Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа с. Крутое
УТВЕРЖДЕНА
приказом директора
МКОУ ООШ с. Крутое
от «31» августа 2018г. № 101
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование учебного предмета:
МУЗЫКА
Уровень образования:
Основное общее образование (ФГОС ООО)
Программу разработала (и):
Гаврилов Александр Александрович
учитель музыки
2018 г.
Пояснительная записка
Нормативно-правовые документы
Настоящая рабочая программа составлена на основе:
Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897 (с дополнениями и изменениями.);
Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию: протокол № 1/15 от 08 апреля 2015 года);
СанПиН 2.4.2. 28 21-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательном
учреждении» (с изменениями № 3 от 24.11.2015г);
Учебного плана МКОУ ООШ с. Крутое;
Положения о структуре, порядке разработки и об утверждении рабочей программы по предметам (курсам), утвержденное приказом
МКОУ ООШ с. Крутое №53 от 22.08. 2016г.
Общая характеристика учебного предмета
Овладение основами музыкальных знаний в основной школе должно обеспечить формирование основ музыкальной культуры и
грамотности как части общей и духовной культуры школьников, развитие музыкальных способностей обучающихся, а также способности к
сопереживанию произведениям искусства через различные виды музыкальной деятельности, овладение практическими умениями и
навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности.
Освоение предмета «Музыка» направлено на:
приобщение школьников к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку
жизненных явлений, раскрывающих духовный опыт поколений;
расширение музыкального и общего культурного кругозора школьников; воспитание их музыкального вкуса, устойчивого
интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
развитие творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения, позволяющих проявить творческую
индивидуальность в различных видах музыкальной деятельности;
развитие способности к эстетическому освоению мира, способности оценивать произведения искусства по законам гармонии и
красоты;
овладение основами музыкальной грамотности в опоре на способность эмоционального восприятия музыки как живого образного
искусства во взаимосвязи с жизнью, на специальную терминологию и ключевые понятия музыкального искусства, элементарную нотную
грамоту.
В рамках продуктивной музыкально-творческой деятельности учебный предмет «Музыка» способствует формированиюу
обучающихся потребности в общении с музыкой в ходе дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования,
организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии
мировой культуры.
Изучение предмета «Музыка» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов
(наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных
связях с предметами: «Литература», «Русский язык», «Изобразительное искусство», «История», «География», «Математика» и др.
Программа содержит перечень музыкальных произведений, используемых для обеспечения достижения образовательных
результатов, по выбору образовательной организации. По усмотрению учителя музыкальный и теоретический материал разделов, связанных
с народным музыкальным творчеством, может быть дополнен регионально-национальным компонентом.
Место предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом МКОУ ООШ с. Крутое на уровне основного общего образования (5 - 8 классы) на учебный предмет
«Музыка» отводится 136 часов (из расчета 1 час в неделю), в том числе 5 класс – 34 ч., 6 класс – 34 ч., 7 класс – 34 ч., 8 класс-34 ч.
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Личностные результаты на уровне основного общего образования отражают:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее
многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего
народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических
и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед
Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей
овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;
наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление,
творческое воображение;
приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности;
сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по музыке подразумевают:
анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;
проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
оценивание современной культурной и музыкальной жизни общества и видение своего предназначения в ней; размышление о
воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному
самообразованию;
определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления в
реальных жизненных ситуациях;
применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;
наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и
зарубежной музыкальной культуры;
участие в жизни класса, школы, города и др., общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в
познавательной и практической деятельности учащихся:
—
умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
—
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
—
умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения
учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
—
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и
познавательной деятельности;
—
умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
—
смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
—
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных
задач;
—
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели,
распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к
самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Предметные результаты
Музыка:
1) формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры; потребности в общении
с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного
досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
2) развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого
воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;
3) формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение,
инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение);
4) воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в
многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
5) расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего
народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
6) овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во
взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в
рамках изучаемого курса.
