Учебный план адаптированной общеобразовательной программы основного общего образования для детей с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) (2022 - 2023 учебный год)

Директор МКОУ
ООШ с. Крутое
М.С. Шляпина

Подписано цифровой
подписью: Директор
МКОУ ООШ с. Крутое М.С.
Шляпина
Дата: 2022.06.30 10:03:38
+05'00'

УТВЕРЖДЕНО:
приказом директора
МКОУ ООШ c. Крутое
от «30» июня 2022 г. №141

Учебный план
адаптированной общеобразовательной программы ООО
для детей с умственной отсталостью
(нарушением интеллекта)
муниципального казенного
общеобразовательного учреждения
основной общеобразовательной школы
с. Крутое
на 2022-2023 учебный год
(основное общее образование)
5-9 классы

с.Крутое,2022 г.

Пояснительная записка
К учебному плану адаптированной общеобразовательной программы ООО
для детей с умственной отсталостью. Вариант 1. ФК ГОС муниципального казенного
общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы с. Крутое на
2022-2023 учебный год.
1.1. Нормативно-правовая основа формирования учебного плана
Учебный план школы составлен в соответствии с:
 Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от
29.12.2012;
 Законом Свердловской области "Об образовании" от 17.07.2013 № 78-ОЗ;
 Приказом Министерства общего и профессионального образования РФ от 10.04.2002
N 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных)
образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в
развитии».
 Приказом Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 23.03.2006 г. № 09-д «Об утверждении Базисного учебного плана общего
образования детей с умственной отсталостью»;
 Приказом Минобрнауки РФ « Об утверждении ФГОС образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальным нарушением) от 19.12.2014 г.№ 1599;
 Постановлением Правительства Свердловской области от 23 апреля 2015 г. № 270-ПП
«Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной
и муниципальной образовательной организации и родителей (законных
представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детейинвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным
программам на дому или в медицинских организациях, находящихся на территории
Свердловской области».
 СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденное
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28 г.;
 СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 января 2021 г. N 2 г.;
 Уставом муниципального казенного общеобразовательного учреждения основной
общеобразовательной школы с. Крутое.
2. Общая характеристика учебного плана
За основу для разработки учебного плана взят «Базисный учебный план специальных
(коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с
отклонениями в развитии» (приказ Министерства общего и профессионального образования
РФ от 10.04.2002 N 29/2065-п.).
Учебный план обеспечивает выполнение «Гигиенических требований к условиям
обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением главного
государственного санитарного врача Российской Федерации СП 2.4.3648-20 от 28.09.2020

№ 28
Содержание образования для детей с умственной отсталостью носит качественно
иной характер и требует создания особых условий.
Приоритетными в содержании образования являются социальные и воспитательные
цели обучения, выработка адаптивных навыков.

На первый план выступают следующие задачи обучения:
 формирование социального поведения; коммуникативных умений: расширение
социальных контактов, умение адекватно общаться, обращаться за помощью,
соблюдая принятые правила приличия;
 формирование и развитие коммуникативной функции речи; включение
учащихся в хозяйственный труд;
 формирование
эмоционального
развития,
чувства
уверенности,
положительного отношения к самому себе и окружающим; развитие умения
участвовать в совместной игровой и досуговой деятельности;
 на укрепление и охрану здоровья и физического развития ребенка.
Учебный план школы, реализующего АООП для умственно отсталых обучающихся,
фиксирует общий объем нагрузки, составит структуру обязательных предметных областей,
распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классами учебным предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке
содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного
процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.
Содержание общего образования умственно отсталых обучающихся реализуется
преимущественно за счёт введения учебных предметов, обеспечивающих целостное
восприятие мира, с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей, а также
коррекционно-развивающих курсов, направленных на коррекцию недостатков психической
сферы.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений, включающей коррекционно-развивающую
область.
Обязательная часть учебного плана определяет состав в учебных предметов
обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы и учебное время,
отводимое на их изучение по классам (годам)обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования,
достижениеважнейшихцелейсовременногообразованияумственноотсталыхобучающихся:
 формирование жизненных компетенций,
обеспечивающиховладениесистемойсоциальных отношений и социальное
развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение;
 формирование основ нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальными этнокультурным ценностям;
 формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях.
Школа самостоятельна в осуществлении образовательного процесса, в выборе видов
деятельности по каждому предмету (предметно-практическая деятельность, экскурсии,
наблюдения за окружающей действительностью и т.д.).
Часть базисного учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических), характерных для данной
группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося.
В часть, формируемую участниками образовательных отношений, входит и внеурочная
деятельность. В соответствии с требованиями внеурочная деятельность организуется по
направлениям развития личности (коррекционно-развивающее, нравственное, социальное,
общекультурное, спортивно-оздоровительное).
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является
неотъемлемой частью образовательного процесса, что предоставляет обучающимся
возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие.
Коррекционно развивающее направление является обязательными представлено
коррекционно-развивающими занятиями (логопедические, психокоррекционные групповые
и индивидуальные занятия, развитие психомоторики и сенсорных процессов).
Выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и групповых занятий, их

