Мои профессиональные намерения

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа с. Крутое
УТВЕРЖДЕНА
приказом директора
МКОУ ООШ с. Крутое
от «31» августа 2018г. № 101

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование элективного курса:

«Мои профессиональные намерения»

Уровень образования:

Основное общее образование (ФК ГОС)

Программу разработала (и):

Гаврилова Светлана Владимировна
учитель технологии,

2018 г.

Аннотация к рабочей программе
Курс «Мои профессиональные намерения» является составной частью образовательной области «Технология». Он предназначен для учащихся 9
класса, на изучение курса выделяются 17 часов . При этом 70% учебного времени отводится на теоретические и 30% - на практические занятия. Изучения
курса завершается выполнением и защитой творческого проекта «Мой выбор»
Цели курса: подготовить учащихся к адекватному профессиональному самоопределению; сформировать у них обоснованное профессиональное
намерение; способствовать реализации выпускниками школ конституционного права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать
род деятельности и профессию; развивать способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
Задачи курса:
1. Вооружение учащихся научными основами профессионального самоопределения.
2. Повышение профессиональной грамотности учащихся.
3. Формирование у учащихся профессиональной направленности, профессионального самосознания и призвания, положительного отношения к
себе как субъекту будущей профессиональной деятельности.
4. Развитие у учащихся умения анализировать профессии и профессиональную деятельность и соотносить свои способности с требованиями
профессии.
5. Формирование потребности в профессиональном самосовершенствовании.
1. Планируемые результаты
Учащиеся должны знать: социальную и личностную значимость правильного профессионального самоопределения; ситуацию выбора профессии;
возможные ошибки и затруднения при выборе профессии; правила выбора профессии; понятие о профессиях, специальностях, должностях; отрасли
экономики; способы классификации профессий, понятие о психофизиологических особенностях личности, связанных с выбором профессии; сущность и
этапы выполнения профессиональных проб; требования к выполнению и оформлению творческого проекта «Мой выбор».
Учащиеся должны иметь представление; о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах организации труда; о
сущности хозяйственного
2.Содержание курса
Раздел 1 «Основы профессионального и жизненного самоопределения»
1. Введение в курс «Мои профессиональные намерения». Основы жизненного и профессионального самоопределения. Смысл и цель жизни
человека - 1 час.
Цели и задачи курса. Содержание и специфика занятий. Структура, порядок выполнения и защиты творческого проекта «Мой выбор». Литература по
курсу. Сущность и виды самоопределения человека. Жизненное и профессиональное самоопределение, их сущность и взаимосвязь. Смысл и цель жизни
человека. Личностный и социальный аспекты выбора профессии. Определение понятий «наличное Я», «желаемое Я». Роль осознанного смысла жизни в
выборе профессии
Практическая работа. Выписать в тетрадь опорные понятия. Сформулировать и записать в тетрадь смысл и цель своей жизни. Проведение
дидактической игры «Эпитафия».
2. Сущность и структура процесса профессионального самоопределения и развития — 1 час.

