Подписано цифровой
УТВЕРЖДЕН
приказом директора
МКОУ ООШ с. Крутое
от 30. 06. 20122г. № 141
Директор МКОУ подписью: Директор
ООШ с. Крутое М.С.
ООШ с. Крутое МКОУ
Шляпина
М.С. Шляпина Дата: 2022.06.30 10:00:24
+05'00'
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Муниципального казенного общеобразовательного учреждения
основной общеобразовательной школы
с. Крутое
(начальное общее образование)
с.Крутое, 2022г
1.Пояснительная записка
К учебному плану Муниципального казенного общеобразовательного учреждения
основной общеобразовательной школы с. Крутое.
Учебный план составлен в соответствии с:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», № 273 – ФЗ от
29.12.2012г (Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобрен Советом
Федерации 26 декабря 2012 года)
Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 №115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам начального общего, основного общего, среднего
общего образования»
Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г.№286 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования», «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования»
Санитарные правила и нормативы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы
и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 28 (Гигиенические нормативы)
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утв.
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28 сентября 2020 г. N 289 (Санитарно-эпидемиологические требования).
Уставом Муниципального казённого общеобразовательного учреждения МКОУ ООШ с.
Крутое
Учебный план разработан в соответствии с Основной образовательной
программой начального общего образования МКОУ ООШ с. Крутое.
Учебный план позволяет реализовать цели образовательной программы школы,
ориентирован на обеспечение базового общего образования и развитие ребенка в процессе
обучения.
Учебный план является нормативным документом, определяющим структуру и
содержание образовательного процесса, регулирует обязательную минимальную нагрузку.
Содержание образования, определенное обязательной частью, обеспечивает
приобщение обучающихся к общекультурным и национально-значимым ценностям,
формирует систему предметных навыков и личностных качеств, соответствующих
требованиям стандарта.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть отражает содержание образования, которое обеспечивает
достижение важнейших целей современного начального общего образования:
формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
2
готовность обучающихся к продолжению образования на последующих уровнях
основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям;
готовность адекватно действовать в экстремальных ситуациях;
личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях.
Обязательные для изучения предметные области: « Русский язык и литературное
чтение», «Родной язык и литературное чтение на родном языке», «Иностранный язык»,
«Математика и информатика», «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)»,
«Основы религиозных культур и светской этики», «Искусство», «Технология»,
«Физическая культура».
Характеристика предметных областей. Содержание образования.
N п/п
1
Предметные области
Русский язык и
литературное чтение
Основные задачи реализации содержания
Формирование первоначальных представлений о
русском языке как государственном языке Российской
Федерации, как средстве общения людей разных
национальностей в России и за рубежом. Развитие
диалогической и монологической устной и письменной
речи, коммуникативных умений, нравственных и
эстетических чувств, способностей к творческой
деятельности.
2
Родной язык и
Литературное чтение на
родном языке
Формирование первоначальных представлений о единстве и
многообразии языкового и культурного пространства России,
о языке как основе национального самосознания. Развитие
диалогической и монологической устной и письменной речи
на родном языке, коммуникативных умений, нравственных и
эстетических чувств, способностей к творческой
деятельности на родном языке.
3
Иностранный язык
4
Математика и
информатика
5
Обществознание и
естествознание
(Окружающий мир)
Формирование дружелюбного отношения и
толерантности к носителям другого языка на основе
знакомства с жизнью своих сверстников в других
странах, с детским фольклором и доступными
образцами детской художественной литературы,
формирование начальных навыков общения в устной и
письменной форме с носителями иностранного языка,
коммуникативных умений, нравственных и
эстетических чувств, способностей к творческой
деятельности на иностранном языке.
Развитие математической речи, логического и
алгоритмического мышления, воображения,
обеспечение первоначальных представлений о
компьютерной грамотности
Формирование уважительного отношения к семье,
населенному пункту, региону, России, истории,
культуре, природе нашей страны, ее современной жизни.