количественное соотношение осуществляется исходя из психофизических особенностей
обучающихся на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии
индивидуальной программы реабилитации детей с ОВЗ и ребенка-инвалида.
В рамках реализации АООПОО чередование учебной и внеурочной деятельности
определяется в школе с учетом психофизических и личностных особенностей обучающихся.
Для развития потенциала тех обучающихся, которые в силу особенностей своего
психофизического развития испытывают трудности в усвоении отдельных учебных
предметов, могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в рамках которых
формируются индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов,
модулей, темп и формы образования).
Специфика интеллектуального и личностного недоразвития обучающихся требует
направленной коррекции не только учебной деятельности, не менее важно развитие
коммуникативных умений, навыков содержательного взаимодействия со сверстниками и
взрослыми, регуляции эмоциональных, нравственно - поведенческих и других свойств
психики.
Содержание обучения на каждой ступени строится на основе общих закономерностей
развития психики ребенка и новообразований, возникающих благодаря коррекционному
обучению и социальному развитии.
Школа работает в режиме пятидневной учебной недели.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана, и
величина недельной образовательной нагрузки ориентированы на количество часов и
величину
недельной
образовательной
нагрузки,
установленной
санитарноэпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в
общеобразовательном учреждении.
3.Основное общее образование для детей с нарушением интеллекта. Вариант 1. (5
- 9 классы).
Вариант 1 предполагает, что обучающийся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) получает образование, которое по содержанию и
итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с
содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих ограничений здоровья, в
пролонгированные сроки.
Данная ступень ООО для детей с легкой умственной отсталостью обязательной является
организация специальных условий обучения.
Основное общее образование является продолжением НОО, но в отличие от него
расширяет и углубляет понятийную и практическую основу образовательных областей,
закрепляет навыки самостоятельной учебной деятельности, завершает подготовку по
общеобразовательным предметам в соответствии с индивидуальными показаниями учебных
возможностей обучающихся.
Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания для
реализации как общих, так и особых образовательных потребностей. Организация должна
обеспечить требуемые для этой категории обучающихся условия обучения и воспитания.
Одним из важнейших условий обучения ребенка с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в среде других обучающихся является готовность к
эмоциональному и коммуникативному взаимодействию с ними.
Особое внимание на второй ступени уделяется новому виду деятельности - трудовому
обучению, оно начинается с 5 класса и на последующих годах преобразуется в доступный
обучающимся профильный труд. Трудовое обучение - важная составляющая часть всего
учебно - воспитательного процесса, поэтому обучение обучающихся разнообразным

профилям труда необходимо рассматривать в неразрывной связи с общеобразовательной
подготовкой, стратегией жизнедеятельности выпускников, их дальнейшей самостоятельной
жизни, с учетом ресурсных возможностей региона, ближайшего социального окружения
обучающихся.
Общеобразовательные обязательные предметы:
Основные задачи реализации содержания:
Русский язык, чтение
/ литературное чтение/, речеаяпрактика, математика,
природоведение, биология, география, история, общестознание и основы сциальной жизни
имеют практическую и коррекционную направленность, способствуют повышению уровня
общего и речевого развития учащихся, формированию элементарных навыков грамотного
письма, формированию коммуникативных навыков. Содержание обучения данной области
строится на принципах коммуникативного подхода, который направлен на развитие устной
и письменной речи. Коммуникативный подход в большей мере соответствует специфическим
особенностям интеллектуальной деятельности обучающихся, занимающимся по программе 8
вида, которым трудно освоить логику построения языка на основе анализа, запоминания и
воспроизведения, грамматических правил и категорий. Изучение данных предметов
расширяет лексику, позволяет преодолеть речевой негативизм, стереотипность, бедность
оборотов речи, способствует освоению нравственных норм социального поведения на
образцах доступных литературных жанров
1. Предметная образовательная область: Язык и речевая практика.
1.1.Письмо и развитие речи
Программа по русскому языку основного общего образования по адаптированной
общеобразовательной программе для обучающихся с легкой умственной отсталостью
имеет коммуникативную направленность.
На первый план в связи с этим выдвигаются задачи развития речи учащихся как
средства общения, как способа коррекции их мыслительной деятельности обучения данной
области строится на принципах коммуникативного подхода, который направлен на развитие
устной и письменной речи. Коммуникативный подход в большей мере соответствует
специфическим особенностям интеллектуальной деятельности обучающихся, занимающимся
по программе 8 вида, которым трудно освоить логику построения языка на основе анализа,
запоминания и воспроизведения, грамматических правил и категорий. Изучение данных
предметов расширяет лексику, позволяет преодолеть речевой негативизм, стереотипность,
бедность оборотов речи, способствует освоению нравственных норм социального поведения
на образцах доступных литературных жанров.
В аспекте взаимообусловленного решения этих задач строится содержательная часть
программного материала. Первостепенное внимание уделяется таким синтаксическим
структурам, как предложение и текст, обеспечивающим реализацию коммуникативной
функции речи, дающим возможность более развернуто выражать свои мысли, точнее
понимать высказывания других людей.
Коммуникативно-речевая направленность программного материала делает более
продуктивной и решение коррекционно-развивающих задач обучения, так как
предполагает большую работу над значением языковых единиц (слово, словосочетание,
предложение, текст), над способами выражения смыслового различия с помощью этих
единиц.
1.2. Чтение и речевая практика.