Выпускник научится:
понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла;
анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад;
определять характер музыкальных образов (лирических, драматических, героических, романтических, эпических);
выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе
музыки;
понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;
различать и характеризовать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных произведений;
различать многообразие музыкальных образов и способов их развития;
производить интонационно-образный анализ музыкального произведения;
понимать основной принцип построения и развития музыки;
анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и музыкальных образов;
размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения,
интонационных особенностях, жанре, исполнителях;
понимать значение устного народного музыкального творчества в развитии общей культуры народа;
определять основные жанры русской народной музыки: былины, лирические песни, частушки, разновидности обрядовых песен;
понимать специфику перевоплощения народной музыки в произведениях композиторов;
понимать взаимосвязь профессиональной композиторской музыки и народного музыкального творчества;
распознавать художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки, особенности их музыкального
языка и музыкальной драматургии;
определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений в русской музыке, понимать стилевые черты русской
классической музыкальной школы;
определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений и национальных школ в западноевропейской музыке;
узнавать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний о стилевых направлениях;
различать жанры вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической музыки;
называть основные жанры светской музыки малой (баллада, баркарола, ноктюрн, романс, этюд и т.п.) и крупной формы (соната,
симфония, кантата, концерт и т.п.);
узнавать формы построения музыки (двухчастную, трехчастную, вариации, рондо);
определять тембры музыкальных инструментов;
называть и определять звучание музыкальных инструментов: духовых, струнных, ударных, современных электронных;
определять виды оркестров: симфонического, духового, камерного, оркестра народных инструментов, эстрадно-джазового
оркестра;
владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы;
узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества,
произведения современных композиторов;
определять характерные особенности музыкального языка;
эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
анализировать произведения выдающихся композиторов прошлого и современности;
анализировать единство жизненного содержания и художественной формы в различных музыкальных образах;
творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений;
выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;
анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла
композитора;
различать интерпретацию классической музыки в современных обработках;
определять характерные признаки современной популярной музыки;
называть стили рок-музыки и ее отдельных направлений: рок-оперы, рок-н-ролла и др.;
анализировать творчество исполнителей авторской песни;
выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;
находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;
сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного произведений;
понимать взаимодействие музыки, изобразительного искусства и литературы на основе осознания специфики языка каждого из
них;
находить ассоциативные связи между художественными образами музыки, изобразительного искусства и литературы;
понимать значимость музыки в творчестве писателей и поэтов;
называть и определять на слух мужские (тенор, баритон, бас) и женские (сопрано, меццо-сопрано, контральто) певческие голоса;
определять разновидности хоровых коллективов по стилю (манере) исполнения: народные, академические;
владеть навыками вокально-хорового музицирования;
применять навыки вокально-хоровой работы при пении с музыкальным сопровождением и без сопровождения (a cappella);
творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении;
участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя различные формы индивидуального и группового
музицирования;
размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее
воплощения;
передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме;
проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической деятельности;
понимать специфику музыки как вида искусства и ее значение в жизни человека и общества;
эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников Отечества, воплощаемые в музыкальных произведениях;
приводить примеры выдающихся (в том числе современных) отечественных и зарубежных музыкальных исполнителей и
исполнительских коллективов;
применять современные информационно-коммуникационные технологии для записи и воспроизведения музыки;
обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров;
использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на занятиях, при составлении домашней фонотеки, видеотеки;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (в том числе в творческой и
сценической).
Выпускник получит возможность научиться:
понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и признаки, традиций, обрядов музыкального фольклора
разных стран мира;
понимать особенности языка западноевропейской музыки на примере мадригала, мотета, кантаты, прелюдии, фуги, мессы,
реквиема;
понимать особенности языка отечественной духовной и светской музыкальной культуры на примере канта, литургии, хорового
концерта;
определять специфику духовной музыки в эпоху Средневековья;
распознавать мелодику знаменного распева – основы древнерусской церковной музыки;
различать формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл, сюита), понимать их возможности в воплощении и развитии
музыкальных образов;
выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения музыкального искусства;
различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к
природе, человеку, обществу;
исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том числе с ориентацией на нотную запись;
активно использовать язык музыки для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, русского языка,
окружающего мира, математики и др.).
Основное содержание
Музыка как вид искусства
Интонация как носитель образного смысла. Многообразие интонационно-образных построений. Средства музыкальной
выразительности в создании музыкального образа и характера музыки. Разнообразие вокальной, инструментальной, вокально-
инструментальной, камерной, симфонической и театральной музыки. Различные формы построения музыки (двухчастная и трехчастная,
вариации, рондо, сонатно-симфонический цикл, сюита), их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов. Круг
музыкальных образов (лирические, драматические, героические, романтические, эпические и др.), их взаимосвязь и развитие. Многообразие
связей музыки с литературой. Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре. Программная музыка. Многообразие связей
музыки с изобразительным искусством. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Картины природы в музыке и в изобразительном
искусстве. Символика скульптуры, архитектуры, музыки.
Народное музыкальное творчество
Устное народное музыкальное творчество в развитии общей культуры народа. Характерные черты русской народной музыки.
Основные жанры русской народной вокальной музыки. Различные исполнительские типы художественного общения (хоровое,
соревновательное, сказительное). Музыкальный фольклор народов России. Знакомство с музыкальной культурой, народным музыкальным
творчеством своего региона. Истоки и интонационное своеобразие, музыкального фольклора разных стран.
Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв.
Древнерусская духовная музыка. Знаменный распев как основа древнерусской храмовой музыки. Основные жанры профессиональной
музыки эпохи Просвещения: кант, хоровой концерт, литургия. Формирование русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка).
Обращение композиторов к народным истокам профессиональной музыки. Романтизм в русской музыке. Стилевые особенности в
творчестве русских композиторов (М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский,
С.В. Рахманинов). Роль фольклора в становлении профессионального музыкального искусства. Духовная музыка русских композиторов.
Традиции русской музыкальной классики, стилевые черты русской классической музыкальной школы.
Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIХ-XХ вв.
Средневековая духовная музыка: григорианский хорал. Жанры зарубежной духовной и светской музыки в эпохи Возрождения и
Барокко (мадригал, мотет, фуга, месса, реквием, шансон). И.С. Бах – выдающийся музыкант эпохи Барокко. Венская классическая школа
(Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен). Творчество композиторов-романтиков Ф. Шопен, Ф. Лист, Р. Шуман, Ф. Шуберт, Э. Григ). Оперный
жанр в творчестве композиторов XIX века (Ж. Бизе, Дж. Верди). Основные жанры светской музыки (соната, симфония, камерноинструментальная и вокальная музыка, опера, балет). Развитие жанров светской музыки Основные жанры светской музыки XIX века
(соната, симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка, опера, балет). Развитие жанров светской музыки (камерная
инструментальная и вокальная музыка, концерт, симфония, опера, балет).
Русская и зарубежная музыкальная культура XX в.
Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов (И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович,
Г.В. Свиридов, Р. Щедрин, А.И. Хачатурян, А.Г. Шнитке) и зарубежных композиторов ХХ столетия (К. