Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа с. Крутое
УТВЕРЖДЕНА
приказом директора
МКОУ ООШ с. Крутое
от 31 августа 2018г. № 101
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование учебного предмета:
Уровень образования:
Программу разработал:
КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Основное общее образование (ФГОС ООО)
(5-7,9 классы)
Порядин Виктор Викторович
учитель физической культуры
соответствие занимаемой должности
2018 год
Пояснительная записка
Нормативно-правовые документы
Настоящая рабочая программа составлена на основе:
Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897 (с дополнениями и изменениями.);
Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального
учебно-методического объединения по общему образованию: протокол № 1/15 от 08 апреля 2015 года);
СанПиН 2.4.2. 28 21-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательном
учреждении» (с изменениями № 3 от 24.11.2015г);
Учебного плана МКОУ ООШ с. Крутое;
Положения о структуре, порядке разработки и об утверждении рабочей программы по предметам (курсам), утвержденное
приказом МКОУ ООШ с. Крутое №53 от 22.08. 2016г.
Место учебного предмета в учебном плане
В учебном плане МКОУ ООШ с. Крутое на изучение курса на уровне основного общего образования (5-7,9 классы) отводится
136 часов, в том числе: 5 класс -34 часа, 6 класс – 34 часа, 7 класс – 34 часа, 9 класс – 34 часа.
1. Планируемые результаты обучения
Личностные результаты:
• развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов
личности от внешних и внутренних угроз;
• формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
• воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и
общественной ценности
Метапредметные результаты:
• овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных
ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных
ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
• овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в
различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей
деятельности в обеспечении личной безопасности;
• формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к
обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с
использованием различных источников и новых информационных технологий;
• развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого
человека на иное мнение;
• освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций.
• формирование духовно-нравственных качеств учащихся для снижения опасности быть вовлеченным в экстремистскую и
террористическую деятельность.
Предметные результаты:
• формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
• понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
• понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от
опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
• формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребления алкоголя, наркотиков, курения и нанесения иного
вреда здоровью;
• формирование экстремистской и антитеррористической личностной позиции;
понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
• знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и
терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
• знание и умение применять правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
• умения оказывать первую медицинскую помощь;
• умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа
специальной информации, получаемой из различных источников;
• умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план
действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их
возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.
3. Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения культуры безопасности жизнедеятельности ученик должен знать/понимать:
- основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;
- правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;
- способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и
пищи, сооружение временного укрытия;
- правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, пассажиров транспортных средств и
велосипедистов); уметь:
- действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
- соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
- оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;
- пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской
аптечкой) и средствами коллективной защиты;
- вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;
- действовать согласно установленному порядку по сигналу "Внимание всем!", комплектовать минимально необходимый набор
документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения;
- соблюдать правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, пассажиров транспортных средств и
велосипедистов);
- адекватно оценивать ситуацию на проезжей части и тротуаре с точки зрения пешехода и (или) велосипедиста;
- прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода, пассажира транспортного средства и (или) велосипедиста в
различных дорожных ситуациях для жизни и здоровья (своих и окружающих людей);
использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;
- соблюдения мер предосторожности и правил поведения в общественном транспорте;
- пользования бытовыми приборами и инструментами;
- проявления бдительности, безопасного поведения при угрозе террористического акта;
- обращения в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
2. Содержание учебного предмета
Основы безопасности личности, общества и государства
Основы комплексной безопасности
Человек и окружающая среда. Мероприятия по защите населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой,
предельно допустимые концентрации вредных веществ в атмосфере, воде, почве. Бытовые приборы контроля качества окружающей среды
и продуктов питания. Основные правила пользования бытовыми приборами и инструментами, средствами бытовой химии, персональными
компьютерами и др. Безопасность на дорогах. Правила поведения на транспорте (наземном, в том числе железнодорожном, воздушном и
водном), ответственность за их нарушения. Правила безопасного поведения пешехода, пассажира и велосипедиста. Средства
индивидуальной защиты велосипедиста. Пожар его причины и последствия. Правила поведения при пожаре при пожаре. Первичные
средства пожаротушения. Средства индивидуальной защиты. Водоемы. Правила поведения у воды и оказания помощи на воде. Правила
безопасности в туристических походах и поездках. Правила поведения в автономных условиях. Сигналы бедствия, способы их подачи и
ответы на них. Правила безопасности в ситуациях криминогенного характера (квартира, улица, подъезд, лифт, карманная кража,
мошенничество, самозащита покупателя). Элементарные способы самозащиты. Информационная безопасность подростка.