И тот и другой разделы включают в себя, кроме содержания программных тем,
перечень умений, которыми должны овладеть учащиеся к концу каждого года обучения.
Требования к умениям школьников определены по двум уровням в зависимости от их
возможностей. Первый уровень предполагает овладение учащимися программным
материалом по всему основному содержанию, указанному в требованиях; второй –
предусматривает уменьшенный объем обязательных умений.
Формирование первоначальных навыков чтения и письма в процессе овладения
грамотой. Формирование элементарных представлений о русском (родном) языке как
средстве общения и источнике получения знаний. Использование письменной коммуникации
для решения практико-ориентированных задач.
Коммуникативно-речевой подход к обучению русскому языку не может быть обеспечен без
освоения языковедческого материала, так как языковая и речевая деятельность
взаимозависимы. Реализация этого подхода предполагает некоторое смещение акцентов в
изучении законов языка. Работа над усвоением грамматических категорий и
орфографических правил перестает быть самоцелью, а реализуется в процессе формирования
речевых умений и навыков. Большое значение приобретает не столько запоминание
грамматической теории и орфографических правил (как называется? как изменяется?),
сколько умение применять изученный грамматико-орфографический материал в речевой
практике (в устной и письменной форме).
Так, в теме “Звуки и буквы” первостепенное значение приобретают дифференциация
оппозиционных фонем (мягкие и твердые, звонкие и глухие согласные, раздельное и слитное
произношение согласного и гласного в слоге), практическое усвоение смыслоразличительной
функции этих звуков и слогов (кадушка – катушка, семья – семя); отработка четкости
произносительных навыков, интонационная выразительность устного высказывания.
В теме “Слово” школьники овладевают законами образования слов, подбирают
однокоренные слова, наблюдают за единообразным написанием гласных и согласных в корне
слова, а затем - в приставках и суффиксах. Учащиеся группируют слова по грамматическим
признакам (предметность, действие, количество); по лексическому значению (глаголы,
обозначающие движение, речь, чувства, цвет). Внимание школьников обращается на слова с
противоположным и близким значением, на лексемы, сходные по звучанию, но разные по
значению (глиняный – глинистый, экскаватор – эскалатор), на составление и употребление
слов с различным эмоционально-оценочным оттенком (домик, домище), на использование
слова в контексте как художественного образа (солнышко смеется). Учащиеся учатся точно
выбирать слова для выражения мысли, употребляя их в предложении и тексте.
Каждая тема, связанная с усвоением частей речи, включает работу по дифференциации
грамматических и семантических признаков. Это создает условия для предупреждения
ошибок в смешении грамматических категорий и в их правильном использовании в речи.
Например, существительное и прилагательное со значением действия, их изменение и
противопоставление глаголу в словосочетании и предложении (быстрый бег, беговая
дорожка, бегать быстро).
Достаточно место отводится работе со словосочетанием. Школьники учатся
правильно составлять словосочетания различных форм (красивое платье, писать письмо,
играть на гитаре, весело смеяться), подбирать словосочетания с прямым и переносным
значением (прямая дорога – прямой характер), искать и находить синонимичную пару
(вишневый сок и сок из вишни), использовать словосочетания как строительный материал в
структуре предложения. Включение в программу данной языковой единицы обогащает и
конкретизирует словарь учащихся (солнце – весеннее солнце; бегать – бегать быстро),

помогает лучше понять образные средства языка, способствует развитию творческого
мышления.
Коммуникативно-речевая направленность обучения русскому языку наиболее полно
реализуется в теме “Предложение”. У обучающихся совершенствуется умение строить
предложения различные по структуре и правильно использовать их в разных стилях речи
(разговорный, художественный, деловой). Обращается внимание на точное интонирование
предложений; на выделение в них логического центра; наблюдение за изменением смысла
высказывания в зависимости от переноса логического ударения с одного слова на другое; на
выражение одной и той же мысли разными по структуре предложениями. Школьники
упражняются в чтении и составлении диалогов с опорой на картинку, на текст, на ситуацию.
С помощью изучаемых языковых средств (части речи, словосочетание, предложение)
обучающиеся 5-9 классов учатся строить разнообразные тексты. Через все разделы
программы проходит ознакомление учеников с отдельными закономерностями построения
монологического высказывания. Как показала практика, без специального обучения
школьники не могут овладеть связной речью, опираясь только на интуитивный уровень
осознания этих закономерностей. Ученики должны освоить поэтапно в практической
деятельности основные законы структурирования текста.
По теме «Текст» у школьников с 5 по 9 класс формируются следующие умения:











определять тему и главную мысль готового текста на основе решения вопроса: о ком
или о чем говорится в тексте (тема), что главное говорится о предмете темы (основная
мысль);
выделять основную мысль, заключенную в заголовке или в отдельном предложении
текста;
выбирать заголовки к тексту, отражающие его тему или основную мысль (из
предложенных учителем);
определять части текста и составлять высказывание, используя закрепленную
структуру текста (вступление, главная часть, заключение);
выделять из текста предложения, отмечая языковые средства их связи друг с другом;
пользоваться этими средствами (местоимения, текстовые синонимы, наречия) в устной
и письменной речи;
отличать повествовательные и описательные тексты, тексты с элементами
рассуждения; пользоваться ими в своих высказываниях;
подбирать словарь и строить предложения в соответствии со стилем речи;
находить в тексте речевые недочеты (с помощью учителя или самостоятельно):
исправлять нарушения в логике и последовательности высказывания; в неточном
употреблении слов, в неоправданном повторе, нарушении границ предложений, в
неверном использовании языковых средств связи.

Виды работ на уроках связной письменной речи, которые проводятся один раз в месяц,
выделены в самостоятельный раздел. Как правило, отработанный на уроках грамматики тип
текста, его жанр служит основой для определения вида работы на этих уроках.
Приоритеты речевой деятельности над языковой потребовали некоторых изменений в
содержательной стороне грамматического и орфографического материала. Его изучение
приближено к речевой практике. С этой целью большое внимание уделяется значению
языковых единиц, правильному употреблению их в речи. Программа обеспечивает
необходимую систематизацию знаний. В частности, проверка орфограмм подчиняется
единому принципу: нахождение проверочных слов, где орфограмма находится в сильной
позиции (безударные гласные под ударением, сомнительные согласные перед гласными).
Большую роль в систематизации знаний и умений учащихся, в правильном решении