Осознание ценности, целостности и многообразия
окружающего мира, своего места в нем. Формирование
модели безопасного поведения в условиях повседневной
жизни и в различных опасных и чрезвычайных
ситуациях. Формирование психологической культуры и
компетенции для обеспечения эффективного и
безопасного взаимодействия в социуме
3
6
7
8
9
Основы религиозных
Воспитание способности к духовному развитию,
культур и светской этики нравственному самосовершенствованию. Формирование
первоначальных представлений о светской этике, об
отечественных традиционных религиях, их роли в
культуре, истории и современности России
Искусство
Развитие способностей к художественно-образному,
эмоционально-ценностному восприятию произведений
изобразительного и музыкального искусства,
выражению в творческих работах своего отношения к
окружающему миру
Технология
Формирование опыта как основы обучения и познания,
осуществление поисково-аналитической деятельности
для практического решения прикладных задач с
использованием знаний, полученных при изучении
других учебных предметов, формирование
первоначального опыта практической
преобразовательной деятельности
Физическая культура
Физическая культура Укрепление здоровья, содействие
гармоничному физическому, 6 нравственному и
социальному развитию, успешному обучению,
формирование первоначальных умений саморегуляции
средствами физической культуры.
Формирование установки на сохранение и укрепление
здоровья, навыков здорового и безопасного образа
жизни.
Предметная область «Русский язык и литературное чтение» представлена
учебными предметами «Русский язык», «Литературное чтение».
Учебный предмет «Русский язык» в начальной школе – часть единого непрерывного
курса обучения в начальной школе. Основное назначение данного предмета состоит в
том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности,
обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем
языка.
В I классе обучение русскому языку начинается интегрированным курсом
«Обучение грамоте», который содержит разделы «Обучение чтению», «Обучение
письму». После завершения интегрированного курса начинается раздельное изучение
русского языка и литературного чтения. На данный предмет отводится в I, III-IV
классах 4 часа; во II классах- 4 часа в первом полугодии, 3 часа во втором
полугодии.
Учебный предмет «Литературное чтение» - один из основных предметов в
системе начального основного образования. Наряду с русским языком он формирует
функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребёнка.
Приоритетной целью обучения литературному чтению является формирование
читательской компетентности младших школьников, осознание себя как грамотного
читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства
самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой
чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием
книг и умением их самостоятельно выбирать; сформированностью духовной
потребности в книге и чтении.
На данный предмет в I, III-IV классах 4 часа; во II классах- 4 часа в первом
полугодии, 3 часа во втором полугодии.
Предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке»
представлена учебными предметами «Родной язык», «Литературное чтение на
4
родном языке». Данная предметная область будет реализовываться для обучающихся
второго класса.
Учебный предмет «Родной язык» формирует первоначальные представления о
единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как
основе национального самосознания.
На данный предмет отводится из федерального компонента во II классах 1 час
в первом полугодии.
Учебный предмет «Литературное чтение на родном языке» формирует
коммуникативные умения, нравственные и эстетические чувства, способности к
творческой деятельности на родном языке.
На данный предмет отводится из федерального компонента во II классах 1 час
во втором полугодии.
Факт выбора родителями (законными представителями) для каждого обучающегося
родного языка подтвержден письменным согласием на имя директора школы.
Предметная область «Иностранный язык» представлена учебным предметом
«Английский язык», который изучается во II-IV классах по 2 часа в неделю.
Данный предмет формирует элементарные коммуникативные умения в
говорении, аудировании, чтении и письме; развивает речевые способности,
внимание, мышление, память и воображение младшего школьника; способствует
мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком.
Предметная область «Математика и информатика» представлена учебным
предметом «Математика».
Основные задачи начального обучения математике направлены на формирование у
младших школьников элементарных математических представлений и структуры
мышления, подготовку их к дальнейшему изучению предмета. Поставленные задачи
решаются за счет использования различных программ и интеграции данной предметной
области с геометрией и информатикой, что обеспечивает высокий развивающий эффект
обучения, интенсивное его влияние на умственное развитие детей. На изучение
математики отводится в I-IV классах по 4 часа в неделю.
Предметная область «Обществознание и естествознание» (Окружающий мир)
представлена предметом «Окружающий мир», который изучается с I по IV класс по 2
часа в неделю.
