Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа с. Крутое
УТВЕРЖДЕНА
приказом директора
МКОУ ООШ с. Крутое
от «31» августа 2017г. № 49
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование учебного предмета:
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Уровень образования:
Основное общее образование (ФГОС ООО)
Программу разработала (и):
Семенюк Светлана Ивановна
учитель ИЗО, СЗД
2018
1
Пояснительная записка
Нормативно-правовые документы
Настоящая рабочая программа по географии составлена на основе:
- Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;
-Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897 (с дополнениями и изменениями.);
Примерная основная образовательная программа основного общего образования (в редакции протокола заседания № 3/15 от 28.10.2015 г.)
-СанПиН 2.4.2. 28 21-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательном учреждении»
(с изменениями № 3 от 24.11.2015г);
-Учебного плана МКОУ ООШ д. Крутое;
-Положение о структуре, порядке разработки и утверждении рабочей программы по предметам (курсам), утвержденное приказом
директора МКОУ ООШ с. Крутое №53 от 22.08.2016г.
1.2. Общая характеристика предмета
Программа учебного предмета «Изобразительное искусство» ориентирована на развитие компетенций в области освоения
культурного наследия, умения ориентироваться в различных сферах мировой художественной культуры, на формирование у обучающихся
целостных представлений об исторических традициях и ценностях русской художественной культуры.
В программе предусмотрена практическая художественно-творческая деятельность, аналитическое восприятие произведений
искусства. Программа включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств – живописи, графики, скульптуры,
дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, театра, фото- и киноискусства.
Отличительной особенностью программы является новый взгляд на предмет «Изобразительное искусство», суть которого
заключается в том, что искусство в нем рассматривается как особая духовная сфера, концентрирующая в себе колоссальный эстетический,
художественный и нравственный мировой опыт. Как целостность, состоящая из народного искусства и профессионально-художественного,
проявляющихся и живущих по своим законам и находящихся в постоянном взаимодействии.
В программу включены следующие основные виды художественно-творческой деятельности:
ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность;
изобразительная деятельность (основы художественного изображения);
декоративно-прикладная деятельность (основы народного и декоративно-прикладного искусства);
художественно-конструкторская деятельность (элементы дизайна и архитектуры);
художественно-творческая деятельность на основе синтеза искусств.
Связующим звеном предмета «Изобразительного искусства» с другими предметами является художественный образ, созданный
средствами разных видов искусства и создаваемый обучающимися в различных видах художественной деятельности.
2
Изучение предмета «Изобразительное искусство» построено на освоении общенаучных методов (наблюдение, измерение,
моделирование), освоении практического применения знаний и основано на межпредметных связях с предметами: «История России»,
«Обществознание», «География», «Математика», «Технология».
Связующим звеном предмета «Изобразительного искусства» с другими предметами является художественный образ, созданный
средствами разных видов искусства и создаваемый обучающимися в различных видах художественной деятельности.
Изучение предмета «Изобразительное искусство» построено на освоении общенаучных методов (наблюдение, измерение,
эксперимент, моделирование), освоении практического применения знаний и основано на межпредметных связях с предметами: «История
России», «Обществознание», «География», «Математика», «Технология».
1.3. Место предмета « Изобразительное искусство» вучебномплане
Вучебномплане МКОУООШ д . К р у т о е наизучениеучебного предмета «Изобразительное искусство»науровнеосновного
образования отводится 102часа,в том числев5классе–34часа, в6 классе–34часа, в 7 классе -34 часа (израсчета1часв неделю).
общего
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального
народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ
культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе
формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению,
культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и
социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
3
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего
возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов
деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое
отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
эстетического характера.
. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания
и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТкомпетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
4
(в ред. ПриказаМинобрнауки России от 29.12.2014 N 1644)
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной
практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты изучения предметной области "Искусство" должны отражать:
Изобразительное искусство:
1) формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания
жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие
наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого
воображения;
2) развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и
ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
3) освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных
ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические
произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
4) воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных
образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
5) приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств:
изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над
визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
6) приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуальнопространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая
фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
7) развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков
восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры
как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.
Выпускникнаучится:
характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов
(древо,жизни, птица, солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских образов;
раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни;
создавать эскизы декоративного убранства русской избы;
5
создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;
определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции;
создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении;
умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать
единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели,
Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе
создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; осуществлять собственный художественный
замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов;
характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций;
различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;
различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России;
находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в
произведениях народных и современных промыслов;
различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России;
называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных
видов искусства;
классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания
изменений видения мира;
объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения;
композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами;
создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов;
простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений;
навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь);
изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции;
создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел;
строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;
характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объема
предметов и глубины пространства;
передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта;
6
творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне;
выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания;
рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих
смыслов;
применять перспективу в практической творческой работе;
навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого;
навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы;
видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе;
навыкамсозданияпейзажныхзарисовок;
различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива;
пользоваться правилами работы на пленэре;
использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте; осознавать, что колорит является средством
эмоциональной выразительности живописного произведения;
навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения;
различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма,
перспектива и др.);
определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата, выразительное значение размера
произведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле;
пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными
навыками лепки, использовать коллажные техники;
различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм;
различать и характеризовать виды портрета;
понимать и характеризовать основы изображения головы человека;
пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами;
видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при
изображении с натуры, по представлению, по памяти;
видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы
предметов;
использовать графические материалы в работе над портретом;
использовать образные возможности освещения в портрете;
пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке;
называть имена выдающихся русских и зарубежных художников - портретистов и определять их произведения;
навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры человека;
7
навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа;
навыкам лепки и работы с пластилином или глиной;
рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений - шедевров изобразительного искусства) об изменчивости
образа человека в истории искусства;
приемам выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками фигуры человека, используя разнообразные
графические материалы;
характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений
художника над жизнью;
объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях станковой живописи;
изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эскизом;
узнавать и объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись»;
перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно- тематической картины;
характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение значительных событий в истории общества, как
воплощение его мировоззренческих позиций и идеалов;
узнавать и характеризовать несколько классических произведений и называть имена великих русских мастеров исторической
картины;
характеризовать значение тематической картины XIX века в развитии русской культуры;
рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании образа народа, в становлении национального
самосознания и образа национальной истории;
называть имена нескольких известных художников объединения «Мир искусства» и их наиболее известные произведения;
творческому опыту по разработке и созданию изобразительного образа на выбранный исторический сюжет;
творческому опыту по разработке художественного проекта –разработки композиции на историческую тему;
творческому опыту создания композиции на основе библейских сюжетов;
представлениям о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из Библии, об их мировоззренческом и нравственном
значении в культуре;
называть имена великих европейских и русских художников, творивших на библейские темы;
узнавать и характеризовать произведения великих европейских и русских художников на библейские темы;
характеризовать роль монументальных памятников в жизни общества;
рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в годы Великой Отечественной войны;
описывать и характеризовать выдающиеся монументальные памятники и ансамбли, посвященные Великой Отечественной войне;
творческому опыту лепки памятника, посвященного значимому историческому событию или историческому герою;
анализировать художественно-выразительные средства произведений изобразительного искусства XX века;
культурезрительскоговосприятия;
8
характеризовать временные и пространственные искусства;
понимать разницу между реальностью и художественным образом;
представлениям об искусстве иллюстрации и творчестве известных иллюстраторов книг. И.Я. Билибин. В.А. Милашевский. В.А.
