Музыка ФГОС ООО

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа с. Крутое
УТВЕРЖДЕНА
приказом директора
МКОУ ООШ с. Крутое
от «31» августа 2018г. № 101

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование учебного предмета:

МУЗЫКА

Уровень образования:

Основное общее образование (ФГОС ООО)

Программу разработала (и):

Гаврилов Александр Александрович
учитель музыки

2018 г.

Пояснительная записка
Нормативно-правовые документы
Настоящая рабочая программа составлена на основе:
 Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;
 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897 (с дополнениями и изменениями.);
 Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию: протокол № 1/15 от 08 апреля 2015 года);
 СанПиН 2.4.2. 28 21-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательном
учреждении» (с изменениями № 3 от 24.11.2015г);
 Учебного плана МКОУ ООШ с. Крутое;
 Положения о структуре, порядке разработки и об утверждении рабочей программы по предметам (курсам), утвержденное приказом
МКОУ ООШ с. Крутое №53 от 22.08. 2016г.

Общая характеристика учебного предмета
Овладение основами музыкальных знаний в основной школе должно обеспечить формирование основ музыкальной культуры и
грамотности как части общей и духовной культуры школьников, развитие музыкальных способностей обучающихся, а также способности к
сопереживанию произведениям искусства через различные виды музыкальной деятельности, овладение практическими умениями и
навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности.
Освоение предмета «Музыка» направлено на:



приобщение школьников к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку
жизненных явлений, раскрывающих духовный опыт поколений;



расширение музыкального и общего культурного кругозора школьников; воспитание их музыкального вкуса, устойчивого
интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

 развитие творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения, позволяющих проявить творческую
индивидуальность в различных видах музыкальной деятельности;
 развитие способности к эстетическому освоению мира, способности оценивать произведения искусства по законам гармонии и
красоты;
 овладение основами музыкальной грамотности в опоре на способность эмоционального восприятия музыки как живого образного
искусства во взаимосвязи с жизнью, на специальную терминологию и ключевые понятия музыкального искусства, элементарную нотную
грамоту.
В рамках продуктивной музыкально-творческой деятельности учебный предмет «Музыка» способствует формированиюу
обучающихся потребности в общении с музыкой в ходе дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования,
организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии
мировой культуры.
Изучение предмета «Музыка» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов
(наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных
связях с предметами: «Литература», «Русский язык», «Изобразительное искусство», «История», «География», «Математика» и др.
Программа содержит перечень музыкальных произведений, используемых для обеспечения достижения образовательных
результатов, по выбору образовательной организации. По усмотрению учителя музыкальный и теоретический материал разделов, связанных
с народным музыкальным творчеством, может быть дополнен регионально-национальным компонентом.
Место предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом МКОУ ООШ с. Крутое на уровне основного общего образования (5 - 8 классы) на учебный предмет
«Музыка» отводится 136 часов (из расчета 1 час в неделю), в том числе 5 класс – 34 ч., 6 класс – 34 ч., 7 класс – 34 ч., 8 класс-34 ч.
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Личностные результаты на уровне основного общего образования отражают:
 воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее
многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего
народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических
и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед
Родиной;








формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей

овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;
наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление,
творческое воображение;
приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности;
сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.

Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по музыке подразумевают:
 анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;
 проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
 оценивание современной культурной и музыкальной жизни общества и видение своего предназначения в ней; размышление о
воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
 использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному
самообразованию;
 определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления в
реальных жизненных ситуациях;
 применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;
 наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и
зарубежной музыкальной культуры;
 участие в жизни класса, школы, города и др., общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в
познавательной и практической деятельности учащихся:
—
умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
—
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
—
умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения
учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
—
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и
познавательной деятельности;

