Утверждено:
приказом директора
МКОУ ООШ c. Крутое
от 31.08.2023 г № 200
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЁННОГО
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
с. КРУТОЕ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
2023-2024 учебный год
(с учетом Федеральной образовательной программы
основного общего образования)
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол от 31.08.2023г №1
1. Пояснительная записка к учебному плану
основного общего образования .
Учебный план основного общего образования (далее – Учебный план) составлен
на 2023-2024 учебный год для 5-9-ых классов МКОУ ООШ с. Крутое в рамках
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (далее – ФГОС), утверждённого приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897 (с изменениями от 31.12.2015 г. №
1577, от 29.12.2014 г. № 1644) и федеральным учебным планом Федеральной
образовательной программы, утвержденной приказом Минпросвещения от 16.11.2022
№ 993.
Учебный план основной образовательной программы основного общего
образования (далее – учебный план) обеспечивает реализацию требований ФГОС ООО
и ФОП ООО, определяет общие рамки отбора учебного материала, формирования
перечня результатов образования и организации образовательной деятельности.
Учебный план составлен с учетом потребностей всех субъектов образовательной
деятельности в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (от29.12.2012 года
№273-ФЗ);
Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года №78-ОЗ «Об образовании в
Свердловской области»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от30.08.2013 г. №
1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в
ред. Приказов Минобрнауки России от 13.12.2013 N 1342, от 28.05.2014 N 598, от
17.07.2015 N 734);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от17.12.2010 г. №
1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 N
1644, от 31.12.2015 N 1577);
Примерная основная образовательная программа основного общего образования
(одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию: протокол № 1/15 от 08 апреля 2015года);
Постановление Правительства Свердловской области от 23.04.2015 № 270-ПП "Об
утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и
муниципальной образовательной организации и родителей(законных представителей)
обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части
организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в
медицинских организациях, находящихся на территории Свердловской области";
Устав Муниципального казенного общеобразовательного учреждения
основной общеобразовательной школы с. Крутое.
Содержание образования, отраженное в учебном плане, основано на следующих
принципах:
-преемственности содержания образования;
-вариативности образования;
-дифференциации и индивидуализации обучения;
-непрерывности и целостности образования;
-предпрофессиональной ориентации;
Обязательная часть обеспечивает реализацию обязательных предметов федерального
компонента согласно государственному образовательному стандарту и минимальное
количество часов на их изучение.
Учебный план представлен следующими предметными областями и обязательными учебными
предметами:
Предметная область «Русский язык и литература» представлена учебными предметами
«Русский язык», «Литература».
Основными задачами являются:
- овладение русским языком в объеме государственного образовательного стандарта;
- развитие у учащихся всех видов речевой деятельности;
- приобщение учащихся к богатству отечественной культуры;
- развитие ценностных отношений к мировой культуре;
- приобщение к культуре русского народа, а через неё и к мировой;
- воспитание толерантности, национального самосознания, этнической культуры.
Предметная область «Иностранные языки» представлена учебными предметами
«Иностранный язык», «Второй иностранный язык».
Изучение предметной области «Иностранные языки» должно обеспечить:
- формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур,
оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального
самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с
образцами зарубежной литературы разных жанров, с учетом достигнутого обучающимися
уровня иноязычной компетентности;
- формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции;
расширение и систематизацию знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и
лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой;
- достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции;
- создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня
владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и
самооценки, к изучению второго иностранного языка, к использованию иностранного языка
как средства получения информации, позволяющего расширять свои знания в других
предметных областях.
Предметная область «Математика и информатика» представлена следующими предметами
«Математика», «Алгебра», «Геометрия», «Информатика» и должна обеспечить:
- осознание значения математики и информатики в повседневной жизни человека;
-формирование представлений о социальных, культурных и исторических факторах
становления математической науки;
- понимание роли информационных процессов в современном мире;
-формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры,
универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления.
В результате изучения предметной области «Математика и информатика» учащиеся
развивают логическое и математическое мышление, получают представление о
математических моделях; овладевают математическими рассуждениями; учатся применять
математические знания при решении различных задач и оценивать полученные результаты;
овладевают умениями решения учебных задач; развивают математическую интуицию;
получают представление об основных информационных процессах в реальных ситуациях.
Предметная область «Общественно-научные предметы» представлена учебными
предметами: «История России. Всеобщая история», «География».
История России. Всеобщая история 5-8 классы –по 2 часа в неделю, в 9 классе- 2,5 часа в
неделю. Учебный предмет «История» в рамках обязательной предметной области
«Общественно-научные предметы» включает в себя учебные курсы «История России» и
«Всеобщая история», на которые суммарно отводится по 2 часа в неделю в 5–9-х классах. В 9м классе в соответствии с ФОП ООО и Методическими рекомендациями, которые
Минпросвещения направило письмом от 03.03.2023 № 03-327, в учебный предмет «История»
помимо учебных курсов «История России» и «Всеобщая история» включен модуль «Введение
в новейшую историю России» объемом 14 часов. Обществознание 6-9 классы-по 1 час в
неделю;
География 5-6 классы – по 1 час в неделю, 7-9 классы –по 2 часа в неделю.