Фаворский;
опыту художественного иллюстрирования и навыкам работы графическими материалами;
собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер одежды героев, характер построек и помещений, характерные
детали быта и т.д.);
представлениям об анималистическом жанре изобразительного искусства и творчестве художников-анималистов;
опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов животных;
систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна;
распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства;
понимать сочетание различных объемов в здании;
понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и материал;
иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох;
понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры;
различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого;
характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве городской среды;
понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объемов при взгляде на них сверху;
осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка – вертикаль, круг – цилиндр, шар и т. д.;
применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы;
применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайн-проектов;
получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение
имеет расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта;
приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры;
характеризовать основные школы садово-паркового искусства;
понимать основы краткой истории русской усадебной культуры XVIII – XIX веков;
называть и раскрывать смысл основ искусства флористики;
понимать основы краткой истории костюма;
характеризовать и раскрывать смысл композиционно-конструктивных принципов дизайна одежды;
применять навыки сочинения объемно-пространственной композиции в формировании букета по принципам икэбаны;
9
использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой, природными материалами в процессе макетирования
архитектурно-ландшафтных объектов;
отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный композиционный замысел;
использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе создания эскизов молодежных и исторических
комплектов одежды;
узнавать и характеризовать памятники архитектуры Древнего Киева. СофияКиевская. Фрески. Мозаики;
различать
итальянские
и
русские
традиции
в
архитектуре
Московского
Кремля.
Характеризовать
и
описыватьархитектурныеособенностисоборовМосковскогоКремля;
различать и характеризовать особенности древнерусской иконописи. Понимать значение иконы «Троица» Андрея Рублева в
общественной, духовной и художественной жизни Руси;
узнавать и описывать памятники шатрового зодчества;
характеризовать особенности церкви Вознесения в селе Коломенском и храма Покрова-на-Рву;
раскрывать особенности новых иконописных традиций в XVII веке. Отличать по характерным особенностям икону и парсуну;
работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные творческие композиции в материалах по
различным темам;
различать стилевые особенности разных школ архитектуры Древней Руси;
создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать
выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;
сравнивать, сопоставлять и анализировать произведения живописи Древней Руси;
рассуждать о значении художественного образа древнерусской культуры;
ориентироваться в широком разнообразии стилей и направлений изобразительного искусства и архитектуры XVIII – XIX веков;
использовать в речи новые термины, связанные со стилями в изобразительном искусстве и архитектуре XVIII – XIX веков;
выявлять и называть характерные особенности русской портретной живописи XVIII века;
характеризовать признаки и особенности московского барокко;
создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале.
Выпускникполучитвозможностьнаучиться:
активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания
различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.);
владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного
искусства;
различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к
природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;
10
выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения изобразительного искусства;
понимать специфику изображения в полиграфии;
различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши и др.);
различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное, фотографическое);
проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и др.;
создавать художественную композицию макета книги, журнала;
называть имена великих русских живописцев и архитекторов XVIII – XIX веков;
называть и характеризовать произведения изобразительного искусства и архитектуры русских художников XVIII – XIX веков;
называть имена выдающихся русских художников-ваятелей XVIII века и определять скульптурные памятники;
называть имена выдающихся художников «Товарищества передвижников» и определять их произведения живописи;
называть имена выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века и определять произведения пейзажной живописи;
понимать особенности исторического жанра, определять произведения исторической живописи;
активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать
изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведениям искусства;
определять «Русский стиль» в архитектуре модерна, называть памятники архитектуры модерна;
использовать навыки формообразования, использования объемов в архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
называть имена выдающихся русских художников-ваятелей второй половины XIX века и определять памятники монументальной
скульптуры;
создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале;
узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX веков;
узнавать, называть основные художественные стили в европейском и русском искусстве и время их развития в истории
культуры;
осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать
выразительные образы;
применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания композиции на определенную тему;
понимать смысл традиций и новаторства в изобразительном искусстве XX века. Модерн. Авангард. Сюрреализм;
характеризовать стиль модерн в архитектуре. Ф.О. Шехтель. А. Гауди;
создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);
использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;
характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России;
получать представления об особенностях художественных коллекций крупнейших музеев мира;
11
использовать навыки коллективной работы над объемно- пространственной композицией;
понимать основы сценографии как вида художественного творчества;
понимать роль костюма, маски и грима в искусстве актерского перевоплощения;
называть имена российских художников(А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский);
различатьособенностихудожественнойфотографии;
различать выразительные средства художественной фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.);
понимать изобразительную природу экранных искусств;
характеризовать принципы киномонтажа в создании художественного образа;
различать понятия: игровой и документальный фильм;
называть имена мастеров российского кинематографа. С.М. Эйзенштейн. А.А. Тарковский. С.Ф. Бондарчук. Н.С. Михалков;
пониматьосновыискусствателевидения;
понимать различия в творческой работе художника-живописца и сценографа;
применять полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного спектакля;
применять в практике любительского спектакля художественно-творческие умения по созданию костюмов, грима и т. д. для
спектакля из доступных материалов;
добиваться в практической работе большей выразительности костюма и его стилевого единства со сценографией спектакля;
использовать элементарные навыки основ фотосъемки, осознанно осуществлять выбор объекта и точки съемки, ракурса, плана
как художественно-выразительных средств фотографии;
применять в своей съемочной практике ранее приобретенные знания и навыки композиции, чувства цвета, глубины пространства
и т. д.;
пользоваться компьютерной обработкой фотоснимка при исправлении отдельных недочетов и случайностей;
понимать и объяснять синтетическую природу фильма;
применять первоначальные навыки в создании сценария и замысла фильма;
применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра;
использовать первоначальные навыки операторской грамоты, техники съемки и компьютерного монтажа;
применять сценарно-режиссерские навыки при построении текстового и изобразительного сюжета, а также звукового ряда
своей компьютерной анимации;
смотреть и анализировать с точки зрения режиссерского, монтажно-операторского искусства фильмы мастеров кино;
использовать опыт документальной съемки и тележурналистики для формирования школьного телевидения;
реализовывать сценарно-режиссерскую и операторскую грамоту в практике создания видео-этюда.