орфографических задач приобретает работа по подбору групп однокоренных слов и
наблюдению за единообразным написанием орфограмм во всех родственных словах.
Программный
материал
расположен концентрически.
Основные
части
речи,
обеспечивающие высказывание (имя существительное, имя прилагательное, глагол),
включены в содержание 5-го и последующих классов с постепенным наращиванием сведений
по каждой из названных тем.
У обучающихся 5-9 классов продолжается работа по развитию у старшеклассников
способности полноценно воспринимать доступные по содержанию художественные
произведения и научно-популярные статьи, правильно устанавливать смысловые связи,
ориентируясь не только на предметный план произведения, но и на внутренний подтекст, на
субъективный смысл читаемого; эмоционально откликаться на прочитанное, понимать
образный язык литературного текста, использовать такие средства интонации, как тон голоса,
синтаксические паузы, логические ударения (последнее под наблюдением учителя).
Уделяя первостепенное внимание формированию навыка сознательного чтения,
программа выделяет в качестве самостоятельного подраздел «Работа с текстом», в котором
предусматривается последовательное углубление умений учащихся анализировать
прочитанное, выражать свое суждение по поводу описываемых событий и поступков героев,
устанавливать позицию автора произведения, наблюдать и выявлять те средства, с помощью
которых реализуется эта позиция. В названном подразделе определяется также по каждому
году обучения уровень самостоятельности школьников в работе с текстом.
Не менее значимо в старших классах дальнейшее совершенствование техники чтения,
поскольку такие качества, как правильность, беглость, выразительность, у умственно
отсталых учащихся формируются медленно и не синхронно в связи с различным
проявлением дефекта.
Развитие техники чтения осуществляется поэтапно. От класса к классу предъявляются
все более высокие требования к способу чтения: от чтения целым словом учащиеся идут к
чтению словосочетанием и коротким предложением. От коллективной работы над
выразительностью чтения школьники переходят к попытке относительно самостоятельно (с
большей или меньшей помощью учителя) выделять фразовое ударение, устанавливать паузы,
определять тон голоса.
Главным видом чтения в 5-9 классах остается чтение вслух, так как умственно
отсталые учащиеся, как показали исследования, значительно хуже понимают содержание
текста, прочитанного про себя. Однако, учитывая, что чтение вслух непродуктивно для
отработки темпа чтения, программа ориентирует учителя на формирование у школьников
текстового чтения, т.е. чтения про себя, последовательно увеличивая самостоятельность
учащихся и объем читаемого текста.
В программе по чтению так же, как и в программе по грамматике и правописанию,
прослеживается коммуникативно-речевая
направленность обучения.
Задачи курса
«Речевая практика»: - ускорить процесс овладения разговорной речью; -помочь детям
ускорить и обобщить имеющийся у них речевой опыт: -улучшить качественные
характеристики устной речи, как звукопроизношение, темп, ритм, дикция, интонация,
выразительность; -способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся; -учить
строить устные связные высказывания; -воспитывать культуру речевого общения.
По мнению многих психологов и методистов, чтение, как вид речевой деятельности,
является одним из значимых способов коммуникации. В связи с этим программа придает
большое значение работе с авторским словом (воображаемый диалог с автором), развитию
умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении

по ролям и драматизации, добиваясь относительно естественного общения друг с другом,
пересказывать текст кратко, выборочно, от лица различных героев произведения, активно
использовать лексику и образные выражения текста.
Учитывая, что обучающиеся 5-9 классов АОО ООО начинают более осознанно
воспринимать окружающий мир, программа предусматривает решение задач нравственноэстетического и гражданского воспитания школьников, прежде всего через полноценное
освоение опыта, заложенного в произведениях художественной литературы, через
установление связи авторской позиции с требованиями народной нравственности.
В 5 –9 классах продолжается этап объяснительного чтения, который был характерен
для предыдущих лет обучения. В связи с основными требованиями этого этапа программа
использует тематический принцип расположения литературного материала. Однако по
сравнению с содержанием программы младших классов, рекомендуемые произведения по
любой теме становятся более объемными, рассказывающими о событиях не только близких
опыту детей, но и отдаленных во времени, касающихся истории страны, родного края.
2. Предметная образовательная область: Математика.
Основные задачи реализации содержания:
Математика
 овладение началами математики (понятием числа, вычислениями, решением
арифметических задач и другими);
 овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении
соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и использовать меры
измерения пространства, времени, температуры в различных видах практической
деятельности);
 развитие способности использовать некоторые математические знания в жизни.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Математика по АОО программе ООО для детей с легкой умственной отсталостью
является одним из основных учебных предметов. Готовит учащихся с отклонениями в
интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально –
трудовыми навыками. Процесс обучения математике неразрывно связан с решением
специфической задачи -коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных
качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости,
настойчивости, любознательности, формирование умений планировать свою деятельность,
осуществлять контроль и самоконтроль.
Обучение математике носит предметно-практическую направленность, тесно связано с
жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, другими учебными
предметами, готовит учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и
навыками.
Понятия числа, величины, геометрической фигуры, которые формируются у учащихся в
процессе обучения математике, являются абстрактными.
Действия с предметами, направленные на объединения множеств, удаление части множества,
разделение множеств на равные части и другие предметно-практические действия, позволяют
подготовить школьников к усвоению абстрактных математических понятий.
3.Предметная образовательная область: Человек и общество.
Основные задачи реализации содержания:
Основы социальной жизни.
Развитие навыков самообслуживания, самостоятельного ведения домашнего хозяйства,
ориентировки в ближайшем окружении и возможности более широкой жизненной
ориентации, обеспечения безопасности жизнедеятельности. Усвоение морально-этических

