой просьбы.
Моделировать просьбу (и скрытую просьбу) в
различных ситуациях общения.
УЧУСЬ ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ
Объяснять роль шрифтовых выделений в
О чѐм нам говорит шрифт.
учебных текста.
Рисунки, иллюстрации,
Анализировать информацию, представленную
таблицы, схемы…
на рисунках, схемах и т.д.
Приводить примеры удачных рисунков,
иллюстраций, схем, таблиц, помогающих
понять текст (из разных учебников для 2-го
класса).
ТЕМА И ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ
Тема, основная мысль,
Определять тему и основную мысль текста.
заголовок.
Озаглавливать текст.
Опорные слова.
Выделять опорные слова в тексте.
Повторение.
Моделировать текст (устный ответ) по
записанным ранее опорным словам.
ПЕРЕСКАЗ
22
Подробный пересказ.
23
Краткий пересказ.
24
План.
Различать подробный и краткий пересказ.
Пересказывать текст подробно.
Реализовывать краткий пересказ, пользуясь
правилами сокращения исходного текста.
Объяснять, почему план можно сравнить с
кратким пересказом текста. Составлять план
текста (сказки, рассказа) по сюжетным
картинкам. Составлять план текста для
пересказа.
ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Согласие или отказ.
Отказывай, не обижая.
Приводить примеры ситуаций, в которых
можно согласиться или отказать в выполнении
просьбы.
Называть слова, которыми можно выразить
согласие или отказ. Называть словесные и
несловесные средства, смягчающие отказ.
Оценивать степень вежливости отказа.
Ответы на отказ.
Моделировать этикетный диалог: просьба–
согласие–ответ на согласие. Моделировать
этикетный диалог: просьба–отказ–ответ на
отказ.
ТИПЫ ТЕКСТОВ
Типы текстов.
Различать повествование, описание,
рассуждение.
Объяснять, чем они отличаются.
РАССУЖДЕНИЕ
Рассуждение.
Определять задачу рассуждения: объяснить,
Примеры в рассуждении.
доказать.
Называть части рассуждения.
Вводить в рассуждение убеждающие примеры.
Точные и неточные
Различать точные и неточные рассуждения.
объяснения.
ОПИСАНИЕ
Описание, признаки предмета. Определять тему, основную мысль описания.
Описывать хорошо знакомый предмет,
животное, подчиняя описание его основной
мысли.
Описание в объявлении,
Определять в тексте его описательный
загадки-описания, сочини
фрагмент.
загадку.
Сочинять загадку, в основе которой лежит
описание.
НЕВЫДУМАННЫЙ РАССКАЗ
Было или придумано,
Анализировать невыдуманный рассказ о случае,
части рассказа.
который произошѐл с рассказчиком .
Определять части рассказа, соответствие его
содержания и речевого оформления речевой
задаче рассказчика.
Хочу вам рассказать.
Реализовывать рассказ о случае из своей жизни.
Реализовывать изученные типы текстов,
речевые жанры.
Разыгрывать риторические игры.
Темп. Громкость. То же слово, Называть несловесные средства общения.
да не так бы молвить (тон
Оценивать уместность использования
речи).
несловесных средств общения: громкости,
темпа тона, мимики, взгляда, жестов, позы в
разных ситуациях.
3 класс
№
Тема
урока
Содержание урока
ОБЩЕНИЕ. НАУКА РИТОРИКА
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Проверь себя. Что мы помним
о речевой ситуации.
Рассказывать о науке риторике, еѐ задачах,
значении в жизни людей. Приводить примеры
успешного общения в жизни людей и в
литературных произведениях.
Твои речевые роли.
Называть свои речевые роли в разных
(Повторение.)
ситуациях общения. Анализировать свою и
чужую речь (в летний период) с помощью
анкеты.
С какой целью? Зачем?
Анализировать высказывание с точки зрения
его соответствия речевой задаче. Реализовывать
высказывание с учѐтом коммуникативной
задачи.
Задачи общения.
Называть задачи общения.
Называть некоторые коммуникативные
профессии.
УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ
Неподготовленная речь.
Различать подготовленную и неподготовленную
Подготовленная речь.
речь.
Анализировать примеры неподготовленной
речи .
Называть приѐмы подготовки устного
высказывания.
Демонстрировать уместное использование
Приѐмы подготовки .
приѐмов подготовки, которые важны с точки
зрения достижения задачи высказывания.
Говорим подробно, кратко.
Приводить примеры ситуаций, когда следует
говорить подробно, а когда – кратко.
ПОХВАЛА (КОМПЛИМЕНТ)
Похвала (комплимент).
Оценивать похвалу с точки зрения еѐ
правдивости и отобранных средств выражения.
Выразить похвалу и ответить на неѐ в
соответствии с коммуникативной ситуацией.