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от них (землетрясения, извержения вулканов, оползни, обвалы,
лавины, ураганы, бури, смерчи, сильный дождь (ливень), крупный град, гроза, сильный снегопад, сильный гололед, метели, снежные
заносы, наводнения, половодье, сели, цунами, лесные, торфяные и степные пожары, эпидемии, эпизоотии и эпифитотии). Рекомендации по
безопасному поведению. Средства индивидуальной защиты. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения от них
(аварии на радиационно-опасных, химически опасных, пожароопасных и взрывоопасных, объектах экономики, транспорте,
гидротехнических сооружениях). Рекомендации по безопасному поведению. Средства индивидуальной и коллективной защиты. Правила
пользования ими. Действия по сигналу «Внимание всем!». Эвакуация населения и правила поведения при эвакуации.
Основы противодействия терроризму, экстремизму и наркотизму в Российской Федерации
Терроризм, экстремизм, наркотизм - сущность и угрозы безопасности личности и общества. Пути и средства вовлечения подростка
в террористическую, экстремистскую и наркотическую деятельность. Ответственность несовершеннолетних за правонарушения.
Личная безопасность при террористических актах и при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве).
Личная безопасность при похищении или захвате в заложники (попытке похищения) и при проведении мероприятий по освобождению
заложников. Личная безопасность при посещении массовых мероприятий.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Основы здорового образа жизни
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Составляющие и факторы здорового образа жизни (физическая активность,
питание, режим дня, гигиена). Вредные привычки и их факторы (навязчивые действия, игромания употребление алкоголя и наркотических
веществ, курение табака и курительных смесей), их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек и их факторов. Семья в
современном обществе. Права и обязанности супругов. Защита прав ребенка.
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Основы оказания первой помощи. Первая помощь при наружном и внутреннем кровотечении. Извлечение инородного тела из
верхних дыхательных путей. Первая помощь при ушибах и растяжениях, вывихах и переломах. Первая помощь при ожогах, отморожениях
и общем переохлаждении. Основные неинфекционные и инфекционные заболевания, их профилактика. Первая помощь при отравлениях.
Первая помощь при тепловом (солнечном) ударе. Первая помощь при укусе насекомых и змей. Первая помощь при остановке сердечной
деятельности. Первая помощь при коме. Особенности оказания первой помощи при поражении электрическим током.
3. Тематическое планирование 5 класс
№
Тема урока
Содержание
1
Основы комплексной безопасности.
Человек и окружающая среда.
2
Город как среда обитания.
Человек и окружающая среда.
Человек и окружающая среда.
3
Жилище человека.
4
Особенности природных условий в городе.
5
Взаимоотношения людей, проживающих в городе.
6
Безопасность в повседневной жизни.
Рекомендации по безопасному поведению
7
Опасные ситуации техногенного характера.
8
Дорожное движение.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера Чрезвычайные
ситуации техногенного характера и защита населения от них (аварии
на пожароопасных объектах)
Безопасность на дорогах.
9
Пешеход. Безопасность пешехода.
Безопасность на дорогах.
Рекомендации по безопасному поведению. Чрезвычайные ситуации
природного характера
Рекомендации по безопасному поведению
10
Пассажир. Безопасность пассажира.
11
Водитель.
12
13
Дорожное движение, безопасность участников
дорожного движения
Пожарная безопасность.
Правила поведения на транспорте (наземном, в том числе
железнодорожном, воздушном и водном), ответственность за их
нарушения.
Правила поведения на транспорте (наземном, в том числе
железнодорожном, воздушном и водном), ответственность за их
нарушения.
Безопасность на дорогах.
Пожар его причины и последствия.
14
Пожарная безопасность.
Пожар его причины и последствия.
15
Безопасное поведение в бытовых ситуациях.
16
Безопасное поведение в бытовых ситуациях.
17
Опасные ситуации природного характера.
18
Опасные ситуации природного характера.
19
Безопасность на водоёмах.
Основные правила пользования бытовыми приборами и
инструментами, средствами бытовой химии, персональными
компьютерами и др
Основные правила пользования бытовыми приборами и
инструментами, средствами бытовой химии, персональными
компьютерами и др
Чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения
от них (сильный дождь (ливень), крупный град, гроза, наводнения,
половодье)
Чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения
от них (сильный дождь (ливень), крупный град, гроза, наводнения,
половодье)
Водоёмы.