норм поведения, навыков общения с людьми в разных жизненных ситуациях. Понимание
роли семьи и семейных отношений в жизни человека, общества и государства, в воспитании
и развитии ребенка, сохранении и укреплении его соматического, физического и
психического здоровья, формировании правильного уклада семейных отношений.
3.1. Мир истории(5 класс).
В основу изучения предмета «Мир истории» положен принцип цивилизационного анализа
исторических фактов, позволяющий на конкретных примерах познакомить обучающихся с
историей развития человека и человеческой цивилизации. Такой подход позволяет создать
условия для формирования нравственного сознания, усвоения и накопления обучающимися
социального опыта, коррекции и развития высших психических функций.
Цель изучения предмета «Мир истории» заключается в подготовке обучающихся к усвоению
курса «История Отечества» в VII-XI классах. Для достижения поставленной цели необходимо
решить следующие задачи:
― формирование первоначальных представлений об особенностях жизни, быта, труда
человека на различных исторических этапах его развития;
― формирование первоначальных исторических представлений о «историческом времени» и
«историческом пространстве»;
― формирование исторических понятий: «век», «эпоха», «община» и некоторых других;
― формирование умения работать с «лентой времени»;
― формирование умения анализировать и сопоставлять исторические факты; делать
простейшие выводы и обобщения;
― воспитание интереса к изучению истории.
3.2.История Отечества (6 -9 кл.).
Формирование
первоначальных
временных
исторических
представлений.
Установление простейших взаимосвязей между историческим временем и изменениями,
происходящими в предметном мире (мире вещей); жизни отдельного человека и общества.
Формирование представлений о наиболее значимых исторических событиях в жизни
нашей страны, о традициях, трудовых и героических делах народов, проживающих на
территории нашей Родины, о примерах служения своему Отечеству в борьбе за свободу и
независимость.
3.3.Обществоведение (7 -9 кл.).
Формирование первоначальных представлений о правах и обязанностях гражданина;
основных законах нашей страны.
Практическое освоение социальных ритуалов и форм продуктивного социального
взаимодействия, в том числе трудового. Обогащение практики понимания другого человека
(мыслей, чувств, намерений другого), эмоционального сопереживания, морального выбора в
различных жизненных ситуациях.
Развитие навыков самообслуживания, самостоятельного ведения домашнего
хозяйства, ориентировки в ближайшем окружении и возможности более широкой жизненной
ориентации, обеспечения безопасности жизнедеятельности. Усвоение морально-этических
норм поведения, навыков общения с людьми в разных жизненных ситуациях. Понимание
роли семьи и семейных отношений в жизни человека, общества и государства, в воспитании
и развитии ребенка, сохранении и укреплении его соматического, физического и
психического здоровья, формировании правильного уклада семейных отношений.
3.4. Основы социальной жизни (5-9 классы)
Целью данной программы является развитие социальной компетентности у детей с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и подготовка их к
самостоятельной жизни в социуме. Занятия по ОСЖ проводятся в специальном кабинете, в
котором отведены места для учащихся и для оборудования, обеспечивающего выполнение в
полном объеме всех видов практических работ, предусмотренных программой. При
организации кабинета учитываются санитарно-гигиенические нормы и правила техники
безопасности.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета

В результате реализации АРП учебного предмета ОСЖ у детей с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) должны быть сформированы теоретические знания,
трудовые умения и навыки, достаточные для самообслуживания, адаптации в современном
обществе, ориентации в социуме и быту, в самостоятельном поиске работы и
трудоустройстве.
3.5.География (5 – 9 кл.).
Усвоение элементарных знаний по физической и экономической географии России.
Формирование элементарных представлений о географии материков и океанов. Расширение
географических представлений о родном крае.
4.Предметная образовательная область: Естествознание.
Основные задачи реализации содержания:
Формирование представлений об окружающем мире: живой и неживой природе,
человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Развитие
способности к использованию знаний о живой и неживой природе и сформированных
представлений о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в
конкретных природных и климатических условиях.
Естественнонаучное образование обучающихся с умственной отсталостью строится на
основе психологических особенностей восприятия и анализа окружающего мира. Раздел
«Человек» позволяет изучить не только строение, функции органов человека, но прежде
всего – вопросы профилактики различных заболеваний.
4.1.Природоведение (5 класс).
Формирование элементарных знаний о живой и неживой природе и взаимосвязях,
существующих между ними. Применение полученных знаний в повседневной жизни.
Развитие активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с
миром живой и неживой природы.
4.2.Биология (5 – 9 кл.)
Формирование элементарных научных представлений о компонентах живой природы:
строении и жизни растений, животных, организма человека и его здоровье. Практическое
применение биологических знаний: усвоение приемов выращивания и ухода за некоторыми
(например, комнатными) растениями и домашними животными, ухода за своим организмом;
использование полученных знаний для решения бытовых, медицинских и экологических
проблем.
5. Искусство (5-6 класс).
5.1. Изобразительное искусство (5-6 классы).
Формирование умений и навыков изобразительной деятельности, их применение для
решения практических задач. Развитие художественного вкуса: умения отличать "красивое"
от "некрасивого"; понимание красоты как ценности; воспитание потребности в
художественном творчестве
5.2. Музыка и пение (5-6 классы).
Формирование и развитие элементарных умений и навыков, способствующих
адекватному восприятию музыкальных произведений и их исполнению. Развитие интереса к
музыкальному искусству; формирование простейших эстетических ориентиров.
6.Предметная образовательная область: Физическая культура.
6.1.Физическая культура. Основные задачи реализации содержания:
Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и
безопасного образа жизни; соблюдение индивидуального режима питания и сна.
Воспитание интереса к физической культуре и спорту, формирование потребности в
систематических занятиях физической культурой и доступных видах спорта.
Формирование и совершенствование основных двигательных качеств: быстроты,
силы, ловкости и других.