—
умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
—
смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
—
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных
задач;
—
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели,
распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к
самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Предметные результаты
Музыка:
1) формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры; потребности в общении
с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного
досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
2) развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого
воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;
3) формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение,
инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение);
4) воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в
многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
5) расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего
народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
6) овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во
взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в
рамках изучаемого курса.
Выпускник научится:
 понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла;
 анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад;
 определять характер музыкальных образов (лирических, драматических, героических, романтических, эпических);

 выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе
музыки;
 понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;
 различать и характеризовать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных произведений;
 различать многообразие музыкальных образов и способов их развития;
 производить интонационно-образный анализ музыкального произведения;
 понимать основной принцип построения и развития музыки;
 анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и музыкальных образов;
 размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения,
интонационных особенностях, жанре, исполнителях;
 понимать значение устного народного музыкального творчества в развитии общей культуры народа;
 определять основные жанры русской народной музыки: былины, лирические песни, частушки, разновидности обрядовых песен;
 понимать специфику перевоплощения народной музыки в произведениях композиторов;
 понимать взаимосвязь профессиональной композиторской музыки и народного музыкального творчества;
 распознавать художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки, особенности их музыкального
языка и музыкальной драматургии;
 определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений в русской музыке, понимать стилевые черты русской
классической музыкальной школы;
 определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений и национальных школ в западноевропейской музыке;
 узнавать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
 выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний о стилевых направлениях;
 различать жанры вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической музыки;
 называть основные жанры светской музыки малой (баллада, баркарола, ноктюрн, романс, этюд и т.п.) и крупной формы (соната,
симфония, кантата, концерт и т.п.);
 узнавать формы построения музыки (двухчастную, трехчастную, вариации, рондо);
 определять тембры музыкальных инструментов;
 называть и определять звучание музыкальных инструментов: духовых, струнных, ударных, современных электронных;
 определять виды оркестров: симфонического, духового, камерного, оркестра народных инструментов, эстрадно-джазового
оркестра;
 владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы;
 узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества,
произведения современных композиторов;

 определять характерные особенности музыкального языка;
 эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
 анализировать произведения выдающихся композиторов прошлого и современности;
 анализировать единство жизненного содержания и художественной формы в различных музыкальных образах;
 творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений;
 выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;
 анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла
композитора;
 различать интерпретацию классической музыки в современных обработках;
 определять характерные признаки современной популярной музыки;
 называть стили рок-музыки и ее отдельных направлений: рок-оперы, рок-н-ролла и др.;
 анализировать творчество исполнителей авторской песни;
 выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;
 находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;
 сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного произведений;
 понимать взаимодействие музыки, изобразительного искусства и литературы на основе осознания специфики языка каждого из
них;
 находить ассоциативные связи между художественными образами музыки, изобразительного искусства и литературы;
 понимать значимость музыки в творчестве писателей и поэтов;
 называть и определять на слух мужские (тенор, баритон, бас) и женские (сопрано, меццо-сопрано, контральто) певческие голоса;
 определять разновидности хоровых коллективов по стилю (манере) исполнения: народные, академические;
 владеть навыками вокально-хорового музицирования;
 применять навыки вокально-хоровой работы при пении с музыкальным сопровождением и без сопровождения (a cappella);
 творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении;
 участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя различные формы индивидуального и группового
музицирования;
 размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее
воплощения;
 передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме;
 проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической деятельности;
 понимать специфику музыки как вида искусства и ее значение в жизни человека и общества;
 эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников Отечества, воплощаемые в музыкальных произведениях;