Учебный предмет является интегрированным и практико-ориентированным. В его
содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социальногуманитарной
направленности,
а
также
элементы
основ
безопасности
жизнедеятельности. Его ведение характеризуется важным и необходимым условием
стабильного развития нашего государства с целью личной безопасности каждого
ребёнка.
Предметная область «Искусство» представлена учебными предметами «Музыка» и
«Изобразительное искусство», которые изучаются в I-IVклассах по 1 часу в
неделю.
Предметная область «Технология» представлена учебным предметом «Технология»
и характеризуется
следующими особенностями учебного предмета: практикоориентированной направленностью содержания обучения; применением знаний
полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для
решения технических и технологических задач; применением полученного опыта
практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей. В
IIVклассах предмет изучается 1 час в неделю. В рамках учебного предмета «Технология»
5
в качестве учебного модуля в III-IV классах изучается «Информатика и информационнокоммуникационные технологии (ИКТ)».
В 4 классе изучается предметная область «Основы религиозных культур и светской
этики», представленная учебным предметом «Основы религиозных культур и светской
этики» 1 час в неделю.
Изучение данного предмета направлено на формирование у обучающихся
мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному знании и уважении
культурных и религиозных традиций многонациональных народов России.
Выбор модулей зафиксирован протоколами родительских собраний и письменными
заявлениями родителей (законных представителей).
Выбор модулей зафиксирован протоколами родительских собраний и письменными
заявлениями родителей (законных представителей).
На основании письменных заявлений родителей (законных представителей) были
выбраны следующие модули для изучения обучающимися IV классов:
«Основы православной культуры»- 100% от общего количества
обучающихся;
Организация, планирование и проведение учебного предмета «Физическая
культура» в объёме 3 часов в неделю обеспечивается в соответствии с письмами
Минобрнауки России от 30.05.2012 г. № МД-583/19 «О методических рекомендациях
«Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой
обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья», от 07.09.2010 г. № ИК-1374/19,
Министерства спорта и туризма Российской Федерации от 13.09.2010 г. № ЮН-0209/4912. На занятиях физической культуры вводится подготовка к выполнению
нормативов ГТО на основе указа Президента РФ «О Всероссийском физкультурноспортивном комплексе «Готов к труду и обороне» от 24.03.2014 г. № 172.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, реализуется через
учебный предмет « Риторика». Курс направлен на формирование коммуникативной
компетенции, учит правилам конструктивного общения.
Изучение данного предмета выбрано на основании письменных заявлений родителей
(законных представителей).
2.Условия реализации учебного плана
Школа работает в режиме пятидневной учебной недели, во вторую половину дня
реализуются программы ГПД, внеурочных занятий, внеклассных
мероприятий,
дополнительного образования, индивидуальные и групповые занятия.
Занятия в школе идут в 1 смену.
Продолжительность учебного года в 1 классе 33 учебных недели, 2-4 классах 34
недели.
С целью реализации «ступенчатого» метода постепенного наращивания учебной
нагрузки в первом классе, в соответствии с п. 10.10. СанПиН 2.4.2.2821-10,
обеспечивается организация адаптационного периода. Число уроков в день:
в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый;
в ноябре - декабре - по 4 урока по 35 минут каждый;
в январе - мае - по 4 урока по 45 минут каждый.
Во 2-4 классах продолжительность урока 45 минут.
Срок усвоения образовательных программ начального общего образования – 4 года.
В связи с малым количеством обучающихся 1 - 4 классов в 2019-2020 учебном году
скомплектован 2 класса-комплекта: 1, 3 класс и 2,4 класс.
Учебные предметы: литературное чтение, музыка, изобразительное искусство,
технология, физическая культура преподаются отдельно, обучение остальным учебным
дисциплинам раздельное.
3. Промежуточная аттестация обучающихся
6
Освоение основной образовательной программы, в том числе отдельной части или
всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной
программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся.
Промежуточная аттестация проводится с целью определения соответствия уровня и
качества знаний, умений, навыков, сформированности компетенций требованиям
федерального государственного образовательного стандарта и оценки качества освоения
программ по завершении отдельных этапов обучения. Промежуточная аттестация
проводится по каждому учебному предмету по итогам учебного года, в соответствии с
Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся в МКОУ ООШ с. Крутое. Промежуточная
аттестация обязательна для всех обучающихся 2-4 классов, проводится на основе
результатов четвертной аттестации по всем учебным предметам и представляет собой
среднее арифметическое результатов четвертной аттестации. Округление результата
проводится в соответствии с правилами математического округления.
Для обучающихся 1-го класса промежуточная аттестация проводится на основе
комплексной контрольной работы и фиксируется в виде качественной оценки
успешности освоения обучающимися основной образовательной программы
начального общего образования. Формой промежуточной аттестации в 1 классе
является оценка успешности освоения обучающимися основной образовательной
программы начального общего образования за учебный год, зафиксированной в
качественной характеристике обучающегося.
По курсу ОРКСЭ безотметочное обучение. Объектом оценивания по данному
курсу становится нравственная и культурологическая компетентность обучающегося,
рассматриваемые
как универсальная способность человека понимать значение
нравственных норм, правил морали, веры и религии в жизни человека, семьи,
общества, воспитание потребности к духовному развитию, которая проводится в виде
проведения систематизированных упражнений и тестовых заданий разных типов.
Сформированный таким образом, учебный план обеспечивает реализацию целей и
задач основной образовательной программы начального общего образования МКОУ ООШ
с. Крутое создает условия для реализации федерального государственного
образовательного стандарта и удовлетворения образовательных потребностей
обучающихся и их родителей (законных представителей).
7
4.Учебный план начального общего образования
4.1.Учебный план начального общего образования (годовой)
(5-дневная неделя)
Предметные области
учебные
предметы
Количество часов в год
классы
I
Обязательная часть
Русский язык и литературное
чтение
Родной язык и родная
литература
Иностранный язык
Математика и информатика
Обществознание и
естествознание
(Окружающий мир)
Основы религиозных культур
и светской этики
Русский язык
Литературное
чтение
Родной язык
(русский)
Литературное
чтение на родном
языке (русском)
Иностранный язык
Математика
Всего
II
III
IV
132
119
136
136
523
132
119
136
102
489
17
17
17
17
68
68
68
204
132
136
136
136
540
66
68
68
68
270
34
34
Окружающий мир
Основы
религиозных
культур и светской
этики
Музыка
33
34
34
34
135
33
34
34
34
135
Технология
Изобразительное
искусство
Технология
33
34
34
34
135
Физическая культура
Физическая
культура
99
102
102
102
405
Итого
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений
660
33
748
34
748
34
748
34
2904
135
Риторика
33
34
782
34
34
782
135
Искусство
Максимально допустимая недельная нагрузка
8
693
782
3039
4.2.Учебный план начального общего образования (недельный)
(5-дневная неделя)
Количество часов в
Учебные предметы
неделю
Предметные области
классы
I
II
III
IV
Обязательная часть
Русский язык и литературное
чтение
Всего
Русский язык
5
4/5
5
5
19/20
Литературное чтение
4
4/3
4
3
15/14
Родной язык и родная
литература
Родной язык (русский)
Литературное чтение на
родном языке (русском)
Иностранный язык
Иностранный язык
Математика и информатика
Обществознание и
естествознание
(Окружающий мир)
Основы религиозных культур
и светской этики
Математика
0/1
0,5
1/0
0,5
2
2
2
6
4
4
4
4
16
2
2
2
2
8
Окружающий мир
Основы религиозных
культур и светской этики
Музыка
-
-
-
1
1
1
1
1
1
4
Изобразительное искусство
1
1
1
1
4
Технология
Технология
1
1
1
1
4
Физическая культура
Физическая культура
2
2
2
2
8
Итого
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений
Риторика
20
22
22
22
86
1
1
1
1
4
Итого
1
1
1
1
4
Максимально допустимая недельная нагрузка
21
23
23
23
90
Искусство
Адаптивная физкультура
9