Формирование умения следить за своим физическим состоянием, величиной
физических нагрузок, адекватно их дозировать.
Овладение основами доступных видов спорта (легкой атлетикой, гимнастикой,
лыжной подготовкой и другими) в соответствии с возрастными и психофизическими
особенностями обучающихся.
Коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного развития; развитие и
совершенствование волевой сферы.
Воспитание нравственных качеств и свойств личности.
Целью занятий по адаптивной физической культуре является повышение двигательной
активности детей и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни.
Основные задачи: формирование и совершенствование основных и прикладных
двигательных навыков; формирование туристических навыков, умения кататься на
велосипеде, ходить на лыжах, плавать, играть в спортивные игры; укрепление и
сохранение здоровья детей, профилактика болезней и возникновения вторичных
заболеваний.
7.Технология.
В 5-9 классах представлена в обязательной части федерального компонента учебного плана
и включает: швейное дело, подготовка младшего обслуживающего персонала.
7.1. Швейное дело (5-9 классы). Данное направление предметной образовательной области
способствуют развитию в профессионально трудовом обучении и формируют навыки
практической деятельности для стратегии бедующей профессии для детей с ОВЗ) нарушение
интеллекта).
Цели и задачи данной образовательной области:
 Обучающие: Ознакомление обучающихся с правилами и последовательностью
построения чертежа;
 Обучение работы с построением чертежа на типовую фигуру;
Формирование практических навыков обучающихся применять расчетные формулы и
производить расчет расхода ткани для пошива изделий; формировать у обучающихся
представление о том, что любое швейное изделие строго шьётся по определённому плану;
учить пользоваться технологической картой при пошиве блузки;
 Коррекционно-развивающие: развитие внимания, памяти, конструкторского
мышления; развитие речи (умение правильно сформулировать ответ), логическое
мышление, внимание; совершенствовать наглядно-практические навыки при
построении чертежа блузки.
 Воспитательные: воспитание у обучающихся таких качеств личности как точность,
аккуратность и самостоятельность при построении чертежей, воспитывать интерес к
учёбе, предмету; воспитывать самоконтроль при выполнении заданной работы;
воспитывать самостоятельность в работе; воспитывать доброжелательность и
взаимопомощь.
7.2. «Подготовка младшего обслуживающего персонала» (далее ПМОП) в 5-9 классах
«Подготовка младшего обслуживающего персонала» (далее ПМОП) в большей мере
соответствует задачам трудового обучения и социального воспитания, оно позволяет
поэтапно с 5 по 9 классы формировать навыки по ведению домашнего хозяйства во всех его
компонентах, практически применять интеллектуальные умения из других учебных
предметов, заложить основы экономического хозяйствования в семье, а также комплекс
прикладных умений: стирка, глажение, ремонт, кулинария, уход за больными и мн. др.
Данный предмет особенно важен для обучающихся, лишенных родительской опеки, не
имеющих в этой связи опыта жизни в семье, в собственном доме, что переводит «ПМОП» не
столько в учебную область, сколько в социальную сферу жизненной компетенции
развивающейся личности. Овладение элементарными приемами ручного труда,
общетрудовыми умениями и навыками, развитие самостоятельности, положительной
мотивации к трудовой деятельности. Получение первоначальных представлений о значении

труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности выбора доступной
профессии.
«ПМОП» имеет модули освоения сельскохозяйственного труда.
Это связано с тем. Что школа находится в сельской местности и обучающиеся живут
нераздельно с природными условиями, при которых необходимо формирование трудовых
умений, обусловленных в разных жизненных сферах.
Формирование умения адекватно применять доступные технологии и освоенные
трудовые навыки для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия.
Приобретение навыков самостоятельной работы и работы в коллективе, воспитание
чувства товарищества, сотрудничества и взаимопомощи.
Совершенствование трудовых умений по выбранному профилю труда осуществляется
в процессе трудовой практики, определение ее содержания и организация осуществляется
самостоятельно образовательной организацией с учетом региональных условий и
потребности в рабочих кадрах.
Трудовое обучение развивает мышление, способность к пространственному анализу,
мелкую и крупную моторики. Кроме того, выполнение работ формирует у них эстетические
представления, благотворно сказывается на становлении их личностей, способствует их
социальной адаптации и обеспечивает им в определенной степени самостоятельность в быту.
Для успешного обучения, кроме традиционных уроков проводятся такие формы
занятий, как наблюдение, экскурсия, лабораторная работа.
Выбор профилей трудового обучения зависит от местного производственного
окружения, его потребностей в рабочих кадрах и возможностей трудоустройства
выпускников по месту жительства. Выбор профиля осуществляется с учетом
индивидуальных, психофизических особенностей обучающихся, имеющихся условий для
реализации программ. Программы реализуются в двух направлениях: теоретическом и
практическом. Обучающиеся применяют полученные теоретические знания на практическом
опыте в местных условиях.
По окончанию IX класса, обучающиеся сдают экзамен по трудовому обучению и
получают документ государственного образца об окончании по АООП основного общего
образования (специальной -коррекционной)
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
«Социально бытового ориентирования (СБО)» в 5-9 классах.
Содержание данной области может быть дополнено организацией самостоятельно на
основании рекомендаций ПМПК, ИПР.
Коррекционный курс «Социально бытового ориентирования (СБО)»
Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку
детей к самостоятельной жизни и труду, формирование у них знаний и умений,
способствующих социальной адаптации, повышение уровня общего развития учащихся.
Курс составлен с учётом возрастных и психофизических особенностей учащихся, уровня
их знаний и умений. Материал расположен по принципу усложнения и увеличения объёма
сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано
формировать и совершенствовать у детей с нарушением интеллекта необходимые навыки
самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем мире, а
также практически знакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые
им придётся обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь.
Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться
услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи.
Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм
поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и
т.д.
«Питание»- один из важнейших разделов, который решает очень нужные задачи: расширение
представлений учащихся о значении питания в жизни и деятельности человека;
формирование знаний о разнообразии пищи, её целебных свойствах, необходимости пищи