3. Содержание учебного предмета
12
Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной красоты
Солярные знаки (декоративное изображение и их условно-символический характер). Древние образы в народном творчестве. Русская
изба: единство конструкции и декора. Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры. Орнамент как
основа декоративного украшения. Праздничный народный костюм – целостный художественный образ. Обрядовые действия народного
праздника, их символическое значение. Различие национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России.
Древние образы в народных игрушках (Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка). Композиционное, стилевое и цветовое единство в
изделиях народных промыслов (искусство Гжели, Городецкая роспись, Хохлома, Жостово, роспись по металлу, щепа, роспись по лубу и
дереву, тиснение и резьба по бересте). Связь времен в народном искусстве.
Виды изобразительного искусства и основы образного языка
Пространственные искусства. Художественные материалы. Жанры в изобразительном искусстве. Выразительные возможности
изобразительного искусства. Язык и смысл. Рисунок – основа изобразительного творчества. Художественный образ. Стилевое единство.
Линия, пятно. Ритм. Цвет. Основы цветоведения. Композиция. Натюрморт. Понятие формы. Геометрические тела: куб, шар, цилиндр, конус,
призма. Многообразие форм окружающего мира. Изображение объема на плоскости. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в
натюрморте. Пейзаж. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. Пейзаж настроения. Природа и художник. Пейзаж в
живописи художников – импрессионистов (К. Моне, А. Сислей). Пейзаж в графике. Работа на пленэре.
Понимание смысла деятельности художника
Портрет. Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Изображение головы человека в пространстве. Портрет в
скульптуре. Графический портретный рисунок. Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете. Великие портретисты
прошлого (В.А. Тропинин, И.Е. Репин, И.Н. Крамской, В.А. Серов). Портрет в изобразительном искусстве XX века (К.С. Петров-Водкин,
П.Д. Корин).
Изображение фигуры человека и образ человека. Изображение фигуры человека в истории искусства (Леонардо да Винчи,
Микеланджело Буанаротти, О. Роден). Пропорции и строение фигуры человека. Лепка фигуры человека. Набросок фигуры человека с
натуры. Основы представлений о выражении в образах искусства нравственного поиска человечества (В.М. Васнецов, М.В. Нестеров).
Вечные темы и великие исторические события в искусстве
Сюжет и содержание в картине. Процесс работы над тематической картиной. Библейские сюжеты в мировом изобразительном
искусстве (Леонардо да Винчи, Рембрандт, Микеланджело Буанаротти, Рафаэль Санти). Мифологические темы в зарубежном искусстве (С.
Боттичелли, Джорджоне, Рафаэль Санти). Русская религиозная живопись XIX века (А.А. Иванов, И.Н. Крамской, В.Д. Поленов).
Тематическая картина в русском искусстве XIX века (К.П. Брюллов). Историческая живопись художников объединения «Мир искусства»
(А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, Н.К. Рерих). Исторические картины из жизни моего города (исторический жанр). Праздники и повседневность в
изобразительном искусстве (бытовой жанр). Тема Великой Отечественной войны в монументальном искусстве и в живописи.
Мемориальные ансамбли. Место и роль картины в искусстве XX века (Ю.И. Пименов, Ф.П. Решетников, В.Н. Бакшеев, Т.Н. Яблонская).
Искусство иллюстрации (И.Я. Билибин, В.А. Милашевский, В.А. Фаворский). Анималистический жанр (В.А. Ватагин, Е.И. Чарушин).
Образы животных в современных предметах декоративно-прикладного искусства. Стилизация изображения животных.
Конструктивное искусство: архитектура и дизайн
13
Художественный язык конструктивных искусств. Роль искусства в организации предметно – пространственной среды жизни
человека. От плоскостного изображения к объемному макету. Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля. Важнейшие
архитектурные элементы здания. Вещь как сочетание объемов и как образ времени. Единство художественного и функционального в вещи.
Форма и материал. Цвет в архитектуре и дизайне. Архитектурный образ как понятие эпохи (Ш.Э. ле Корбюзье). Тенденции и перспективы
развития современной архитектуры. Жилое пространство города (город, микрорайон, улица). Природа и архитектура. Ландшафтный дизайн.
Основные школы садово-паркового искусства. Русская усадебная культура XVIII - XIX веков. Искусство флористики. Проектирование
пространственной и предметной среды. Дизайн моего сада. История костюма. Композиционно - конструктивные принципы дизайна одежды.
Изобразительное искусство и архитектура РоссииXI –XVII вв.
Художественная культура и искусство Древней Руси, ее символичность, обращенность к внутреннему миру человека. Архитектура
Киевской Руси. Мозаика. Красота и своеобразие архитектуры Владимиро-Суздальской Руси. Архитектура Великого Новгорода. Образный
мир древнерусской живописи (Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий). Соборы Московского Кремля. Шатровая архитектура (церковь
Вознесения Христова в селе Коломенском, Храм Покрова на Рву). Изобразительное искусство «бунташного века» (парсуна). Московское
барокко.
Искусство полиграфии
Специфика изображения в полиграфии. Формы полиграфической продукции (книги, журналы, плакаты, афиши, открытки, буклеты).
Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное фотографическое). Искусство шрифта. Композиционные
основы макетирования в графическом дизайне. Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки и др.
Стили, направления виды и жанры в русском изобразительном искусстве и архитектуре XVIII - XIX вв.
Классицизм в русской портретной живописи XVIII века (И.П. Аргунов, Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский).
Архитектурные шедевры стиля барокко в Санкт-Петербурге (В.В. Растрелли, А. Ринальди). Классицизм в русской архитектуре (В.И.
Баженов, М.Ф. Казаков). Русская классическая скульптура XVIII века (Ф.И. Шубин, М.И. Козловский). Жанровая живопись в произведениях
русских художников XIX века (П.А. Федотов). «Товарищество передвижников» (И.Н. Крамской, В.Г. Перов, А.И. Куинджи). Тема русского
раздолья в пейзажной живописи XIX века (А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.Д. Поленов). Исторический жанр (В.И. Суриков).
«Русский стиль» в архитектуре модерна (Исторический музей в Москве, Храм Воскресения Христова (Спас на Крови) в г. Санкт Петербурге). Монументальная скульптура второй половины XIX века (М.О. Микешин, А.М. Опекушин, М.М. Антокольский).
Взаимосвязь истории искусства и истории человечества
Традиции и новаторство в изобразительном искусстве XX века (модерн, авангард, сюрреализм). Модерн в русской архитектуре (Ф.
Шехтель). Стиль модерн в зарубежной архитектуре (А. Гауди). Крупнейшие художественные музеи мира и их роль в культуре (Прадо,
Лувр, Дрезденская галерея). Российские художественные музеи (Русский музей, Эрмитаж, Третьяковская галерея, Музей изобразительных
искусств имени А.С. Пушкина). Художественно-творческие проекты.
Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная фотография
Роль изображения в синтетических искусствах. Театральное искусство и художник. Сценография – особый вид художественного
творчества. Костюм, грим и маска. Театральные художники начала XX века (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский). Опыт
художественно-творческой деятельности. Создание художественного образа в искусстве фотографии. Особенности художественной
фотографии. Выразительные средства фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Изображение в фотографии и в
14
живописи. Изобразительная природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Кинокомпозиция и средства
эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук). Документальный, игровой и анимационный фильмы.
Коллективный процесс творчества в кино (сценарист, режиссер, оператор, художник, актер). Мастера российского кинематографа (С.М.
Эйзенштейн, С.Ф. Бондарчук, А.А. Тарковский, Н.С. Михалков). Телевизионное изображение, его особенности и возможности
(видеосюжет, репортаж и др.). Художественно-творческиепроекты.
4.Тематическое планирование
Изобразительное искусство
5 класс 34ч
№
урока
Тема урока
Содержание урока
Раздел I. Образ родной земли в изобразительном искусстве (9 часов )
1
2
3
4
5
Тема. Образ плодородия земли в изобразительном искусстве(5ч.)
Дары осени в натюрморте. Колорит и
Жанры в изобразительном искусстве. Выразительные возможности изобразительного
образный строй натюрморта.
искусства. Натюрморт ю
Жанры в изобразительном искусстве. Выразительные возможности изобразительного
Дары осени в натюрморте. Колорит и
искусства. Натюрморт.Цвет в натюрморте.
образный строй натюрморта.
Осенние плоды в твоём натюрморте.
Натюрморт.. Натюрморт в творчестве художников разных эпох. Средства выделения
главного и характера связи между предметами. П. Сезанн, В. А. Серов.
Художественные материалы. Натюрморт.. Натюрморт в творчестве художников разных
Осенние плоды в твоём натюрморте.
эпох. Средства выделения главного и характера связи между предметами. П. Сезанн, В. А.
Серов.
Чудо-дерево. Образ-символ «древо
. Древние образы в народном творчестве. Красота и своеобразие архитектуры Владимирожизни» в разных видах искусства.
Суздальской Руси. Архитектура Великого Новгорода
Тема. Поэтический образ родной природы в изобразительном искусстве (4ч.)
6
Красота осеннего пейзажа в живописи Жанры в изобразительном искусстве. Пейзаж. Пейзаж настроения. Природа и художник.
и графике.
Пейзаж в живописи художников – импрессионистов (К. Моне, А. Сислей). Пейзаж в
графике.
7
Красота осеннего пейзажа в живописи Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. Рисунок –
15
и графике.
основа изобразительного творчества. Художественный образ. Стилевое единство. Линия,
пятно. Ритм. Цвет. Основы цветоведения. Композиция. Леонардо да Винчи, Тема русского
раздолья в пейзажной живописи XIX века (А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, И.И. Левитан,
В.Д. Поленов).
8
Осенних дней очарованье в книжной
Специфика изображения в полиграфии. Формы полиграфической продукции (книги,
графике.
журналы, плакаты, афиши, открытки, буклеты). Композиционные основы
макетирования в графическом дизайне. Проектирование обложки книги. Искусство
иллюстрации (И.Я. Билибин, В.А. Милашевский, В.А. Фаворский).
9
Осенних дней очарованье в книжной
Специфика изображения в полиграфии. Формы полиграфической продукции (книги,
графике.
журналы, плакаты, афиши, открытки, буклеты). Композиционные основы
макетирования в графическом дизайне. Проектирование обложки книги. Искусство
иллюстрации (И.Я. Билибин, В.А. Милашевский, В.А. Фаворский).
Раздел II. «Живая старина. Природные трудовые циклы в народной культуре и современной жизни и их образы в искусстве» (8ч.)
Тема.Народные праздники и обряды в жизни и искусстве. Традициии современность(2ч)
10
Человек и земля – кормилица. Праздник . Жанры в изобразительном искусстве. Праздники и повседневность в изобразительном
урожая как завершение трудового и искусстве (бытовой жанр). Изображение фигуры человека и образ человека. Изображение
природного цикла.
фигуры человека в истории искусства (Леонардо да Винчи,).Пропорции и строение фигуры
человека. Основы представлений о выражении в образах искусства нравственного поиска
человечества (В.М. Васнецов, М.В. Нестеров).
11
Ярмарка
как
периодически . Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение. Художественные
устраиваемый торг и обмен культурно материалы. Рисунок – основа изобразительного творчества. Художественный образ.
промышленными товарами и форма Набросок фигуры человека.
общения между людьми.
Тема. Образ времени года в искусстве (2ч.)
12
Зимняя пора в живописи и графике.
Жанры в изобразительном искусстве. Пейзаж. Пейзаж настроения. Природа и художник.
Тема русского раздолья в пейзажной живописи XIX века (А.К. Саврасов, И.И. Шишкин,
И.И. Левитан, В.Д. Поленов).
13
Зимняя пора в живописи и графике.
Художественные материалы. Пейзаж в графике.
Тема.Традиции и современность. Взаимоотношения людей в жизни и искусстве. Роль декоративно-прикладных искусств в повседневной
жизни человека и общества (2ч)
14
Солярные знаки (декоративное изображение и их условно-символический характер).
Делу – время,потехе –час. Искусство Древние образы в народном творчестве. Орнамент как основа декоративного украшения.
16
вокруг нас. Рукодельницы и мастера.
15
Праздничный народный костюм – целостный художественный образ. Обрядовые действия
народного праздника, их символическое значение. Различие национальных особенностей
русского орнамента и орнаментов других народов России.
Делу – время,потехе –час. Искусство
вокруг нас. Рукодельницы и мастера.
Солярные знаки (декоративное изображение и их условно-символический характер).
Древние образы в народном творчестве. Орнамент как основа декоративного украшения.
Праздничный народный костюм – целостный художественный образ. Обрядовые действия
народного праздника, их символическое значение. Различие национальных особенностей
русского орнамента и орнаментов других народов России.
Тема. Сплав фантазии и реальности в образах фольклорных героев (2ч.)
16
Герои сказок и былин в творчестве Рисунок – основа изобразительного творчества. Художественный образ. Изображение
мастеров искусства.
фигуры человека и образ человека. Основы представлений о выражении в образах
искусства нравственного поиска человечества (В.М. Васнецов, М.В. Нестеров).
Герои сказок и былин в творчестве Рисунок – основа изобразительного творчества. Художественный образ. Изображение
17
мастеров искусства.
фигуры человека и образ человека. Основы представлений о выражении в образах
искусства нравственного поиска человечества (В.М. Васнецов, М.В. Нестеров).
Раздел III « Мудрость народной жизни в искусстве» (11ч.)
Тема. Русское народное деревянное зодчество. Польза и красота (5ч.)
18
Памятники древнерусской архитектуры Древние образы в народном творчестве. Русская изба: единство конструкции и декора.
в музеях и под открытым небом.
Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры.
Орнаменткакосновадекоративногоукрашения.
19
Изба – творение русских мастеров – Древние образы в народном творчестве. Русская изба: единство конструкции и декора.
древоделов.
Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры.
Орнаменткакосновадекоративногоукрашения.
Изба – творение русских мастеров – Древние образы в народном творчестве. Русская изба: единство конструкции и декора.
20
древоделов
Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры.
Орнаменткакосновадекоративногоукрашения.
21
Изба – модель мироздания.
Древние образы в народном творчестве. Русская изба: единство конструкции и декора.
Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры.
Орнамент как основа декоративного украшения. Художественный язык конструктивных
искусств. Роль искусства в организации предметно – пространственной среды жизни
человека. От плоскостного изображения к объемному макету. Здание как сочетание
17
22
различных объемов.
Лад народной жизни и образы его в Связь времен в народном искусстве.. Проектирование пространственной и предметной
искусстве. Традиции и современность.
среды. . От плоскостного изображения к объемному макету. Важнейшие архитектурные
элементы здания.Художественно-творческиепроекты.
Тема. Образ народной жизни в опере-сказке «Снегурочка». Синтез искусств (3ч.)
23
Художник в театре. Декорации к опере- . Роль изображения в синтетических искусствах. Театральное искусство и художник.
сказке «Снегурочка»
Костюм, грим и маска. Театральные художники начала XX века (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа,
М.В. Добужинский). Опытхудожественно-творческойдеятельности.
24
Художник
в театре. Образцы Художественно-творческие проекты. Костюм, грим и маска. Театральные художники
персонажей.
начала XX века (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский). Опыт художественнотворческой деятельности. Орнамент как основа декоративного украшения. Праздничный
народный костюм – целостный художественный образ.
Народные традиции в сценическом Художественно-творческие проекты. Костюм, грим и маска. Театральные художники
25
костюме к опере – сказке «Снегурочка» начала XX века (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский). Опыт художественнотворческой деятельности. Орнамент как основа декоративного украшения. Праздничный
народный костюм – целостный художественный образ.
Тема. Календарный праздник широкой масленицы как часть народной художественной культуры и современной жизни (3ч.)
26
Гулянье на широкую Масленицу и Орнамент как основа декоративного украшения. Праздничный народный костюм –
образы его в искусстве.
целостный художественный образ. Обрядовые действия народного праздника, их
символическое значение. Различие национальных особенностей русского орнамента и
орнаментов других народов России.
27
Традиции оформления праздничной Орнамент как основа декоративного украшения. Праздничный народный костюм –
среды.
целостный художественный образ. Обрядовые действия народного праздника, их
символическое значение. Различие национальных особенностей русского орнамента и
орнаментов других народов России. Изображение фигуры человека и образ человека.
Пропорции и строение фигуры человека
28
Традиции оформления праздничной Орнамент как основа декоративного украшения. Праздничный народный костюм –
среды.
целостный художественный образ. Обрядовые действия народного праздника, их
символическое значение. Различие национальных особенностей русского орнамента и
орнаментов других народов России. Изображение фигуры человека и образ человека.
Пропорции и строение фигуры человека
Раздел IV « Образ единения человека с природой в искусстве» (6 часов)
18
Тема. Изображение в искусстве животного как объекта поклонения, изучения и опоэтизированного художественного образа (2ч.)
29
Животные – братья наши меньшие.
Анималистический жанр (В.А. Ватагин, Е.И. Чарушин). Образы животных в современных
предметах декоративно-прикладного искусства. Стилизацияизображенияживотных.
Животные и его повадки в творчестве Анималистический жанр (В.А. Ватагин, Е.И. Чарушин). Образы животных в современных
скульпторов-анималистов.
предметах декоративно-прикладного искусства. Стилизация изображения животных.
Пространственные искусства. Художественные материалы. Жанры в изобразительном
искусстве.
Тема . Тема защиты и охраны природы и памятников культуры (1ч.)
31
Экологическая тема в плакате.
Специфика изображения в полиграфии. Формы полиграфической продукции (книги,
журналы, плакаты, афиши, открытки, буклеты). Типы изображения в полиграфии
(графическое, живописное, компьютерное фотографическое). Искусство шрифта.
Композиционныеосновымакетирования в графическомдизайне.
30
Тема . Народный календарный праздник троицыной недели в жизни и искусстве (3ч.)
32
Троицына неделя и образы её в Сюжет и содержание в картине. Процесс работы над тематической картиной. Пропорции и
искусстве.
строениефигурычеловека
33
34
Троицына неделя
искусстве.
