ПРИНЯТ
на заседании педагогического совета
от 30 августа 2024 г. № 1
УТВЕРЖДЕН
приказом директора МКОУ ООШ с. Крутое
от 30 августа 2024 г. № 230
Учебный план
начального общего образования
Муниципального казенного
общеобразовательного учреждения
основной общеобразовательной школы с. Крутое
Для обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1)
на 2024-2025 учебный год
с. Крутое, 2024 г.
Пояснительная записка
Нормативной правовой основой учебного плана 1-4 классов являются:
− Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(с изменениями и дополнениями);
− Закон Свердловской области от 15ю07.2013 г. №78-ОЗ «Об образовании в Свердловской
области»;
− Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014
№1598 (далее - ФГОС НОО ОВЗ);
− Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями»;
− Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утвержденная приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 24 ноября
2022 г. N 1026;
− Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 №28;
− СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.01.2021 № 2
(таблица 6.6.)
− Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования";
− Устав МКОУ ООШ с. Крутое.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана,
состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного
процесса, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной
нагрузки, установленную
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной
недели, при этом объем максимально допустимой аудиторной недельной нагрузки в
течение дня составляет:
для обучающихся 1-го класса – не должен превышать 4 уроков;
для обучающихся 2-4 классов – не более 5 уроков;
Расписание уроков составлено отдельно для обязательных и факультативных
занятий. Факультативные занятия по возможности планируются на дни с наименьшим
количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним
уроком устроен перерыв продолжительностью не менее 30 минут.
Общий объем нагрузки в течение дня не превышает:
- для обучающихся 1-го класса – 4 уроков и один раз в неделю 5 уроков за счет урока
физической культуры;
Режим работы по пятидневной учебной неделе определяется в соответствии с
СанПиНом 1.2.3685-21.
При составлении учебного плана индивидуальные, групповые, факультативные
занятия учитываются при определении максимально допустимой аудиторной нагрузки
обучающихся согласно СанПиН 1.2.3685-21.
Для использования при реализации образовательных программ выбраны: учебники
из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки
России от 31.03.2014 № 253); учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в
перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к
использованию
при
реализации
имеющих
государственную
аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования (приказ Минобрнауки России от 14.12.2009 № 729).
Объем максимальной нагрузки обучающихся состоит из суммы часов
образовательной области. В максимальную нагрузку не входят часы
занятий,
включенные в коррекционно-адаптационную область (Письмо МО РФ 06.09.2002г. № 0351-127 ин./13-03). Индивидуальные занятия проводятся в течение учебного дня и во
внеклассное время.
Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных
требований:
смену;
- учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую
- используется ступенчатый режим обучения: в сентябре, октябре – по 3 урока
в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока по 35 минут каждый, в январе
– мае – по 4 урока по 40 минут к а ж д ый с рекомендованными 1-ой и более
динамическими паузами;
- обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся.
Предметы, входящие в основную нагрузку
Учебный план включает 9 обязательных учебных предметов, в процессе усвоения
которых обучающиеся достигают уровня элементарной грамотности,
овладевают навыками общения, учебного и профессионального труда, культуры поведения.
Русский язык
как учебный предмет является ведущим, т.к. от его усвоения во
многом зависит успешность всего школьного обучения. Задачи обучения русскому языку и
литературному чтению – научить школьников правильно и осмысленно читать доступный
их пониманию текст, выработать элементарные навыки грамотного письма, повысить
уровень общего и речевого развития обучающихся, научить последовательно и правильно
излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Расширение разговорной, литературной, деловой, книжной (научной) лексики на
уроках русского языка и чтения позволит приблизить обучающихся к знаниям о культуре,
истории, к освоению нравственных норм социального поведения на образцах доступных
литературных жанров.