для роста и развития детского организма, культуре питания; формирование умений
определить простейшими приёмами экологически чистые продукты; приготовить блюда и
эстетически оформить их, проявить элементы творчества при создании новых вариантов
кулинарных рецептов.
Одновременно решаются задачи: воспитания личностных качеств (трудолюбие,
аккуратность, терпение, усидчивость), элементов трудовой культуры (организация труда,
экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию, использованию
электроэнергии и др.), строгого соблюдения правил безопасной работы и гигиены труда;
воспитание желания и стремления к приготовлению доброкачественной пищи; творческого
отношения к домашнему труду; развития обоняния, осязания, ловкости, скорости, а также
внимания, наблюдательности, памяти, находчивости, смекалки, сообразительности,
воображения, фантазии, интереса к национальным традициям.
Содержание обучения всем учебным предметам имеет практическую направленность.
Школа готовит своих воспитанников к непосредственному включению в жизнь, в трудовую
деятельность с учетом специфики современного производства на территории Свердловской
области и Тавдинского района.
Основная цель национально-регионального компонента - формирование у обучающихся
целостного представления, сохранение и развитие социально-духовных и культурных
достижений и традиций края.
9.1.Литература Урала (5-9 классы).
Программа курса «Литература Урала» призвана формировать у учащихся знания об истории
и культуре родного края, умения ориентироваться в политико – экономической и
социокультурной ситуации современного Урала.
Актуальность курса связана с решением главной проблемы в воспитании подрастающего
поколения – социализация личности. Обучающиеся с ОВЗ – УО (нарушение интеллекта)
должны адаптироваться в социуме, знать исторические и культурные особенности своей
«малой родины», которые неразрывно связаны с общероссийской историей и культурой.
Цель курса – воспитание гражданина, знающего свой край, его историко-литературную,
духовную культуру и умеющего ориентироваться в социокультурном пространстве.
Задачи:
 познакомить учащихся с историей развития литературного процесса на Урале и
соотнести его (процесс) с развитием русской литературы в целом;
 познакомить с современной литературной жизнью региона;
расширить представление учащихся о литературном образе Урала, о
многонациональном творчестве уральских авторов, их весомом вкладе в развитие русской
литературы;
Начиная с 5 класса, учащиеся включаются в круг литературного чтения. Для этого в
учебный план вносится предмет Литература Урала. Рекомендации программы по
содержанию данного этапа обучения обуславливаются монографическим принципом, в связи
с чем предлагается примерный список авторов, творчество которых изучается в
хронологической последовательности. Следуя основным положениям уроков литературного
чтения, программа рекомендует знакомить учащихся с биографий каждого автора, сообщать
школьникам некоторые литературоведческие понятия, отрабатывая их в процессе
практической деятельности. Среди них такие, как жанры народного творчества (сказка,
былина, песня, пословица, поговорка, потешка, загадка); виды сказок (волшебные, бытовые,
сказки о животных); языковые особенности сказки (присказка, зачин, троекратные повторы);
жанры художественных произведений (рассказ, повесть, басня, стихотворение, поэма).
Обучающиеся учатся различать тему и идею произведения, отмечать характерные черты
литературного героя, понимать юмор как способ выражения авторского замысла, овладевать
средствами выразительности чтения.

Лиература Урала по АОО программе ООО для детей с умственной отсталостью
носит рекомендательный характер с постепенным увеличением доли самостоятельности
школьников в чтении дополнительной литературы. С 8 класса вводится чтение статей
периодической печати.
По мере перехода учащихся из класса в класс уменьшается помощь учителя в составлении
отзывов и аннотаций на читаемые произведения. Однако при сложном контингенте класса
творческие работы на основе литературных текстов продолжают выполняться коллективно.
Осознание значения чтения для решения социально значимых задач, развития
познавательных интересов, воспитания чувства прекрасного, элементарных этических
представлений, понятий, чувства долга и правильных жизненных позиций. Формирование и
развитие техники чтения, осознанного чтения доступных по содержанию и возрасту
литературных текстов. Формирование коммуникативных навыков в процессе чтения
литературных произведений Урала.
Внеурочная деятельность для детей с ОВЗ УО (нарушение интеллекта)
Соиальное направление
Сборник рабоч
 Домоводство (5-9 классы);


Основы компьютерной грамотности и информационной
классы).ацелесообразно решение зада
4.Особенности организации учебного процесса.

культуры

(5-9

Обучение по адаптированной программе ООО для детей ОВЗ с умственной отсталостью в
МКОУ ООШ с. Крутое в 2021-2022 учебном году будет осуществляться в созданном
коррекционном малокомплектном классе (8-9 класс, предполагается обучать в данном классе 2
человека). Связи с этим учебные предметы будут реализованы совместно, малыми группами
(не более четырех человек).
Основополагающим принципом организации учебного процесса является гибкость
учебного плана, который разрабатывается на основе базисного учебного плана учреждения.
Индивидуальный учебный план для каждого обучающегося должен быть основан на
психолого-медико-педагогических
рекомендациях.
Согласование
индивидуального
образовательного маршрута обучающегося с его родителями или лицами, их заменяющими законными представителями.
Возможно изменение учебного плана как в сторону уменьшения количества часов в
неделю, так и в сторону их увеличения, что связано с особенностями развития обучающихся,
с характером протекания заболевания.
Объем учебной нагрузки и распределение учебных часов по образовательным областям
определяется для каждого учащегося индивидуально и зависит от уровня усвоения им
минимума содержания образования, ограничений, связанных с течением заболевания,
социальных запросов, но не превышает максимально допустимую нагрузку в соответствии с
классом обучения (СаНПиН 2.4.2.2821-10).
5. Условия реализации учебного плана





Дата начала учебного года – 1 сентября.
Продолжительность учебного года: в 5 - 9 классах – 34 недели
Продолжительность учебных занятий 40 минут.
Начало занятий – в 8 30 часов.