и
образы
её
в Сюжет и содержание в картине. Процесс работы над тематической картиной. Пропорции и
строениефигурычеловека
Обрядовые куклы Троицыной недели. Художественно-творческие проекты. Орнамент как основа декоративного украшения.
Традиции и современность.
Праздничныйнародныйкостюм – целостныйхудожественныйобраз.
19
Изобразительное искусство
6 класс 34ч
№
урока
Тема урока
Содержание урока
РАЗДЕЛ1.Образ цветущей природы – вечная тема в искусстве.(6 часов)
Тема. Цветы в живописи, декоративно-прикладном и народном искусстве.(6 ч)
Осенний букет в натюрморте
Жанры в изобразительном искусстве. Натюрморт. Выразительные возможности
1
живописцев.
изобразительного искусства. Язык и смысл. Рисунок – основа изобразительного
творчества. Художественный образ. Стилевое единство. Линия, пятно. Ритм. Цвет.
Основы цветоведения. Композиция. Цвет в натюрморте.
2
Цветы на лаковых подносах мастеров
Пространственные искусства. Художественные материалы. Композиционное,
из Жостова и Нижнеого Тагила.
стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов (искусство Гжели,
Городецкая роспись, Хохлома, Жостово, роспись по металлу,)
Пространственные искусства. Художественные материалы. Композиционное, стилевое
Цветы на лаковых подносах мастеров
и цветовое единство в изделиях народных промыслов (искусство, Жостово, роспись по
3
из Жостова и Нижнеого Тагила.
металлу,)
4.
Осенние цветы в росписи твоего
Пространственныеискусства. Художественныематериалы.
подноса
5
Цветочные мотивы в искусстве
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. Рисунок –
народов России, стран Западной
основаизобразительного творчества. Художественныйобраз.
Европы и Востока.
Цветочные мотивы в искусстве
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. Рисунок –
6
народов России, стран Западной
основаизобразительноготворчества. Художественныйобраз.
Европы и Востока.
РАЗДЕЛ 2.Из прошлого в настоящее.Художественный диалог культур.(10 часов)
Тема.Символика древних орнаментов (7 ч)
20
7
Растительный орнамент в искусстве Орнамент как основа декоративного украшения. Различие национальных особенностей
Древнего Египта.
русского орнамента и орнаментов других народов России.
8
Зооморфный орнамент в искусстве
Древнего Египта.
Изысканный декор сосудов Древней
Греции.
Древние орнаменты в творчестве
художников разного времени.
9.
10
11
12
13
Древние орнаменты в творчестве
художников разного времени.
Орнаментальные мотивы в
художественном текстиле Индии и
русская набойка.
Орнаментальные мотивы в
художественном текстиле Индии и
русская набойка.
Орнамент как основа декоративного украшения.
Орнамент как основа декоративного украшения.
Связь времен в народном искусстве. Орнамент как основа декоративного украшения.
Различие национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других
народов России.
Связь времен в народном искусстве. Орнамент как основа декоративного украшения.
Различие национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других
народов России.
Орнамент как основа декоративного украшения.
Различие национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других
народов России.
Орнамент как основа декоративного украшения.
Различие национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других
народов России.Художественно-творческиепроекты.
Тема. Традиции Новолетия в культуре народов мира. (3 часа)
14
Праздничный народный костюм – целостный художественный образ. Обрядовые
Традиции встречи Нового года в действия народного праздника, их символическое значение.
современной культуре.
Выразительныевозможностиизобразительногоискусства. Язык и смысл
15
«Новый год шагает по планете..»
Праздничный народный костюм – целостный художественный образ. Обрядовые
действия народного праздника, их символическое значение. Выразительные
возможности изобразительного искусства. Язык и смысл Стилевое единство. Линия,
пятно. Ритм. Цвет. Композиция.
«Новый год шагает по планете..»
16
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл Стилевое
единство. Линия, пятно. Ритм. Цвет. Композиция. Понятие модуля. Композиционно конструктивные принципы дизайна одежды.Художественно-творческиепроекты.
21
РАЗДЕЛ 3.Исторические реалии в искусстве разных народов. (10 часов)
Тема. Образ ратного подвига и тема защиты родной земли в искусстве 3 часа
17
Каменные стражи России (XII-XVII)
Художественная культура и искусство Древней Руси, ее символичность,
обращенность к внутреннему миру человека. Архитектура Киевской Руси. Мозаика.
Красота и своеобразие архитектуры Владимиро-Суздальской Руси. Архитектура
Великого Новгорода. Образный мир древнерусской живописи (Андрей Рублев, Феофан
Грек, Дионисий). Соборы Московского Кремля. Шатровая архитектура (церковь
Вознесения Христова в селе Коломенском, Храм Покрова на Рву).
Изобразительноеискусство «бунташноговека» (парсуна). Московскоебарокко.
18
Рыцарский замок в культуре
Художественный язык конструктивных искусств. Роль искусства в организации
средневековой Европы. Романский и
предметно – пространственной среды жизни человека. От плоскостного изображения
готический стили в архитектуре
к объемному макету. Здание как сочетание различных объемов. Архитектурный образ
Западной Европы.
как понятие эпохи (Ш.Э. ле Корбюзье).
19
Военное облачение русского воина и
Изображение фигуры человека и образ человека. Изображение фигуры человека в
доспехи западноевропейского рыцаря
истории искусства.
в жизни и искусстве.
20
Батальная композиция. У истоков
Жанры в изобразительном искусств(исторический жанр). Историческая живопись.
исторического жанра.
Тема. Прославление женщины в искусстве народов мира.(2ч)
21
Тема прекрасной девы и женщины –
Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Конструкция головы человека и
матери в искусстве. Особенности
ее основные пропорции. Изображение головы человека в пространстве. Портрет
воплощения образа женщины в
в скульптуре. Графический портретный рисунок. Образные возможности
религиозном и светском искусстве.
освещения в портрете. Роль цвета в портрете. Великие портретисты прошлого
(В.А. Тропинин, И.Е. Репин, И.Н. Крамской, В.А. Серов). Изображение фигуры
человека в истории искусства (Леонардо да Винчи, Микеланджело Буанаротти,
О. Роден).
22
Личность женщины в портретноПортрет. Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Изображение головы
исторической композиции XIX-XX в.
человека в пространстве. Портрет в скульптуре. Графический портретный рисунок.
Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете. Великие
портретисты прошлого (В.А. Тропинин, И.Е. Репин, И.Н. Крамской, В.А. Серов).