Предметная область «Основы духовно – нравственной культуры народов России»
реализуется посредством изучения предмета «Основы духовно – нравственной культуры
народов России», должна обеспечить:
- воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам
людей или их отсутствию;
- знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных
традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в
поступках, поведении, расточительном потребительстве;
-формирование представлении об основах светской этики, культуры традиционных религий,
их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского
общества и российской государственности.
Учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» изучается в 5
классе в объеме 1 час в неделю.
Предметная область «Естественно-научные предметы» представлена предметом
«Биология», «Химия», «Физика», которая обеспечивает:
- формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития
исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате
деятельности человека, для развития современных естественно-научных представлений о
картине мира;
- формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических
объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об
экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о
наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
- приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных
биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения
экологического мониторинга в окружающей среде;
- формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия
деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать
целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой
природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению
биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
- освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха,
выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Предметная область «Искусство» представлена учебными предметами «Изобразительное
искусство» и «Музыка».
Основные задачи:
- освоение знаний о классическом и современном искусстве в объеме государственного
образовательного стандарта;
- воспитание и развитие художественного вкуса учащихся, интеллектуальной и
эмоциональной сфер, творческого потенциала;
- овладение практическими умениями и навыками художественно-творческой деятельности;
- развитие индивидуальных творческих способностей учащихся;
- формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;
- развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусству.
Предметная область «Технология» представлена учебным предметом «Технология».
Основные задачи:
- освоение технологических знаний на уровне государственных образовательных стандартов;
- воспитание технологической культуры, добросовестного отношения к труду, понимания его
роли в жизни человека;
- формирование навыков культуры труда;
- овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и
использования технологической информации;
- развитие инновационной творческой деятельности учащихся в процессе решения
прикладных учебных задач;
- развитие технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных,
коммуникативных и организаторских способностей;
- совершенствование умения выполнять учебно-исследовательскую и проектную
деятельность.
Предметная область «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности»
представлена учебным предметом «Физическая культура».
Основные задачи:
- физическое, эмоциональное, интеллектуальное, социальное развитие личности учащихся с
учетом исторической, общекультурной и ценностной составляющей предметной области;
- развитие двигательной активности учащихся, достижение положительной динамики в
развитии основных физических качеств и показателях физической подготовленности;
- формирование потребности в систематическом участии в физкультурно - спортивных и
оздоровительных мероприятиях.
На занятиях физической культуры вводится подготовка к выполнению нормативов ГТО на
основе указа Президента РФ «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов
к труду и обороне» от 24.03.2014 г. № 172.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет
содержание образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей учащихся,
их родителей (законных представителей).
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей учащихся. Время, отводимое на
данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки, может быть
использовано: на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных
предметов обязательной части; на введение учебных предметов, обеспечивающих различные
интересы обучающихся.
Курс «Финансовая грамотность» (1 час в неделю) вводится в 5 классе с целью развития
базового навыка функциональной грамотности – финансовой грамотности. В современном
обществе умение работать с информацией становится обязательным условием успешности.
Финансовая грамотность - это сочетание осведомленности, знаний, навыков, установок и
поведения, связанных с финансами и необходимых для принятия разумных финансовых
решений, а также достижения личного финансового благополучия; набор компетенций
человека, которые образуют основу для разумного принятия финансовых решений. Развитие
финансовой грамотности дает возможность поддерживать и улучшать финансовое
благополучие.
Курс «Математическая грамотность» (1 час в неделю) вводится в 6 классе.
Математическая грамотность- это способность человека мыслить математически,
формулировать, применять и интерпритировать математику для решения задач в
разнообразных практических контекстах. Она включает в себя понятия, процедуры и факты, а
также инструменты для описания и объяснения явлений. Она помогает понять роль
математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения.
В 7 классе в предметной области «Функциональная естественно- научная грамотность»
вводится курс «Занимательная биология» (1 час в неделю).
Основы Конституционного строя
Промежуточная аттестация обучающихся.
Промежуточная аттестация – это установление уровня достижения результатов
освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), предусмотренных
образовательной программой, по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине, модулю по
итогам учебного года. Промежуточная аттестация проводится с целью определения
соответствия уровня и качества знаний, умений, навыков, сформированности компетенций
требованиям государственного образовательного стандарта и оценки качества освоения
программ по завершении отдельных этапов обучения. Промежуточная аттестация проводится
по каждому учебному предмету по итогам учебного года. Учебный год делится на четверти,
являющиеся периодами, по итогам которых выставляются отметки за текущее освоение
предметных образовательных программ. Промежуточная аттестация обязательна для всех
обучающихся 5-9 классов, проводится на основе четвертных отметок, выставленных
обучающимся в течение соответствующего учебного года и представляет собой среднее
арифметическое оценок за четверти. Округление результата проводится в соответствии с
правилами математического округления. Промежуточная аттестация проводится по каждому
предмету по итогам учебного года в соответствии с «Положением о формах, периодичности,
порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МКОУ
ООШ с. Крутое
Промежуточная аттестация, обучающихся 9 класса включает в себя итоговое
собеседование по русскому языку. Итоговое собеседование по русскому языку как условие
допуска к государственной итоговой аттестации проводится для обучающихся 9 классов во
вторую среду февраля по текстам, темам и заданиям, сформированным по часовым поясам
Рособрнадзора. Результатом итогового собеседование по русскому языку является «зачет» или
«незачет». Если обучающийся получил за итоговое собеседование по русскому языку
«незачет», он допускается повторно к проведению собеседование по русскому языку в
дополнительные сроки (во вторую рабочую среду марта и первый понедельник мая),
устанавливаемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
осуществляющими государственное управление в сфере образования.
Реализация данного учебного плана полностью удовлетворяет образовательные потребности
обучающихся и обеспечивает выполнение федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования.
Учебный план соответствует целям и задачам на каждом уровне образования, запросам
родителей и обучающихся, в соответствии с реальными условиями школы.
Предметные
области
Годовой учебный план
Количество часов в год
Учебные
предметы
Классы
Русский
язык
литература
V
VI
Обязательная часть
и Русский язык
170
170
Литература
102
102
Родной язык и родная Родной
язык
литература
(русский)
Родная литература
(русская)
Иностранные языки
Иностранный язык
102
(английский язык)
Второй
иностранный язык
(немецкий язык)
Математика
и Математика
170
информатика
Алгебра
Геометрия
Вероятность
статистика
Информатика
Общественнонаучные предметы
VII
VIII
IX
Всего
136
102
102
680
68
68
102
442
17
17
17
102
17
102
102
102
204
34
34
170
340
102
68
и
34
102
68
102
68
306
204
34
34
68
34
34
102
84
352
34
68
136
272
История России.
68
68
68
68
Всеобщая история
Обществознание
34
34
34
География
34
34
68
68
Основы
духовно- Основы
духовнонравственной
нравственной
34
культуры
народов культуры народов
России
России
Естественнонаучные Физика
68
68
предметы
Химия
68
Биология
34
34
34
68
Искусство
Музыка
34
34
34
34
Изобразительное
34
34
34
искусство
Технология
Технология
68
68
68
68
Физическая культура ОБЖ
34
и
Основы
Физическая
безопасности
102
102
102
68
культура
жизнедеятельности
Итого
952
986
1020
1088
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Черчение
34
Основы финансовой грамотности
34
Основы математической грамотности
34
Основы Конституционного строя
34
Занимательная биология
34
Итого
34
34
68
34
Максимально допустимая недельная
986
1020 1088
1122
нагрузка
34
102
68
68
-
238
136
238
136
102
34
306
34
68
68
442
1122
5168
1
1
1
1
1
170
1122
5338
Недельный учебный план
Предметные области
Русский язык и
литература
Родной язык и родная
литература *
Иностранные языки
Математика и
информатика
Общественно-научные
предметы
Основы духовнонравственной культуры
народов России
Естественнонаучные
предметы
Искусство
Учебные
предметы
Классы
V
Обязательная часть
Русский язык
5
Литература
Родной язык
(русский)
Родная литература
(русская)
Иностранный язык
(английский язык)
Второй иностранный
0
язык
(немецкий язык)
Количество часов в неделю
VI
VII
VIII
IX
Всего
5
4
3
3
20
3
3
2
2
3
13
0
0,5
0
0
0
0,5
0
0,5
0
0
0
0,5
3
3
3
3
3
15
0
0,5
0,5
0
0
Математика
5
5
0
0
0
10
Алгебра
Геометрия
Вероятность и
статистика
0
0
0
0
3
3
3
2
3
2
9
7
0
0
0
1
1
2
Информатика
0
0
1
1
1
3
2
2
2
2
2,5
10,5
0
1
1
1
1
1
1
2
1
2
4
8
1
0
0
0
0
1
0
0
1
1
0
0
1
1
2
0
1
1
2
2
2
1
3
2
2
0
7
4
7
4
1
1
1
0
0
3
1
9
1
2
2
33
13
152
История России.
Всеобщая история
Обществознание
География
Основы духовнонравственной
культуры народов
России
Физика
Химия
Биология
Музыка
Изобразительное
искусство
Технология
Технология
2
2
2
2
Физическая культура и
ОБЖ
1
Основы безопасности
Физическая культура
3
3
3
2
жизнедеятельности
Итого
28
29
30
32
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Черчение
1
Основы финансовой грамотности
1
1
Основы Конституционного строя
1
Занимательная биология
1
ИТОГО
29
30
32
33
Максимально допустимая недельная
29
30
32
33
нагрузка при пятидневной учебной неделе
1
2
1
1
5
33
157