 приводить примеры выдающихся (в том числе современных) отечественных и зарубежных музыкальных исполнителей и
исполнительских коллективов;
 применять современные информационно-коммуникационные технологии для записи и воспроизведения музыки;
 обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров;
 использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на занятиях, при составлении домашней фонотеки, видеотеки;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (в том числе в творческой и
сценической).
Выпускник получит возможность научиться:
 понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и признаки, традиций, обрядов музыкального фольклора
разных стран мира;
 понимать особенности языка западноевропейской музыки на примере мадригала, мотета, кантаты, прелюдии, фуги, мессы,
реквиема;
 понимать особенности языка отечественной духовной и светской музыкальной культуры на примере канта, литургии, хорового
концерта;
 определять специфику духовной музыки в эпоху Средневековья;
 распознавать мелодику знаменного распева – основы древнерусской церковной музыки;
 различать формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл, сюита), понимать их возможности в воплощении и развитии
музыкальных образов;
 выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения музыкального искусства;
 различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к
природе, человеку, обществу;
 исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том числе с ориентацией на нотную запись;
 активно использовать язык музыки для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, русского языка,
окружающего мира, математики и др.).
Основное содержание
Музыка как вид искусства
Интонация как носитель образного смысла. Многообразие интонационно-образных построений. Средства музыкальной
выразительности в создании музыкального образа и характера музыки. Разнообразие вокальной, инструментальной, вокально-

инструментальной, камерной, симфонической и театральной музыки. Различные формы построения музыки (двухчастная и трехчастная,
вариации, рондо, сонатно-симфонический цикл, сюита), их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов. Круг
музыкальных образов (лирические, драматические, героические, романтические, эпические и др.), их взаимосвязь и развитие. Многообразие
связей музыки с литературой. Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре. Программная музыка. Многообразие связей
музыки с изобразительным искусством. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Картины природы в музыке и в изобразительном
искусстве. Символика скульптуры, архитектуры, музыки.
Народное музыкальное творчество
Устное народное музыкальное творчество в развитии общей культуры народа. Характерные черты русской народной музыки.
Основные жанры русской народной вокальной музыки. Различные исполнительские типы художественного общения (хоровое,
соревновательное, сказительное). Музыкальный фольклор народов России. Знакомство с музыкальной культурой, народным музыкальным
творчеством своего региона. Истоки и интонационное своеобразие, музыкального фольклора разных стран.
Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв.
Древнерусская духовная музыка. Знаменный распев как основа древнерусской храмовой музыки. Основные жанры профессиональной
музыки эпохи Просвещения: кант, хоровой концерт, литургия. Формирование русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка).
Обращение композиторов к народным истокам профессиональной музыки. Романтизм в русской музыке. Стилевые особенности в
творчестве русских композиторов (М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский,
С.В. Рахманинов). Роль фольклора в становлении профессионального музыкального искусства. Духовная музыка русских композиторов.
Традиции русской музыкальной классики, стилевые черты русской классической музыкальной школы.
Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIХ-XХ вв.
Средневековая духовная музыка: григорианский хорал. Жанры зарубежной духовной и светской музыки в эпохи Возрождения и
Барокко (мадригал, мотет, фуга, месса, реквием, шансон). И.С. Бах – выдающийся музыкант эпохи Барокко. Венская классическая школа
(Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен). Творчество композиторов-романтиков Ф. Шопен, Ф. Лист, Р. Шуман, Ф. Шуберт, Э. Григ). Оперный
жанр в творчестве композиторов XIX века (Ж. Бизе, Дж. Верди). Основные жанры светской музыки (соната, симфония, камерноинструментальная и вокальная музыка, опера, балет). Развитие жанров светской музыки Основные жанры светской музыки XIX века
(соната, симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка, опера, балет). Развитие жанров светской музыки (камерная
инструментальная и вокальная музыка, концерт, симфония, опера, балет).
Русская и зарубежная музыкальная культура XX в.
Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов (И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович,
Г.В. Свиридов, Р. Щедрин, А.И. Хачатурян, А.Г. Шнитке) и зарубежных композиторов ХХ столетия (К. Дебюсси, К. Орф, М. Равель, Б.
Бриттен, А. Шенберг). Многообразие стилей в отечественной и зарубежной музыке ХХ века (импрессионизм). Джаз: спиричуэл, блюз,
симфоджаз – наиболее яркие композиторы и исполнители. Отечественные и зарубежные композиторы-песенники ХХ столетия. Обобщенное
представление о современной музыке, ее разнообразии и характерных признаках. Авторская песня: прошлое и настоящее. Рок-музыка и ее
отдельные направления (рок-опера, рок-н-ролл.). Мюзикл. Электронная музыка. Современные технологии записи и воспроизведения
музыки.