Компоненты процесса профессионального самоопределения: трудолюбие, интерес к работе, потребность в профессиональном самоопределении,
профессиональный интерес, склонность, профессиональный идеал, мотивы выбора профессии, профессиональное самопознание, профессиональное
призвание. Показатели профессионального самоопределения: мечта о профессии, профессиональное намерение, профессиональное стремление.
Этапы профессионального самоопределения и саморазвития личности.
Практическая работа. Выписать в тетерадь опорные понятия. Выписать в тетрадь и осмыслить высказывание Г. К. Жукова: «Далеко в жизни уходит
тот, кто идёт твёрдо к избранной цели. Найди в молодости свою профессию, определи жизненную дорогу и иди по ней упорно к намеченной уели —
тогда удастся у тебя жизнь».
3. Темперамент и выбор профессии — 1 час.
Сущность и типы темперамента, их психологическая характеристика, особенности проявления в учебной и профессиональной деятельности
человека
Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятии. Определение типа темперамента школьников по методике Айзенка.
4.Характер и выбор профессии 1 час.
Определение понятия «характер». Черты и типы характера. Положительные и отрицательные черты характера в отношении человека к себе,
другим людям, различным видам деятельности, общественной и личной собственности. Характер и выбор профессии. Общие требования типов
профессии к характеру человека.
Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятии. Определение особенностей характера по методике «Мой характер».
5. Роль способностей в профессиональной деятельности — 1 час.
Сущность понятия «способности», общие и специальные способности. Уровни развития способностей: неспособность, способность, талант,
гениальность. Основные свойства специальных способностей. Задатки как предпосылка формирования и развитие способностей. Способности и выбор
профессии. Типы профессии и специальные способности.
Практическая работа. Запись в тетради опорных понятии. Выявление склонностей и способностей учащихся при помощи методике «КОС» и
«Определение склонностей».
6. Тип личности и выбор профессии — 1 час.
Понятие типизации. Социально-профессиональные типы людей: реалистические (практические), интеллектуальные, артистические, социальные,
предприимчивые (предпринимательские), конвенциональный (упорядочивающий); предпочитаемые сферы деятельности. Взаимоотношения типов
людей: схожие и противоположные типы. Тип личности и профессиональная деятельность.
Практическая работа. Запись в тетради опорных понятии. Выявления типов личности по методике Дж. Холланда.
7. Значение, ситуация и правила выбора профессии. Типичные ошибки при выборе профессии — 1 час.
Значение выбора профессии для человека и общества. Ситуация и факторы выбора профессии. Ситуация выбора профессии: «Хочу-Могу-Надо».
Требования к выбору профессии. Условия оптимального (правильного) выбора профессии. Правила выбора профессии. Пути приобретения профессии.
Типичные ошибки при выборе профессии. Незнание мира профессий. Незнание правил выбора профессий. Незнание себя.
Практическая работа. Записать в тетрадь опорные понятия и правила выбора профессии. Проведение диспута «Кем быть?».
Решение ситуаций выбора профессий. Заполнить таблицу:

Незнание мира профессий

Незнание себя

1. Устаревшие представления 1. Необъективная
о характере труда и условиях своих возможностей
труда в конкретных
профессий.

Незнание правил выбора
профессии
оценка 1. Отождествление учебного
предмета с профессией

2.
Предубеждения
в 2. Неумение соотнести свои 2. Перенос отношения
отношении
престижности способности с требованиями человеку на профессию
профессии
профессии
3. Выбор профессии
компанию»

к

«за

4. Неумение определить пути
приобретения профессии
8. Контрольная работа по разделу «Основы профессионального и жизненного самоопределения» - 1 час.
Раздел 2. Мир труда и профессий
9. Профессия и специальность: происхождение и сущность. Многообразия мира труда — 1 час.
Происхождение труда. Разделение труда. Мануфактура. Крупная машинная индустрия. Постиндустриальное общество. Современные формы
разделения труда: международное, отраслевое, технологическое, функциональное, профессиональное, специальное. Сущность понятий «профессия»,
«специальность», «квалификация», «должность». Основные характеристики профессий.
Практическая работа. Запись в тетрадь основных опорных понятий. Проведение дидактической игры «Профессия, должность, специальность» и
викторины «Кто больше знает профессий». Записать основные понятия. Заполнить таблицу:

Позиции
Моя будущая профессия
Сфера экономики
Отрасль экономики
Сектор экономики
10.Классификация профессий. Формула профессии — 1 час.