СЛУШАЕМ, ВДУМЫВАЕМСЯ
Слушаем, вдумываемся.
Называть задачи слушания. Формулировать
свою задачу как слушателя в конкретной
ситуации.
Демонстрировать уместное использование
сигналов внимательного слушателя.
Демонстрировать использование приѐмов
слушания, эффективных в предложенных
риторических задачах. Оценивать свои
особенности как слушателя.
УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ПИСАТЬ
Читаем учебные тексты.
Анализировать роль различных выделений в
Учимся писать,
учебных текстах.
редактировать.
Перерабатывать прочитанный учебный текст,
определяя его тему, основную мысль, составляя
план.
Как исправить текст?
Объяснять, зачем нужно исправлять текст.
(Правка текста.)
Называть некоторые приѐмы редактирования
(вставка; замена слова, словосочетания и т.д.;
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
исключение ненужного и т.д.).
Вносить правку в свой и чужой текст, пользуясь
изученными приѐмами.
ВЕЖЛИВОЕ ОБЩЕНИЕ
Что такое вежливость.
Давать определение вежливости.
Что такое вежливость.
Анализировать свою и чужую степень
вежливости (вежливо–невежливо–грубо) в
разных ситуациях.
Добрые дела – добрые слова.
Оценивать соответствие вежливых слов добрым
делам.
РАЗНЫЕ ТЕКСТЫ
Проверь себя.
Называть признаки текста, типы текстов.
Объяснять, чем отличаются устные и
письменные тексты.
Тексты разные нужны.
Характеризовать разные тексты с точки зрения
их коммуникативных задач, сферы
употребления.
Диалог и монолог.
Различать диалог и монолог. Анализировать
диалог и монолог с точки зрения речевого
поведения коммуникантов.
ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
Пиши правильно!
Объяснять, как нарушение норм мешает
Произноси правильно!
взаимопониманию, успешному общению.
Определять, как нарушение норм характеризует
говорящего или пишущего.
Употребляй слова правильно! Демонстрировать умение пользоваться
орфографическим, орфоэпическим и толковым
словарѐм.
ПРАВИЛА УСПЕШНОГО ПЕРЕСКАЗА
Пересказ.
Определять способы сжатия текста при
сравнении с исходным: способ исключения
подробностей и способ обобщѐнного изложения
текста. Реализовывать сжатый текст, пользуясь
способом исключения подробностей и способом
обобщения.
Выбери нужное. (Выборочный Выделять в исходном тексте материал,
пересказ.)
относящийся к теме выборочного пересказа.
Реализовывать выборочный (подробный и
сжатый) пересказ на основе произведѐнной
выборки частей текста.
Цитата в пересказе. Кратко о
Определять необходимость и уместность
книге (аннотация).
использования цитаты в пересказе. Вводить в
пересказ эффективные цитаты. Определять в
аннотации те части, в которых сжато говорится
об авторе, событиях, героях книги.
ПОЗДРАВЛЯЮ ТЕБЯ … ВАС…
Поздравляю кого?
Анализировать структуру поздравления –
С чем? Как? Желаю кому?
устного и письменного. Оценить поздравление
Чего? Как?
с точки зрения его соответствия речевой
ситуации.
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Реализовывать поздравление в устной и
письменной форме с праздником (с днѐм
рождения, успехом и т.д.) и отвечать на устное
поздравление.
УЧИСЬ ОБЪЯСНЯТЬ И ДОКАЗЫВАТЬ
Рассуждение.
Анализировать известные структуры
рассуждений.
Вывод в рассуждении
Анализировать известные структуры
рассуждений, в том числе рассуждение с
выводом.
Правило и цитата в
Объяснять роль правила и цитаты в
доказательстве.
рассуждении.
Моделировать рассуждения, пользуясь
правилами и цитатами как доказательствами.
ЧТО ОБЩЕГО – ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ
Сравни и скажи.
Анализировать сравнительные описания, их
структуру.
Правила сравнения.
Называть правила сравнения.
Реализовывать сравнительные описания
сходных предметов, понятий с учѐтом задачи
сравнения .
Как строятся сравнительные
Определять способ построения сравнительного
тексты.
описания: последовательное или параллельное
сравнение.
Реализовывать сравнительное описание
разными способами.
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ
Итоговое занятие.
Реализовывать изученные типы текстов,
речевые жанры.
Разыгрывать риторические игры.
Неподготовленная речь.
Различать подготовленную и неподготовленную
Подготовленная речь.
речь.
Анализировать примеры неподготовленной
речи .
Называть приѐмы подготовки устного
высказывания.
Демонстрировать уместное использование
Приѐмы подготовки.
приѐмов подготовки, которые важны с точки
зрения достижения задачи высказывания.
Говорим подробно, кратко
Приводить примеры ситуаций, когда следует
говорить подробно, а когда – кратко .
С днѐм рождения!
С Новым годом!