Современная музыкальная жизнь
Панорама современной музыкальной жизни в России и за рубежом: концерты, конкурсы и фестивали (современной и классической
музыки). Наследие выдающихся отечественных (Ф.И. Шаляпин, Д.Ф. Ойстрах, А.В. Свешников; Д.А. Хворостовский, А.Ю. Нетребко,
В.Т. Спиваков, Н.Л. Луганский, Д.Л. Мацуев и др.) и зарубежных исполнителей (Э. Карузо, М. Каллас; Л. Паваротти, М. Кабалье,
В. Клиберн, В. Кельмпфф и др.) классической музыки. Современные выдающиеся, композиторы, вокальные
исполнители и
инструментальные коллективы. Всемирные центры музыкальной культуры и музыкального образования. Может ли современная музыка
считаться классической? Классическая музыка в современных обработках.
Значение музыки в жизни человека
Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Стиль как отражение мироощущения композитора.
Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. «Вечные» проблемы жизни в творчестве композиторов. Своеобразие
видения картины мира в национальных музыкальных культурах Востока и Запада. Преобразующая сила музыки как вида искусств.

Тематическое планирование 5 класс (Музыка)
№

Тема

часы Содержание в соответствии с ФГОС

уро
ка

Раздел 1. “Музыка и литература”

14

1

Что роднит музыку с литературой

1

2-3

Вокальная музыка

2

4-5

Фольклор в музыке русских
композиторов

2

6

Жанры инструментальной и
вокальной музыки
Вторая жизнь песни

1

Всю жизнь мою несу Родину в
душе
Писатели и поэты о музыке и
музыкантах

1

7
8
9

1

1

Интонация как носитель образного смысла. Многообразие интонационно-образных
построений. Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и
характера музыки. Многообразие связей музыки с литературой. Программная музыка.
Основные жанры светской музыки ( вокальная музыка).
Устное народное музыкальное творчество в развитии общей культуры народа.
Характерные черты русской народной музыки. Основные жанры русской народной
вокальной музыки.
Музыкальный фольклор народов России. Знакомство с музыкальной культурой, народным
музыкальным творчеством своего региона.
Разнообразие вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерной,
симфонической и театральной музыки.
Различные исполнительские типы художественного общения (хоровое, соревновательное,
сказительное).
Традиции русской музыкальной классики, стилевые черты русской классической
музыкальной школы.
Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композитор
ов (Г.В. Свиридов)

10

Первое путешествие в
музыкальный театр. Опера.

1

11

Второе путешествие в
музыкальный театр. Балет.

1

12

Музыка в театре, кино, на
телевидении.

1

Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре. Основные жанры светской
музыки (опера). Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных
композиторов (Н.А. Римский-Корсаков Опера-былина «Садко»)
Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре.
Основные жанры светской музыки XIX века (балет).
Отечественные и зарубежные композиторы-песенники ХХ столетия. Знакомство с
творчеством всемирно известных отечественных композиторов ХХ столетия (А.
Хачатурян)

13
14

Третье путешествие в
музыкальный театр. Мюзикл.
Мир композитора

1

Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре. Мюзикл.

1

Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов (Мусоргский
М.П., А.П. Бородин)

Раздел 2. Музыка и

20

изобразительное искусство
Что роднит музыку с
изобразительным искусством
Небесное и земное в звуках и
красках
Звать через прошлое к настоящему

1

2

2122
23

Музыкальная живопись и
живописная музыка
Колокольность в музыке и
изобразительном искусстве
Портрет в музыке и
изобразительном искусстве
Волшебная палочка дирижёра

2425
26

15
16
17
1819
20

1
1

Многообразие связей музыки с изобразительным искусством. Роль фольклора в
становлении профессионального музыкального искусства.
Духовная музыка русских композиторов. Картины природы в музыке и в изобразительном
искусстве.
Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов (С.
Прокофьев «Александр Невский»)
Картины природы в музыке и в изобразительном искусстве

2

Духовная музыка русских композиторов. Знакомство с творчеством всемирно известных
отечественных композиторов (И.Ф. Стравинский, Гаврилин)
Портрет в музыке и изобразительном искусстве.

1

Знакомство с известными дирижерами

Образы борьбы и победы в
искусстве
Застывшая музыка

2

Основные жанры светской музыки (симфония). Знакомство с творчеством всемирно
известных зарубежных композиторов (Бетховен, Бах, Моцарт)
. Символика скульптуры, архитектуры, музыки

2728
29

Полифония в музыке и живописи

2

Музыка на мольберте

1

30

Импрессионизм в музыке и
живописи

1

1

1

Различные формы построения музыки (двухчастная и трехчастная, вариации, фуга, рондо,
Знакомство с творчеством всемирно известных зарубежных композиторов ( Бах)
Круг музыкальных образов (лирические, драматические, героические, романтические,
эпические и др.), их взаимосвязь и развитие.
Многообразие стилей в отечественной и зарубежной музыке ХХ века (импрессионизм).
Знакомство с творчеством всемирно известных зарубежных композиторов ХХ столетия
(Равель М)

О подвигах, о доблести, о славе

2
1

34

В каждой мимолётности вижу я
миры
Мир композитора. С веком наравне

35

Урок обобщение

3132
33

1

Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов (Д.Д.
Шостакович, Д. Кабалевский)
Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов (С.
Прокофьев)
Обобщенное представление о современной музыке, ее разнообразии и характерных
признаках.

Тематическое планирование 6 класс (Музыка)

№
урока

Тема урока

Содержание

Мир образов вокальной и инструментальной музыки (17ч)
1

2
3
4
5
6

7
8
9

Удивительный мир музыкальных
образов

1

Образы романсов и песен русских 1
композиторов
Два музыкальных посвящения
1
Уноси моё сердце в звенящую
даль
Музыкалоный образ и мастерство
исполнителя
Обряды и обычаи в фольклоре и
творчестве композиторов

1

Образы песен зарубежных
композиторов
Мир старинной песни

1

Народное искусство Древней
Руси

1

1
1

1

. Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе.
Стилевые особенности в творчестве русских композиторов (М.И. Глинка,
М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский,
С.В. Рахманинов).
Формирование русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка).
Романтизм в русской музыке. Знакомство с творчеством всемирно известных
отечественных композиторов. (Глинка)
Обращение композиторов к народным истокам профессиональной музыки.
Знакомство с творчеством всемирно известных зарубежных и отечественных
исполнителей (Фёдор Шаляпин)
Истоки и интонационное своеобразие, музыкального фольклора разных стран.
Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов (Глинка,
Мусоргский)
Знакомство с творчеством всемирно известных зарубежных и отечественных
исполнителей (Мария Каллас, Энрике Карузо, Ирина Архипова)
Знакомство с творчеством всемирно известных зарубежных и отечественных
композиторов (Шуберт)
Древнерусская духовная музыка. Знаменный распев как основа древнерусской храмовой
музыки.

10

Русская духовная музыка

1

11

В. Г. Кикта Фрески Софии
Киевской
Симфония «Перезвоны» В.
Гаврилина. Молитва

1
1

Основные жанры профессиональной музыки эпохи Просвещения: кант, хоровой концерт,
литургия.
Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов ХХ столетия
(В.Кикта)
Основные жанры светской музыки XIX века (симфония).

1

И.С. Бах – выдающийся музыкант эпохи Барокко

14

Небесное и земное в музыке И.С.
Баха
Образы скорби и печали

1

15

Фортуна правит миром

1

16

Авторская песня — прошлое и
настоящее
Джаз — искусство XX века.

1

Жанры зарубежной духовной и светской музыки в эпохи Возрождения и Барокко
(мадригал, мотет, фуга, месса, реквием, шансон). Средневековая духовная музыка:
григорианский хорал
Знакомство с творчеством всемирно известных зарубежных композиторов ХХ столетия
(К.Орф)
Авторская песня: прошлое и настоящее.