20
Погодные явления безопасность человека.
Погодные явления.
21
Погодные явления.
Погодные явления.
22
Безопасность на водоёмах.
Водоёмы.
23
Чрезвычайные ситуации природного характера.
24
Чрезвычайные ситуации техногенного характера.
25
Чрезвычайные ситуации техногенного характера.
26
Чрезвычайные ситуации социального характера.
27
Антиобщественное поведение и его опасности.
28
Чрезвычайные ситуации природного характера.
29
Чрезвычайные ситуации техногенного характера.
Чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения
от них (сильный дождь (ливень), крупный град, гроза, наводнения,
половодье)
Чрезвычайные ситуации техногенного характера Чрезвычайные
ситуации техногенного характера и защита населения от них (аварии
на пожароопасных объектах)
Чрезвычайные ситуации техногенного характера Чрезвычайные
ситуации техногенного характера и защита населения от них (аварии
на пожароопасных объектах)
Правила безопасности в ситуациях криминогенного характера
(квартира, улица, подъезд, лифт, карманная кража, мошенничество,
самозащита покупателя).
Правила безопасности в ситуациях криминогенного характера
(квартира, улица, подъезд, лифт, карманная кража, мошенничество,
самозащита покупателя).
Чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от
них (сильный дождь (ливень), крупный град, гроза, наводнения,
половодье)
Чрезвычайные ситуации техногенного характера Чрезвычайные
ситуации техногенного характера и защита населения от них (аварии
на пожароопасных объектах)
Экстремизм и терроризм.
30
Экстремизм и терроризм.
31
Экстремизм и терроризм.
Экстремизм и терроризм.
32
Основы медицинских знаний и здорового образа
жизни.
Основы медицинских знаний и здорового образа
жизни.
Основы медицинских знаний и здорового образа
жизни.
Основы оказания первой помощи. Основные понятия о здоровье и
здоровом образе жизни.
Основы оказания первой помощи. Основные понятия о здоровье и
здоровом образе жизни.
Основы оказания первой помощи. Основные понятия о здоровье и
здоровом образе жизни.
33
34
6 класс
№
Тема урока
Содержание
1
Природа и человек.
Человек и окружающая среда.
2
Ориентирование на местности.
Правила поведения в автономных условиях.
3
Определение своего местонахождения.
Правила поведения в автономных условиях.
4
Подготовка к выходу на природу.
Правила поведения в автономных условиях.
5
Определение места для бивака.
6
Определение необходимого снаряжения для походов. Правила поведения в автономных условиях.
7
Активный отдых на природе и безопасность.
8
Подготовка и проведение пеших походов.
Правила поведения в автономных условиях.
9
Подготовка и проведение лыжных походов.
Правила поведения в автономных условиях.
Правила поведения в автономных условиях. Пожар его причины и
последствия.
Правила поведения в автономных условиях.
Правила поведения в автономных условиях.
10
Водные походы.
11
Велосипедные походы.
Правила поведения в автономных условиях.
12
Дальний и выездной туризм и меры безопасности.
13
14
Факторы, оказывающие влияние на безопасность
человека в дальнем и выездном туризме.
Акклиматизация в разных климатических условиях.
15
Акклиматизация в разных климатических условиях.
Рекомендации по безопасному поведению. Правила поведения в
автономных условиях.
Рекомендации по безопасному поведению. Правила поведения в
автономных условиях.
Человек и окружающая среда. Основные понятия о здоровье и
здоровом образе жизни.
Человек и окружающая среда. Основные понятия о здоровье и
здоровом образе жизни.
Акклиматизация в горной местности.
19
Человек и окружающая среда. Основные понятия о здоровье и
здоровом образе жизни.
Обеспечение личной безопасности при следовании к Правила поведения на транспорте (наземном, в том числе
месту отдыха.
железнодорожном, воздушном и водном), ответственность за их
нарушения.
Обеспечение личной безопасности при следовании к Правила поведения на транспорте (наземном, в том числе
месту отдыха.
железнодорожном, воздушном и водном), ответственность за их
нарушения.
Автономное существование человека в природе.
Правила поведения в автономных условиях.
20
Опасные ситуации в природных условиях.
21
Опасные ситуации в природных условиях.
16
17
18
22
23
24
Опасные погодные условия.
Обеспечение безопасности при встрече с дикими
животными в природных условиях.
Основы медицинских знаний.
Правила поведения в автономных условиях.
Правила поведения в автономных условиях.
Чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения
от них (сильный дождь (ливень), крупный град, гроза, наводнения,
половодье).
Рекомендации по безопасному поведению. Средства
индивидуальной защиты.
Основы оказания первой помощи.
25
Вопросы личной гигиены и оказание первой
медицинской помощи (ПМП) в природной среде.
Основы оказания первой помощи.
26
Оказание первой помощи при травмах.
Основы оказания первой помощи.
27
28
29
30
31
32
33
34
Оказание первой помощи при тепловом и солнечном
ударе.
Основные понятия о здоровье и здоровом образе
жизни.
Здоровый образ жизни и профилактика утомления.
Влияние неблагоприятной окружающей среды на
здоровье человека.
Влияние социальной среды на развитие и здоровье
человека.
Влияние социальной среды на развитие и здоровье
человека.
Компьютер и его влияние на здоровье.
Влияние наркотиков и психоактивных веществ на
здоровье человека.
Первая помощь при тепловом (солнечном) ударе.
Первая помощь при ожогах, отморожениях и общем переохлаждении.
Первая помощь при укусе насекомых и змей.
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни.
Составляющие и факторы здорового образа жизни (физическая
активность, питание, режим дня, гигиена).
Составляющие и факторы здорового образа жизни (физическая
активность, питание, режим дня, гигиена).
Составляющие и факторы здорового образа жизни (физическая
активность, питание, режим дня, гигиена).
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Основные
правила пользования персональными компьютерами.
Вредные привычки и их факторы (навязчивые действия, игромания
употребление алкоголя и наркотических веществ, курение табака и
курительных смесей), их влияние на здоровье.
7 класс
№
Тема урока
Содержание
1
Различные природные явления.
Опасные природные явления и стихийные бедствия.
2
Общая характеристика природных явлений.
Опасные природные явления и стихийные бедствия на территории
России.
Классификация чрезвычайных ситуаций природного характера.
3
Опасные и чрезвычайные ситуации природного
характера.
4
Чрезвычайные ситуации геологического
происхождения.
Землетрясения.
Происхождение землетрясений. Сейсмические пояса. Причины
землетрясений. Классификация землетрясений. Шкала Меркали.
Магнитуда по Рихтеру.
5
Расположение вулканов на Земле.
Происхождение и виды вулканов. Последствия извержения вулканов.
Палящая туча. Лава. Палящая лавина.
6
Оползни и обвалы, их последствия.
Классификация оползней. Понятие обвала.
7
Защита населения.
8
Обвалы. Снежные лавины.
Понятие обвала. Классификация обвалов (по мощности, по масштабу).
Понятие лавины. Причины возникновения снежных лавин.
9
Ураганы и бури.
Зарождение урагана. Опасность урагана. Последствия ураганов.
Последствие бурь (снежных, пыльных).
Правила поведения при внезапном сходе оползня, обвала.
10
Защита населения от последствий ураганов.
Меры по уменьшению ущерба от ураганов, бурь. Оповещение
населения об угрозе ураганов, бурь. Правила поведения при
заблаговременном оповещении об угрозе ураганов.
11
Смерчи.
Разрушительная сила смерча.
12
Защита населения.
13
Наводнения.
Меры по уменьшению ущерба от смерчей. Оповещение населения об
угрозе смерчей. Правила поведения при заблаговременном
оповещении об угрозе смерчей.
Причины возникновения наводнений. Классификация наводнений.
14
Виды наводнений.
15
Защита населения от последствий наводнения.
16
Сели и их характеристика.
17
Цунами и их характеристика.
18
Снежные лавины.
Понятие лавины. Причины возникновения снежных лавин.
19
Лесные и торфяные пожары.
20
Профилактика лесных и торфяных пожаров.
21
Человек и стихия. Характер и темперамент.
Знать причины лесных и торфяных пожаров. Владеть навыками
выполнения мероприятий по защите от лесных и торфяных пожаров.
Предупреждение лесных и торфяных пожаров. В пожароопасный
сезон в лесу запрещается. Правила безопасного поведения при
нахождении в зоне лесного пожара и его тушении.
Человек и стихия. Характер и темперамент. Типы темперамента.
Влияние темперамента на формирование характера. Поведение
человека в чрезвычайных ситуации в зависимости от характера.
Психологические особенности поведения человека во время
стихийного бедствия. Психологические особенности поведения
человека после стихийного бедствия.
22
Психологические особенности поведения человека
вовремя и после стихийного бедствия.
Происхождение и виды наводнений.Последствие наводнений
(затопление, подтопление).
Меры по уменьшению ущерба от наводнений. Правила поведения при
заблаговременном оповещении о наводнении. Правила поведения при
внезапном наводнении.
Понятие сели. Классификация селей (по составу переносимого
твердого материала; по мощности; по высоте истока).
Происхождение и классификация цунами. Последствия цунами.
23
Инфекционная заболеваемость людей.
24
Эпизоотии и эпифитотии.
Знать понятия эпизоотии и эпифитотии.
25
Терроризм.
Основные понятия.
26
Терроризм.
Правила поведения.
27
Основы здорового образа жизни.
Режим - необходимое условие ЗОЖ. Навыки ЗОЖ.
28
Основы медицинских знаний.
Основы медицинских знаний.
29
Общие правила оказания первой помощи.
Общие правила оказания первой помощи.
30
Повязки. Общая характеристика.
31
32
33
34
Отработка практических навыков наложения повязок
на руку.
Отработка практических навыков наложения повязок
на ногу.
Правила оказания первой медицинской помощи при
переломах.
Отработка навыков наложения шин на конечности.
Инфекционная заболеваемость людей.
Характеристика перевязочного материала. Правила наложения
повязок.
Наложение повязки на кисть. Наложение повязки на локтевой сустав.
Наложение повязки на плечевой сустав.
Наложение повязки на коленный сустав. Наложение повязки на
голеностопный сустав. Наложение повязки на область пятки.
Правила оказания ПМП при переломах костей верхних конечностей.
Правила оказания ПМП при переломах костей нижних конечностей.
Правила оказания ПМП при переломах костей верхних конечностей.
Правила оказания ПМП при переломах костей нижних конечностей.
9 класс
№
Тема урока
Основное содержание
урока
«Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций»
1
Цели и задачи РСЧС. Структура РСЧС.
2
Режимы функционирования РСЧС.
3
Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.
4
Определение МГП и сфера его применения.
Правовая защита раненых, больных и потерпевших
кораблекрушение.
5
Медицинский и духовный персонал. Защита
военнопленных.
6
Гражданское населения. Ответственность за нарушение
норм международного гуманитарного права.
7
Понятие преступления, виды и категории преступлений.
Понятие преступления. Преступное поведение. Общественная
Возраст, с которого наступает уголовная ответственность. опасность. Виды и категории преступлений. Возраст, с которого
наступает уголовная ответственность.
8
Защита от мошенников.
Цели и задачи Единой государственной системы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Основная цель создания
системы. Функциональные подсистемы. Территориальные
подсистемы. Координирующие органы РСЧС.
Режим повседневной деятельности. Режим повышенной готовности.
Режим ЧС.
Силы и средства наблюдения и контроля. Силы ликвидации ЧС.
Основные задачи авиации МЧС России. ФЗ«О защите населения и
территорий от ЧС природного и техногенного характера».
Международное гуманитарное право. Основные документы МГП.
Правовая защита раненых, больных и потерпевших кораблекрушение.
Основные требования МГП по защите раненых, больных и
потерпевших кораблекрушение.
Медицинский персонал. Медицинские учреждения. Духовный
персонал. Защита военнопленных. Комбатанты. Основные требования
МГП по защите военнопленных.
Гражданское население. Особая защита МГП. Ответственность за
нарушение норм международного гуманитарного права.
Мошенничество. Разновидности мошенничества. Как не стать жертвой
мошенников? Что делать, если вы стали жертвой мошенников?
9
О безопасности девушек.
10
Психологические основы самозащиты в криминогенных
ситуациях
Причины травматизма в старшем школьном возрасте и пути
их предотвращения.
11
12
13
Категории лиц, представляющие опасность для девушек. Как не стать
жертвой насилия. Правила поведения в случае нападения преступника.
Группы риска. Признаки неуязвимости. Правила поведения при
встрече с хулиганом.
Травматизм. Виды травматизма. Травма. Травмы, характерные для
подростков старшего школьного возраста, их причины.
Предотвращение травм, характерные для подростков старшего
школьного возраста
Безопасное поведение дома. Безопасное поведение в школе. Меры безопасности в домашних условиях. Опасность получения
травмы во время пожара. Электричество. Осторожность на кухне, в
ванной комнате. Уроки физики, химии. Правила поведения во время
перемен.
Безопасное поведение на занятиях физкультурой и спортом. Безопасное поведение на занятиях физкультурой и спортом.
Безопасное поведение на улице.
Неприятности на воде и их предотвращение. Дорожно- транспортное
происшествие.
14
Профилактика осложнения ран. Асептика и антисептика.
Понятие раны. Асептическая повязка. Антисептика (механическая,
физическая, химическая, биологическая, и смешанная). Асептика
15
Травмы головы, позвоночника и спины.
16
Признаки жизни и смерти. Прекардиальный удар в область
грудины.
Нарушение нервной системы. Причины, признаки и симптомы травм
головы и позвоночника, сотрясение головного мозга, боли в спине.
Первая помощь.
Клиническая смерть. Определение признаков клинической смерти.
Прекардианальный удар в область грудины, его нанесение.
17
Непрямой массаж сердца. Искусственная вентиляция
легких.
18
Остановка сердца и прекращение дыхания.
19
Здоровье человека. Здоровый образ жизни - путь к
достижению высокого уровня здоровья.
Последовательность действий при проведении непрямого массажа
сердца. Техника непрямого массажа сердца. Последовательность
действий при проведении искусственной вентиляции легких. Техника
ИВЛ.
Определение пульса на сонной артерии. Остановка дыхания. Первая
помощь приостановки сердца, прекращении дыхания.
Духовное здоровье. Физическое здоровье. Социальное здоровье. Группы
здоровья детей и подростков. Общественное здоровье. Индивидуальное
здоровье. ЗОЖ - путь к достижению высокого уровня здоровья.
20
Современные методы оздоровления. Факторы риска во
внешней среде и внутренней среде организма человека. Их
влияние на здоровье.
21
Гигиена кожи. Гигиена питания.
22
23
Современные методы оздоровления.
Внешняя среда. Порог чувствительности. Физическое воздействие
внешней среды. Факторы риска: химические, биологические,
социальные, психического характера. Внутренняя среда организма.
Гигиена. Понятие «личная гигиена». Кожа человека её функции. Уход
за кожей. Питание. Продукты животного и растительного
происхождения. Совместимость продуктов. Суточное распределение
пищевого рациона.
Гигиена воды. Гигиена одежды.
Функции воды. Химический состав воды. Функции одежды. Лучшие
материалы для изготовления одежды.
Гигиена жилища. Гигиена индивидуального строительства. Температура. Влажность. Освещение. Гигиена индивидуального
строительства.
24
Физиологическое и психологическое развитие подростков.
Период полового созревания. Изменение мышечной массы подростков.
Увеличение объема сердца. Изменение артериального давления.
25
Психологичная уравновешенность в конфликтных
ситуациях.
26
Управление чувствами и эмоциями.
27
Суицид и подросток.
28
Роль взаимоотношений подростков в формировании
репродуктивной функции.
Конфликт ценностей. Конфликт интересов. Конфликт правил
взаимодействия. Конструктивные и деструктивные конфликты.
Правила поведения в конфликтных ситуациях.
Общение с возбужденным собеседником. Как снять эмоциональное
напряжение.
Самоубийство. Причины самоубийства. Депрессия. Помощь человеку,
который возможно может совершить самоубийство.
Семья и закон. Любовь безответная. Ловушка влюбленности.
29
Употребление табака и его влияние на здоровье человека.
Табакокурение. Состав табачного дыма. Стадии никотиновой
зависимости. Влияние табакокурения на организм человека.
30
Употребление табака и его влияние на здоровье человека.
Табакокурение. Состав табачного дыма. Стадии никотиновой
зависимости. Влияние табакокурения на организм человека.
31
Алкоголь, его влияние на организм.
32
Алкоголь, его влияние на организм.
Свойства алкоголя. Пагубное влияние алкоголя на организм человека.
Развитие алкоголизма. Пьянство. Похмельный синдром. Алгоритм
оказания помощи при алкогольном отравлении
Свойства алкоголя. Пагубное влияние алкоголя на организм человека.
Развитие алкоголизма. Пьянство. Похмельный синдром. Алгоритм
оказания помощи при алкогольном отравлении
33
34
Наркомания и токсикомания. Их последствия для здоровья. Основные признаки наркомании и токсикомании. Психическая
зависимость. Физическая зависимость. Алгоритм оказания помощи при
наркотическом отравлении. Алгоритм оказания помощи при
отравлении лекарственными препаратами.
Итоговый урок