С праздником 8 Марта!
4 класс
№
Тема
урока
1
Речевая ситуация.
2
Учитывай, с кем, почему, для
Содержание урока
Называть компоненты речевой ситуации.
Объяснять, почему их нужно учитывать для
того, чтобы общение было успешным.
Анализировать и оценивать свои и чужие
чего …ты общаешься.
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
успехи и неудачи в общении. Определять вид
общения по его основной задаче: сообщить,
запросить информацию, обменяться
информацией; поддержать контакт и т.д.
Улыбнись улыбкою своею
Объяснять значение улыбки как средства для
(улыбка как важное
установления и поддержания контакта,
несловесное средство
выражения доброжелательного и
общения).
внимательного отношения к собеседнику.
Демонстрировать уместное использование
улыбки в разных ситуациях общения.
Особенности говорения.
Называть словесные и несловесные средства
устной речи.
Речевые отрезки и паузы.
Объяснять роль пауз, логических ударений.
Определять уместность употребления
несловесных средств при устном общении.
Демонстрировать уместное употребление
несловесных средств.
Успокоить, утешить словом.
Называть этикетные формулы утешения.
Реализовывать этикетный жанр утешения в
зависимости от речевой ситуации.
Утешить – помочь, утешить – Определять ситуации, необходимость и
поддержать .
возможности утешения не только словом, но и
делом.
Какой я слушатель.
Оценивать себя как слушателя.
Я – читатель.
Оценивать себя как читателя.
ТЕКСТ
Типы текстов.
Моделировать рассуждение, повествование,
описание на одну и ту же тему в зависимости от
предложенных начальных и конечных
предложений – абзацев.
Яркие признаки текста.
Называть признаки текста.
Абзацные отступы,
Подбирать завершающие предложения (абзацы)
завершающий абзац.
к незавершѐнным текстам.
Запрет-предостережение,
Анализировать жанр запрета, его соответствие
запрет – строгий и мягкий.
речевой ситуации. Реализовывать жанр
строгого и мягкого запрета в зависимости от
ситуации общения.
Знаки вокруг нас, дорожные
Объяснять значение известных школьникам
знаки.
знаков, роль знаков в современной жизни.
Знаки-символы и знаки-копии. Различать знаки-символы и знаки-копии.
Опорные конспекты.
Составлять опорный конспект услышанного и
прочитанного в форме таблицы, схемы; с
использованием принятых и придуманных
символов, рисунков.
Составляем опорный
Воспроизводить по опорному конспекту
конспект.
услышанное и прочитанное.
Описание – деловое и
Различать описания разных стилей.
художественное. Вежливая
Реализовывать описания двух разных стилей.
оценка.
Анализировать оценочное высказывание с
точки зрения его убедительности и вежливости.
Вежливо и убедительно оценивать чужую
работу, характер и т.д.
24
Выделять вступление, тезис, доказательства,
вывод, заключение (если все эти части есть) в
рассуждении.
Скажи мне, почему;
Анализировать факты и вывод в рассуждении,
аргументы (рассуждение).
убедительность доказательств.
Во-первых, во-вторых, вРеализовывать рассуждение с несколькими
третьих …
доказательствами.
РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ
Словарная статья.
Анализировать словарную статью.
Словарная статья.
Реализовывать словарную статью к новым
словам.
Рассказ.
Анализировать типичную структуру рассказа.
25
Хочу рассказать.
19
20
21
22
23
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Скажи мне, почему;
аргументы (рассуждение).
Рассказывать (устно и письменно) о памятных
событиях жизни.
Служба новостей.
Отделять информацию о самом событии и
отношение автора к событию.
Что такое информация.
Называть особенности содержания и речевого
оформления информационных жанров.
Газетная информация, факты, Анализировать информационные жанры, их
события и отношение к ним.
соответствие речевой задаче и жанровым
особенностям .
Информационные жанры:
Реализовывать хронику, информационную
хроника, заметка.
заметку в газету, подпись под фотографией в
зависимости от коммуникативной задачи,
адресата и т.д.
ОБОБЩЕНИЕ
Говорю, пишу, читаю,
Приводить примеры связи используемых
слушаю.
людьми видов речевой деятельности. Называть
изученные речевые жанры. Формулировать
правила эффективного общения.
Речевые жанры.
Приводить примеры жанров и ситуаций, в
которых они используются .
Этикетные жанры и слова
Называть этикетные речевые жанры.
вежливости.
Объяснять роль вежливого, тактичного
взаимодействия для решения коммуникативных
задач. Оценивать свои речевые привычки.
Хочу вам рассказать.
Разыгрывать этикетные диалоги по всем
изученным в 1–4-м классах жанрам.
Речевая ситуация.
Называть компоненты речевой ситуации.
Объяснять, почему их нужно учитывать для
того, чтобы общение было успешным