1

Джаз: спиричуэл, блюз, симфоджаз – наиболее яркие композиторы и исполнители.

12
13

17

Мир образов камерной и симфонической музыки (19ч)

18

Вечные темы искусства и жизни

1

19

Могучее царство Ф. Шопена

1

20

Ночной пейзаж

1

21

Инструментальный концерт

1

22

Космический пейзаж

1

23-25

Образы симфонической музыки

3

26

Симфоническое развитие

1

Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление опере, симфоническая поэма,
увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Знакомство Знакомство с
творчеством всемирно известных отечественных и зарубежных композиторов (Дебюсси)
Творчество композиторов-романтиков Ф. Шопен, Ф. Лист, Р. Шуман, Ф. Шуберт, Э. Григ).
Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных и зарубежных
композиторов ХХ столетия (С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, Вивальди А)
Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных и зарубежных
композиторов ХХ столетия (Ч. Айвз)
Различные формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл, сюита), их
возможности в воплощении и развитии музыкальных образов.
Венская классическая школа (Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен).

2728

2931

музыкальных образов
Программная увертюра Л.В.
Бетховена «Эгмонт»
Увертюра-фантазия П.И.
Чайковского «Ромео и
Джульетта»
Мир музыкального театра

2
1

Стилевые особенности в творчестве русских композиторов (П.Чайковский)

3

Знакомство с творчеством всемирно известных зарубежных композиторов ХХ столетия (Б.
Бриттен, А. Шенберг)

32

Образы киномузыки

1

Электронная музыка. Современные технологии записи и воспроизведения музыки.

3334
35

Урок-концерт

2

Панорама современной музыкальной жизни в России и за рубежом: концерты, конкурсы и
фестивали (современной и классической музыки).

Обобщение темы

1

Тематическое планирование 7 класс (Музыка)
№
уро
ка

Тема урока

Содержание

Особенности драматургии сценической музыки (17ч)
1

Классика и современность

1

Может ли современная музыка считаться классической? Классическая музыка в
современных обработках.
Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Стиль
как отражение мироощущения композитора. Воздействие музыки на человека, ее роль в
человеческом обществе.

2

В музыкальном театре. Опера.

1

Основные жанры светской музыки XIX века (опера).

3

Опера М. И. Глинки «Иван
Сусанин»

1

Развитие жанров светской музыки (опера). Стилевые особенности в творчестве русских

Опера А. П. Бородина «Князь
Игорь»

1

5

В музыкальном театре. Балет

1

Основные жанры светской музыки (балет).

6-7

Балет Тищенко «Ярославна»

2

Развитие жанров светской музыки (балет).

8

Героическая тема в русской музыке

1

Традиции русской музыкальной классики, стилевые черты русской классической

4

композиторов (Глинка М.)
Развитие жанров светской музыки (опера). Стилевые особенности в творчестве русских
композиторов (А.Бородин.)

музыкальной школы.
910
1112
13

В музыкальном театре.Д. Гершвин
«Мой народ - американцы»
Опера Ж. Бизе «Кармен»

2

Балет Р.К. Щедрина «Кармен»

1

14

Сюжеты и образы духовной
музыки

1

15

Рок-опера «Иисус Христос 1
суперзвезда»
Музыка к драматическому
Основные жанры светской музыки (симфония).
1
спектаклю Кабалевского «Ромео и
Джульетта»
«Гоголь-сюита» из музыки А.Г
Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов ХХ столетия
1
Шнитке к спектаклю «Ревизская
(А. Шнитке)
сказка»
Особенности драматургии камерной и симфонической музыки (18ч)

16

17

2

Развитие жанров светской музыки (опера).
Знакомство с творчеством всемирно известных зарубежных композиторов
Оперный жанр в творчестве композиторов XIX века (Ж. Бизе, Дж. Верди).
Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов ХХ столетия
(Р. Щедрин)
Духовная музыка
Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных и зарубежных
композиторов (Моцарт, Бах, Рахманинов)
Рок-музыка и ее отдельные направления (рок-опера, рок-н-ролл.).