Тема. Народный костюм в зеркале истории ( 2ч.)
22
23
24
Русский народный костюм как
культурное достояние нашей Родины.
Русский народный костюм как
культурное достояние нашей Родины
Орнамент как основа декоративного украшения. Праздничный народный костюм –
целостный художественный образРазличие национальных особенностей русского
орнамента и орнаментов других народов России.
Орнамент как основа декоративного украшения. Праздничный народный костюм –
целостный художественный образ. Различие национальных особенностей русского
орнамента и орнаментов других народов России. История костюма. Композиционно конструктивные принципы дизайна одежды. Изображение фигуры человека и образ
человека
Тема. Международный фольклорный фестиваль в пространстве современной культуры. Синтез искусств. 2ч
25
«Возьмёмся за руки, друзья..»
Орнамент как основа декоративного украшения. Праздничный народный костюм –
Разноликий хоровод .
целостный художественный образ. Различие национальных особенностей русского
орнамента и орнаментов других народов России. История костюма. Композиционно конструктивные принципы дизайна одежды. Изображение фигуры человека и образ
человека
Орнамент как основа декоративного украшения. Праздничный народный костюм –
26
Творческая сила и самобытность
целостный художественный образ. Различие национальных особенностей русского
вековых традиций разных народов в
орнамента и орнаментов других народов России. История костюма. Композиционно жизни и искусстве.
конструктивные принципы дизайна одежды. Изображение фигуры человека и образ
человека
РАЗДЕЛ 4. Образ времени года в искусстве. Весна – утро года.(8 часов)
Тема. Первые приметы пробуждения природы и их образы в искусстве.(2ч)
27
Весенний гомон птичьих стай в жизни
Жанры в изобразительном искусстве. Пейзаж. Правила построения перспективы.
и искусстве.
Воздушная перспектива. Пейзаж настроения. Природа и художник. Пейзаж в
живописи художников – импрессионистов (К. Моне, А. Сислей). Пейзаж в
графике. Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных
промыслов (искусство Городецкая роспись, щепа, роспись по лубу и дереву,
тиснение и резьба по бересте). Связь времен в народном искусстве.
Жанры в изобразительном искусстве. Пейзаж. Правила построения перспективы.
Весенний гомон птичьих стай в жизни
Воздушная перспектива. Пейзаж настроения. Природа и художник. Пейзаж в живописи
28
и искусстве.
художников – импрессионистов (К. Моне, А. Сислей). Пейзаж в графике.
Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов
(искусство Городецкая роспись, щепа, роспись по лубу и дереву, тиснение и резьба по
23
29
«Живая зыбь»
«Живая зыбь»
бересте). Связь времен в народном искусстве.
Жанры в изобразительном искусстве. Пейзаж. . Природа и художник.
Жанры в изобразительном искусстве. Пейзаж. . Природа и художник.
30
Тема. Светлое Христово Воскресение, Пасха.(2ч)
31
«Как мир хорош в своей красе
Библейские сюжеты в мировом изобразительном искусстве (Леонардо да Винчи,
нежданной»
Рембрандт, Микеланджело Буанаротти, Рафаэль Санти). Русская религиозная живопись
XIX века (А.А. Иванов, И.Н. Крамской, В.Д. Поленов). Древние образы в народном
творчестве. Орнамент как основа декоративного украшения.
Художественно-творческие проекты. Древние образы в народном творчестве.
«Как мир хорош в своей красе
Орнамент как основа декоративного украшения.
32
нежданной»
Тема. Весеннее многообразие природных форм в жизни и искусстве.(2 ч)
33
Земля пробуждается.
Рисунок – основа изобразительного творчества. Природа и художник. Образы животных
в современных предметах декоративно-прикладного искусства. Стилизация
изображения животных.
Земля пробуждается.
Рисунок – основа изобразительного творчества. Природа и художник. Образы животных
34
в современных предметах декоративно-прикладного искусства. Стилизация
изображения животных. Художественно-творческие проекты.
24
Изобразительное искусство
7 класс 34 часа
№ урока
Содержание урока
Тема урока
Раздел 1: «Человек и среда в жизни и изобразительном искусстве». (8 ч )
Тема 1. Гармония природы и архитектуры в пейзаже (2 часа)
Городской (сельский) пейзаж
Жанры в изобразительном искусстве. Выразительные возможности изобразительного
искусства. Пейзаж. Природа и художник. Пейзаж в живописи художников –
1
импрессионистов (К. Моне, А. Сислей). Тенденции и перспективы развития
современной архитектуры. Жилое пространство города (город, микрорайон, улица).
Природа и архитектура.
Городской (сельский) пейзаж
Жанры в изобразительном искусстве. Выразительные возможности изобразительного
2
искусства. Пейзаж. Природа и художник. Пейзаж в живописи художников –
импрессионистов (К. Моне, А. Сислей). Тенденции и перспективы развития
современной архитектуры. Жилое пространство города (город, микрорайон, улица).
Природа и архитектура.
Тема 2. Предметная среда человека в натюрморте (3 часа)
Жанры в изобразительном искусстве. Выразительные возможности изобразительного
3
искусства. Язык и смыслНатюрморт.
Ожившиевещи
Атрибуты искусства в твоём
Жанры в изобразительном искусстве. Выразительные возможности изобразительного
натюрморте.
искусства. Язык и смыслНатюрморт.
4
Атрибуты искусства в твоём
Жанры в изобразительном искусстве. Выразительные возможности изобразительного
5
натюрморте.
искусства. Язык и смыслНатюрморт.
Тема 3. Образ взаимоотношения человека и пространства жилого помещения (3 часа)
Интерьер.
Художественный язык конструктивных искусств. Роль искусства в организации
6
предметно – пространственной среды жизни человека.
Проектированиепространственной и предметнойсреды
Интерьер.
Художественный язык конструктивных искусств. Роль искусства в организации
7
25
предметно – пространственной среды жизни человека.
Проектированиепространственной и предметнойсреды
Интерьертвоегодома
Художественный язык конструктивных искусств. Роль искусства в организации
8
предметно – пространственной среды жизни человека.
Проектированиепространственной и предметнойсреды
Раздел 2: Мир русской дворянской усадьбы как достояние художественной культуры и образ жизни человека в искусстве (8 часов)
Тема 4. Русская дворянская усадьба как архитектурный ансамбль (3 часа)
9
Внешнийобликдворянскогоособняка
От плоскостного изображения к объемному макету. Здание как сочетание различных
объемов. Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания. Русская
усадебная культура XVIII - XIX веков. Цвет в архитектуре и дизайне. Архитектурный
образ как понятие эпохи (Ш.Э. ле Корбюзье). Ландшафтный дизайн. Основные школы
садово-паркового искусства. Архитектурные шедевры стиля барокко в СанктПетербурге (В.В. Растрелли, А. Ринальди).