Школа работает в режиме пятидневной рабочей недели, во вторую половину дня и в субботу
реализуются программы дополнительного образования, проводятся индивидуальные и
групповые занятия.
 Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30
календарных дней, летом—не менее 8 недель.
Продолжительность перемен:
 после первого урока 10 минут
 после второго урока 10 минут
 после третьего урока 30 минут
 после четвертого урока 10 минут
 после пятого урока 10 минут
 после шестого урока 10 минут
Начало групповых и индивидуальных занятий, элективных курсов, внеурочных занятий и
занятий по коррекции - в 14 10 часов.
Окончание занятий – в 15 05 часов.
При составлении учебного плана были учтены образовательные потребности
обучающихся, их родителей (законных представителей), а также условия образовательного
учреждения и возможности кадрового потенциала. Учебный план способствует повышению
качества образовательной подготовки, создает необходимые условия для самоопределения,
ранней профилизации обучающихся для детей с ОВЗ легкой умственной отсталостью.
Реализация данного учебного плана позволяет обеспечить цели образовательной
программы, удовлетворить социальный заказ родителей и учащихся, достигнуть базового
уровня подготовки учащихся, развить их творческий потенциал.
6. Промежуточная аттестация обучающихся
Промежуточная аттестация – это установление уровня достижения результатов
освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), предусмотренных
образовательной программой, по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине, модулю
по итогам учебного года.
Промежуточная аттестация обучающихся – процедура установления соответствия
содержания, уровня и качества обучения и воспитания учащихся школы, по завершении
определенного временного промежутка (за учебный год, окончания ООО по адаптированной
общеобразовательной программе для детей с ОВЗ с нарушением интеллекта), требованиям
действующих Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида, степени и полноты освоения учебных программ умственно отсталыми детьми, в
доступном для них объеме знаний по годам обучения.
Промежуточная аттестация представляет собой годовую отметку, как
«среднее
арифметическое» результатов четвертной аттестации. Округление результата проводится в
соответствии с правилами математического округления.
Итоговая аттестация в 9 классе осуществляется организацией по завершению
реализации АООП в форме испытаний экзамена по техологии;
Экзамен по технологии выпускников 9 класса проводится в форме практической работы и
устных ответов по билетам в соответствии с Рекомендациями о порядке проведения
экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида, определенными в Письме Минобразования РФ от
14.03.2001г. № 29/1448-6
Допуском обучающихся 9 классов к экзаменационному экзамену является:
 Решение педагогического совета МКОУ ООШ с. Крутое.
Итоговая аттестация в 9-х классах для детей ОВЗ с нарушением интеллекта проводятся в
сроки, установленные ОО.

При проведении выпускного экзамена для детей с ОВЗ – УО вводится понятие «Итоговая
отметка», которая подлежит записи в Свидетельство об обучении за курс ООО (особого
образца, освоивших адаптированную программу для детей с нарушением интеллекта об
основном общем образовании) и регламентируется нормативными правовыми актами
Министерства образования и науки РФ.
Отметка предметов блока коррекционных занятий .
К коррекционным развивающим занятиям применяется безотметочная система.
К коррекционным занятиям (индивидуальным и групповым) относятся
логопедические занятия и психокоррекционные занятия (развитие психомоторики и
сенсорных процессов).
При планировании психокоррекционных занятий педагог-психолог разрабатывает
схему обследования и оценку уровня сформированности моторных и сенсорных процессов у
детей, которая позволяет отслеживать продвижение учащихся в своем развитии.
При планировании логопедической работы педагог-логопед составляет речевые карты
с направлениями работы и картами динамического наблюдения за состоянием письменной
речи учащихся, с помощью которых отслеживает развитие речи учащихся.
Сроки промежуточной аттестации: 5-9 классы – с 23.05.2023 г. по 31.05.2023 г
Сформированный таким образом, учебный план обеспечивает реализацию целей и
задач адаптированной основной образовательной программы основного общего образования
МКОУ ООШ с. Крутое, создает условия для реализации и удовлетворения образовательных
потребностей обучающихся с ОВЗ – УО (нарушение интеллекта) и их родителей (законных
представителей).

Учебный план АООП (вариант1) для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Предметные
области

Классы
Учебные предметы

Количество часов в неделю
5

6

7

8

9

4
1
4
4
1

4
1
4
4

4
1
4
4

2
2
2
2

2
2
2
2

1

2

2

1

2

2

2

1

1

1

2

2

1

1

1

Обязательная часть
1. Язык
и речевая практика
2. Математика

1.1.Русский язык
1.2. Чтение
1.3. Речевая практика
2.1. Математика
3.1. Природоведение

3.Естествознание

4. Человек и
общество

1

3.2. Биология
3.3. География

1

4.1. Мир истории

1

4.2. Основы
социальной жизни

2

4.3. История отечества

1

1

1

4.4.Обществознание
5.1. Изобразительное
искусство

0/1

0/1

5.2. Музыка
6.1. Адаптивная физическая
культура
Профильный труд,
всего:
7.1. ПМОП
7.2.Швейное дело

1/0
2

1/0
2

2

2

2

4

6

7

10

10

3
1

4
2

4
3

6
4

6
4

Итого

25

26

28

28

28

Часть, формируемая участниками
образовательных отношений

2

2

2

3

3

1

1

1

2

2

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

1
1
29

1
1
30

1
1
32

1
1
33

1
1
33

2
1
1

2
1
1

2
1
1

2
1
1

2
1
1

5. Искусство
6. Физическая
культура
7. Технология

Социально-бытовое
ориентирование
и культура жизнедеятельности
Литература родного края

СБО

Литература Урала

Коррекционно-развивающая область
(коррекционные занятия)
Коррекционно-логопедические занятия
Коррекционно- психологические занятия
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5дневной учебной неделе) Итого:
Внеурочная деятельность:
Социальное
Домоводство
направление
Основы компьютерной грамотности и
информационной культуры


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».