18

Музыкальная драматургия —
развитие музыки

1

Развитие жанров инструментально-симфонической музыки. Сопоставление драматургии
крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и
инструментальных жанрах.

1920

Два направления музыкальной
культуры: светская и духовная
музыка.
Камерная и иструментальная
музыка. Этюд
Камерная и инструментальная
музыка. Транскрипция

2

Жанры зарубежной духовной и светской музыки в эпохи Возрождения и Барокко
(мадригал, мотет, фуга, месса, реквием, шансон)

1

Основные жанры светской музыки (камерно-инструментальная). Форма - этюд

1

Развитие жанров светской музыки (камерная инструментальная).

21
22

23

Циклические формы
инструментальной музыки

1

Развитие жанров светской музыки (симфония, соната, сюита, инструментальный
концерт).
Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов ХХ столетия
(А. Шнитке)

Соната

2

Основные жанры светской музыки (соната).

Симфоническая музыка

2

Основные жанры светской музыки (симфония).

Симфоническая картина
«Празднества»
К. Дебюсси

1

Основные жанры светской музыки XIX века (симфония).

29

Инструментальный концерт

1

30

Дж. Гершвин «Рапсодия в стиле
блюз»
Пусть музыка звучит

1

Знакомство с творчеством всемирно известных зарубежных композиторов ХХ столетия
(Дебюсси)
Наследие выдающихся отечественных (Ф.И. Шаляпин, Д.Ф. Ойстрах, А.В. Свешников;
Д.А. Хворостовский, А.Ю. Нетребко, В.Т. Спиваков, Н.Л. Луганский, Д.Л. Мацуев и др.) и
зарубежных исполнителей (Э. Карузо, М. Каллас; Л. Паваротти, М. Кабалье, В. Клиберн,
В. Кельмпфф и др.) классической музыки.
Развитие жанров светской зарубежной музыки (симфо-джаз)

2

«Вечные» проблемы жизни в творчестве композиторов. Своеобразие видения картины

2425
2627
28

3132

мира в национальных музыкальных культурах Востока и Запада. Преобразующая сила
музыки как вида искусства.

3334

Наполним музыкой сердца

35

Обобщение темы

2

Современные выдающиеся, композиторы, вокальные исполнители и инструментальные
коллективы. Всемирные центры музыкальной культуры и музыкального образования.

1

Тематическое планирование 8 класс (Музыка)
№
ур
ок
а

Тема урока

Содержание

Музыка и изобразительное
искусство (7ч)
Колво
часов
Музыкальная живопись и
живописная музыка
Портрет в музыке и
изобразительном искусстве
Полифония в музыке и живописи

1

Картины природы в музыке и в изобразительном искусстве

2

Портрет в музыке и изобразительном искусстве.

2

6

Импрессионизм в музыке и
живописи

1

7

В каждой мимолётности вижу я
миры

1

Различные формы построения музыки (двухчастная и трехчастная, вариации, фуга,
рондо, Знакомство с творчеством всемирно известных зарубежных композиторов (
Бах)
Многообразие стилей в отечественной и зарубежной музыке ХХ века
(импрессионизм).
Знакомство с творчеством всемирно известных зарубежных композиторов ХХ
столетия (Равель М)
Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов (С.

1
2-3
4-5

Мир образов вокальной и
инструментальной музыки (9ч)

Прокофьев)

Удивительный мир музыкальных
образов

1

Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе.

Образы романсов и песен русских
композиторов
Два музыкальных посвящения

1

Стилевые особенности в творчестве русских композиторов (М.И. Глинка,
М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский,
С.В. Рахманинов).
Формирование русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка).