Интерьердворянскогоособняка.
От плоскостного изображения к объемному макету. Здание как сочетание различных
10
объемов. Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания. Русская
усадебная культура XVIII - XIX веков. Цвет в архитектуре и дизайне. Архитектурный
образ как понятие эпохи (Ш.Э. ле Корбюзье). Проектирование пространственной и
предметной среды.
Интерьердворянскогоособняка.
От плоскостного изображения к объемному макету. Здание как сочетание различных
11
объемов. Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания. Русская
усадебная культура XVIII - XIX веков. Цвет в архитектуре и дизайне. Архитектурный
образ как понятие эпохи (Ш.Э. ле Корбюзье).
Тема 5. Одежда и быт русских дворян в искусстве (5 часов)
12
Светскийкостюмдворян
13
Скульптурный портрет в интерьере
дворянского дома.
14
Скульптурный портрет в интерьере
Художественный язык конструктивных искусств. Вещь как сочетание объемов и как
образ времени. Единство художественного и функционального в вещи. Форма и
материал. История костюма. Композиционно - конструктивные принципы дизайна
одежды.
Художественный язык конструктивных искусств. Портрет в скульптуре. Классицизм в
русской архитектуре (В.И. Баженов, М.Ф. Казаков). Русская классическая
скульптура XVIII века (Ф.И. Шубин, М.И. Козловский).
Художественный язык конструктивных искусств. Портрет в скульптуре. Классицизм в
26
дворянского дома.
15
16
Светские и традиционные увеселения в
дворянском обществе.
Светские и традиционные увеселения в
дворянском обществе.
русской портретной живописи XVIII века (И.П. Аргунов, Ф.С. Рокотов, Д.Г.
Левицкий, В.Л. Боровиковский).
Художественный язык конструктивных искусств. Монументальная скульптура
второй половины XIX века (М.О. Микешин, А.М. Опекушин, М.М. Антокольский).
Художественный язык конструктивных искусств. Монументальная скульптура
второй половины XIX века (М.О. Микешин, А.М. Опекушин, М.М. Антокольский).
Раздел 3: Народный мастер – носитель национальной культуры (10 часов)
Тема 6. Народное искусство как часть художественной культуры. Виды народного искусства, их образный строй, художественные
традиции (8 часов)
Вышивка
Солярные знаки (декоративное изображение и их условно-символический характер).
17
Древние образы в народном творчестве. Орнамент как основа декоративного
украшения.
Вышивка
Солярные знаки (декоративное изображение и их условно-символический характер).
18
Древние образы в народном творчестве. Орнамент как основа декоративного
украшения.
Вышивка
Солярные знаки (декоративное изображение и их условно-символический характер).
19
Древние образы в народном творчестве. Орнамент как основа декоративного
украшения. Различие национальных особенностей русского орнамента и орнаментов
других народов России.
Росписьподереву.
Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов(
20
щепа, роспись по лубу и дереву, тиснение и резьба по бересте).
Глинянаяигрушка.
Древние образы в народных игрушках (Дымковская игрушка, Филимоновская
21
игрушка).
Глинянаяигрушка.
Древние образы в народных игрушках (Дымковская игрушка, Филимоновская
22
игрушка). Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных
промыслов (искусство Гжели, Городецкая роспись, Хохлома,
Ювелирноеискусство.
Вещь как сочетание объемов и как образ времени. Единство художественного и
23
функционального в вещи.
Ювелирноеискусство.
Вещь как сочетание объемов и как образ времени. Единство художественного и
24
функционального в вещи.
Тема 7. Весенняя ярмарка как праздник народного мастерства (2 часа)
27
25
Ярмарочныйторг
26
Ярмарочныйторг
Праздничный народный костюм – целостный художественный образ. Обрядовые
действия народного праздника, их символическое значение. Различие национальных
особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России.
Древние образы в народных игрушках (Дымковская игрушка, Филимоновская
игрушка). Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных
промыслов (искусство Гжели, Городецкая роспись, Хохлома, Жостово, роспись по
металлу, щепа, роспись по лубу и дереву, тиснение и резьба по бересте). Связь времен
в народном искусстве. Праздники и повседневность в изобразительном искусстве
(бытовой жанр).
Раздел 4: Человек в различных сферах деятельности в жизни и искусстве. Техника и искусство (8 часов)
Тема 8. Творческая активность человека, способность проявления твёрдости духа в жизни и отражение их в изобразительном
искусстве (5 часов)
«Галактическаяптица»
Художественные материалы. Выразительные возможности изобразительного
27
искусства.
Проекттвоейкосмическойстанции.
Художественно-творческие проекты. Художественные материалы. Выразительные
28
возможности изобразительного искусства.
Проекттвоейкосмическойстанции.
Художественно-творческие проекты. Художественные материалы. Выразительные
29
возможности изобразительного искусства.
Защитник отечества в портерной
Основы представлений о выражении в образах искусства нравственного поиска
30
живописи.
человечества.Классицизм в русской портретной живописи XVIII века (И.П. Аргунов,
Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский). Исторический жанр (В.И.
Суриков).
Защитник отечества в портерной
Основы представлений о выражении в образах искусства нравственного поиска
31
живописи.
человечестваТема Великой Отечественной войны в монументальном искусстве и в
живописи. Место и роль картины в искусстве XX века (Ю.И. Пименов, Ф.П.
Решетников, В.Н. Бакшеев, Т.Н. Яблонская).
Тема 9. Сила и ловкость человека в поединке и образ спортивного праздника в искусстве (3 часа)
Образ борца и участника спортивного
Основы представлений о выражении в образах искусства нравственного поиска
32
состязания в искусстве
человечества. Сюжет и содержание в картине. Процесс работы над тематической
картиной. Основы представлений о выражении в образах искусства нравственного
поиска человечества
28
33
34
Спортивный праздник в твоей
композиции.
Спортивный праздник в твоей
композиции.
Сюжет и содержание в картине. Процесс работы над тематической картиной.
Сюжет и содержание в картине. Процесс работы над тематической картиной.
Лист коррекции
Основание для
коррекции
Содержание
коррекции
Класс и номер урока
29
Приказ
(дата, номер)