Содержание

Способы классификации профессии, их достоинства и недостатки. Классификационные признаки. Классификация профессии Е.А.
Климова по предмету, цели, орудиям и условиям труда. Классы профессии. Отделы профессий. Группа профессии. Формула профессий и ее роль в
процессе подготовки учащихся к профессиональному самоопределению.
Практическая работа. Запись в тетрадь основных понятий. Дидактическая игра «Классификация профессии». Определение школьниками
формулы своей будущей профессии.
11. Профессиональная деятельность и карьера человека — 1 час.
Профессиональная деятельность: функции, цели, задачи, средства и предметы труда, результаты. Профессиональная компетентность,
профессиональное мастерство. Показатели профессионального мастерства. Профессиональная карьера, ее формы. Структура плана профессиональной
карьеры.
Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Заполнение таблицы:

Позиции

Содержание

Моя будущая профессия
Цель деятельности
Задачи деятельности
Предмет труда
Средства труда
Результаты труда
Требуемый уровень образования
Возможности профессионального роста
(разряд, класс, категория, звание)
Возможная заработная плата
12. Рынок труда и его требования к профессионалу — 1 час.
Сущность рынка труда и принципа его формирования. Безработица и причины ее появления. Статус безработного. Требования к современному
профессионалу. Профессии в XXI веке. Рынок труда Республики Бурятия.
Практическая работа. Записать в тетрадь опорные понятия. Изложить в тетради сведения о личных и профессиональных качествах,
профессионального идеала, которого можно считать образцом для подражания в будущей профессиональной деятельности.
13. Контрольная работа по разделу «Мир труда и профессии» - 1 час.
Раздел 3. Человек и профессия

14. Профессионально важные качества личности-1 час.
Сущность и структура профессионально важных качеств человека. Направленность личности, показатели профессиональной направленности.
Ориентация на группу родственных профессий. Профессиональное призвание. Знания, умения, навыки. Типологические особенности человека. Общение,
особенные и специфические профессионально важные качества личности.
Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Заполнить таблицу:

Профессиональные качества, необходимые для овладения выбранной мною профессией
общение

особенные

специфические

15. Интересы и склонности. Мотивы выбора профессии -1 час.
Сущность понятий «интересы» и «склонности». Отличие интереса от склонности. Профессиональные интересы и склонности, их роль в процессе
профессионального самоопределения. Способы формирования профессиональных интересов. Мотивы выбора профессии. Группы мотивов выбора
профессии: социальные, моральные, эстетические, познавательные, творческие, материальные, престижные.
Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Определение склонностей школьников к сфере профессиональной деятельности
(методика ОПГ) и мотивов выбора будущей профессии (анкета мотивов выбора профессии).
16. Творческий проект «Мой выбор»: разработка и оформление – 1 час.
Цели и задачи творческих проектов «Мой выбор». Компоненты проекта «Мой выбор». Требования к оформлению проекта. Порядок проведения
защиты проекта. Критерии оценивания проекта.
Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Ознакомление с примерами творческих проектов «Мой выбор», выполненными
учениками предыдущих классов. Выполнение и оформление проекта.
17.Защита творческих проектов «Мой выбор»– 1 час.
Критерии оценки их выполнения и защиты. Представление жюри. Порядок проведения защиты творческих проектов. Представление учащимися
пояснительной записки и результатов профпроб, ответы на вопросы. Оценивание защиты, подведение итогов.
Практическая работа. Представление и защита проектов.

3.Тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

1

Введение в курс «Мои профессиональные намерения»

1

2

Сущность и структура процесса

1

3

Темперамент и выбор профессии

1

4

Характер и выбор профессии

1

5

Роль способностей в профессиональной деятельности

1

6

Тип личности и выбор профессии

1

7

Значение, ситуация и правила выбора профессии

1

8

Самостоятельная работа «Основы профессионального и жизненного самоопределения»

1

9

Профессия специальность: происхождение и сущность. Многообразие мира труда

1

10

Классификация профессий

1

11

Профессиональная деятельность и карьера человека

1

12

Рынок труда и его требования к профессионалу

1

13

Самостоятельная работа «Мир труда и профессий»

1

14

Профессионально важные качества личности

1

15

Интересы и склонности. Мотивы выбора профессии

1

16

Творческий проект «Мой выбор»: разработка и оформление

1

17

Защита творческих проектов «Мой выбор»

1

Итого

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».