Обряды и обычаи в фольклоре и
творчестве композиторов

1

12

Народное искусство Древней Руси

1

13

Русская духовная музыка

1

14

В. Г. Кикта Фрески Софии
Киевской
Симфония «Перезвоны» В.
Гаврилина. Молитва

1
1

Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов (Глинка,
Мусоргский)
Древнерусская духовная музыка. Знаменный распев как основа древнерусской
храмовой музыки.
Основные жанры профессиональной музыки эпохи Просвещения: кант, хоровой
концерт, литургия.
Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов ХХ
столетия (В.Кикта)
Основные жанры светской музыки XIX века (симфония).

Небесное и земное в музыке И.С.
Баха
Особенности драматургии

1

И.С. Бах – выдающийся музыкант эпохи Барокко

8

9
10
11

15
16

1

Романтизм в русской музыке. Знакомство с творчеством всемирно известных
отечественных композиторов. (Глинка
Истоки и интонационное своеобразие, музыкального фольклора разных стран.

камерной и
симфонической музыки (9ч)
17

Музыкальная драматургия —
развитие музыки

1

Развитие жанров инструментально-симфонической музыки. Сопоставление
драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в
вокальных и инструментальных жанрах.

18

Два направления музыкальной

1

Жанры зарубежной духовной и светской музыки в эпохи Возрождения и Барокко

19
20

культуры: светская и духовная
музыка.
Камерная и иструментальная
музыка. Этюд
Камерная и инструментальная
музыка. Транскрипция

(мадригал, мотет, фуга, месса, реквием, шансон)
1

Основные жанры светской музыки (камерно-инструментальная). Форма - этюд

1

Развитие жанров светской музыки (камерная инструментальная).

Циклические формы
инструментальной
музыки

1

22

Сюжеты и образы духовной
музыки

1

23

Рок-опера «Иисус Христос суперзвезда»
Музыка к драматическому
спектаклю Кабалевского «Ромео и
Джульетта»
«Гоголь-сюита» из музыки А.Г
Шнитке к спектаклю «Ревизская
сказка»
Особенности драматургии

1

Духовная музыка
Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных и зарубежных композиторов
(Моцарт, Бах, Рахманинов)
Рок-музыка и ее отдельные направления (рок-опера, рок-н-ролл.).

1

Основные жанры светской музыки (симфония).

1

Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов ХХ столетия
(А. Шнитке)

1

Развитие жанров инструментально-симфонической музыки. Сопоставление драматургии

21

24

25

Развитие жанров светской музыки (симфония, соната, сюита,
инструментальный концерт).

камерной и симфонической
музыки(10)
26

Музыкальная драматургия —

развитие музыки

2728
29
30
31

крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и
инструментальных жанрах.

Два направления музыкальной
культуры: светская и духовная
музыка.
Камерная и иструментальная
музыка. Этюд
Камерная и инструментальная
музыка. Транскрипция

2

Жанры зарубежной духовной и светской музыки в эпохи Возрождения и Барокко
(мадригал, мотет, фуга, месса, реквием, шансон)

1

Основные жанры светской музыки (камерно-инструментальная). Форма - этюд

1

Развитие жанров светской музыки (камерная инструментальная).

Циклические формы
инструментальной музыки

1

Развитие жанров светской музыки (симфония, соната, сюита, инструментальный
концерт).
Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов ХХ столетия
(А. Шнитке)

32

Соната

1

Основные жанры светской музыки (соната).

33

Симфоническая музыка

1

Основные жанры светской музыки (симфония).

34

Симфоническая картина
«Празднества»
К. Дебюсси

1

Основные жанры светской музыки XIX века (симфония).

Инструментальный концерт

1

Знакомство с творчеством всемирно известных зарубежных композиторов ХХ столетия
(Дебюсси)
Наследие выдающихся отечественных (Ф.И. Шаляпин, Д.Ф. Ойстрах, А.В. Свешников;
Д.А. Хворостовский, А.Ю. Нетребко, В.Т. Спиваков, Н.Л. Луганский, Д.Л. Мацуев и др.) и
зарубежных исполнителей (Э. Карузо, М. Каллас; Л. Паваротти, М. Кабалье, В. Клиберн,
В. Кельмпфф и др.) классической музыки.

35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».