Математика
представлена элементарной математикой и в ее структуре
– геометрическими понятиями. Математика имеет выраженную практическую
направленность с целью обеспечения жизненно важных умений обучающихся по ведению
домашнего хозяйства, их деятельности в доступных профилях по труду. Математика вносит
существенный вклад в развитие и коррекцию мышления и речи, она значительно
продвигает большую часть обучающихся на пути освоения ими элементов логического
мышления. Математические знания реализуются и при изучении других дисциплин:
трудового обучения, истории, географии, естествознания, физкультуры, социальнобытовой ориентировки и др.
Предмет Окружающий мир реализуется с 1 по 4 класс. Естественнонаучное
образование обучающихся с умственной отсталостью строится на основе психологических
особенностей восприятия и анализа окружающего мира. Естествоведческие знания
помогают осмыслению единства свойств живой и неживой природы, формируют у
обучающихся практические навыки взаимодействия с объектами природы, ее явлениями.
Обучение изобразительному искусству, музыке предполагает овладение
школьниками элементарными основами этих видов деятельности – навыками рисования,
слушания музыки и пения. В процессе занятий по этим предметам осуществляется
всестороннее развитие, обучение и воспитание детей – сенсорное, умственное,
эстетическое, нравственное, трудовое. Коррекционная направленность уроков обязательное условие учебного процесса.
Предмет Физическая культура направлена на коррекцию психофизического
развития обучающихся, выполняет общеобразовательную функцию, включает элементы
спортивной подготовки.
На уроках физической культуры укрепляется
здоровье
школьников,
закаливаетсяорганизм, формируется правильная осанка, совершенствуются двигательные
качества (сила, быстрота, ловкость, выносливость и др.), воспитываются гигиенические
навыки, физическая работоспособность, осуществляется просвещение по теоретическому
курсу Физическая культура и спорт.
Трудовое обучение в I – IV классах дает возможность обучающимся овладеть
элементарными приемами труда, формирует у них общие трудовые умения и навыки,
самостоятельность, положительную мотивацию в трудовой деятельности. Это – период
подготовки к овладению навыками работы в трудовых мастерских.
Трудовое обучение имеет общетехнический характер, проводится на базе учебных
мастерских, рассматривается как пропедевтический период для формирования
некоторыхновых
организационных умений
и навыков поведения,
характерных для профессиональной мастерской ведется
наблюдение, целью
которого является определение индивидуальных профессиональных возможностей
обучающихся в овладении тем или иным видом профессионального труда.
Задача общеобразовательных предметов и трудового обучения заключается в
обеспечении обучающимися того уровня знаний, умений и навыков, которые необходимы
для успешной социальной адаптации.
Обучение общеобразовательным предметам имеет практическую направленность,
принцип коррекции является ведущим, учитывается воспитывающая роль обучения,
необходимость формирования черт характера и всей личности в целом, которые должны
помочь выпускникам стать полезными членами общества.
Таким образом, учебные предметы образовательных областей, включенные в
региональный базисный учебный план, обеспечивают учащимся потенциально возможный
уровень образованности, без чего не может быть достигнута основная цель: социальная
реабилитация и интеграция детей с проблемами в развитии в современное общество.
Обязательные предметы по выбору школы и факультативы усиливают региональный и
школьный компоненты программы. Они нацелены, прежде всего на углубление отдельных
дисциплин или их разделов.
Внеурочная деятельность в соответствие с ФГОС обучающихся с
интеллектуальными нарушениями включает коррекционно-развивающую область и другие
направления внеурочной деятельности (до 10 часов). Коррекционно-развивающая область
представлена коррекционными занятиями, которая определяется психофизическими
особенностями развития детей и ритмикой.
Коррекционно-развивающие занятия проводятся учителем-дефектологом,
логопедом, психологом на специальных занятиях индивидуально и по подгруппам. Их
продолжительность 15-20мин. Всего на коррекционно-развивающую область отводится 6
занятий в неделю. Коррекционные занятия могут проводиться как в первую, так во вторую
половину дня.
Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация – это установление уровня достижения результатов освоения
учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), предусмотренных образовательной
программой, по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине, модулю по итогам учебного
года. Промежуточная аттестация проводится с целью определения соответствия уровня и
качества знаний, умений, навыков, сформированности компетенций требованиям
государственного образовательного стандарта и оценки качества освоения программ по
завершении отдельных этапов обучения. Промежуточная аттестация проводится по каждому
учебному предмету по итогам учебного года. Учебный год делится на четверти, являющиеся
периодами, по итогам которых выставляются отметки за текущее освоение предметных
образовательных программ.
Промежуточная аттестация обязательна для всех обучающихся 2-4 классов, проводится на
основе четвертных отметок, выставленных обучающимся в течение соответствующего учебного
года и представляет собой среднее арифметическое оценок за четверти. Округление результата
проводится в соответствии с правилами математического округления. Промежуточная аттестация
проводится по каждому предмету по итогам учебного года в соответствии с «Положением о
формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся МКОУ ООШ с. Крутое
При изучении курса «Основы религиозных культур и светской этики» применяется
безотметочная система оценивания, но для оценки успешности освоения обучающимися
образовательной программы используются следующие формы: создание тематических проектов,
презентаций, творческие отчеты учащихся и др.
Учебный план начального общего образования обучающихся
с легкой умственной отсталостью(интеллектуальными
нарушениями)(вариант 1) (недельный)
Предметные области
Класс
Количество часов
Всего
Учебные предметы
I
II
III
IV
Русский язык
3
3
3
3
12
Чтение
3
4
4
4
15
Речевая практика
2
2
2
2
8
2. Математика
Математика
3
4
4
4
15
3. Естествознание
Мир природы и человека
2
1
1
1
5
4. Искусство
Музыка
2
1
1
1
5
Рисование (изобразительное
искусство)
1
1
1
1
4
5. Физическая
культура
Адаптивная физическая
культура
3
3
3
3
12
6. Технология
Ручной труд
2
1
1
1
5
21
20
20
20
81
-
3
3
3
9
Основы финансовой грамотности
1
1
1
3
Спортивные игры
2
2
2
6
Обязательная часть
1. Язык и речевая
практика
Итого
Часть, формируемая участниками образовательных
отношений:
Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5дневной учебной неделе)
21
23
23
23
90
Коррекционно-развивающая область
(коррекционные занятия и ритмика):
6
6
6
6
24
логопедические занятия
3
3
3
3
12
развитие психомоторики и сенсорных процессов
2
2
2
2
8
Ритмика
1
1
1
1
4
Внеурочная деятельность:
3
3
3
3
12
Разговоры о важном
1
1
1
1
4
Орлята России
1
1
1
1
4
Школа здорового питания»
1
1
1
1
4
Учебный план начального общего образования обучающихся
с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1) (годовой)
Предметные области
Класс
Учебные предметы
Количество часов
Всего
I
II
III
IV
Русский язык
99
102
102
102
405
Чтение
99
136
136
136
507
Речевая практика
66
68
68
68
270
2. Математика
Математика
99
136
136
136
507
3. Естествознание
Мир природы и человека
66
34
34
34
168
4. Искусство
Музыка
66
34
34
34
168
Рисование (изобразительное
искусство)
33
34
34
34
135
5. Физическая
культура
Адаптивная физическая
культура
99
102
102
102
405
6. Технология
Ручной труд
66
34
34
34
168
693
680
680
680
2733
-
34
34
34
102
Основы финансовой грамотности
34
34
34
102
Спортивные игры
68
68
68
204
Обязательная часть
1. Язык и речевая
практика
Итого
Часть, формируемая участниками образовательных
отношений:
Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5дневной учебной неделе)
21
23
23
23
90
Коррекционно-развивающая область
(коррекционные занятия и ритмика):
201
204
204
204
810
логопедические занятия
102
102
102
102
408
развитие психомоторики и сенсорных процессов
66
68
68
68
270
ритмика
33
34
34
34
132
Внеурочная деятельность:
99
102
102
102
405
Разговоры о важном
33
34
34
34
135
Орлята России
33
34
34
34
135
Школа здорового питания
33
34
34
34
135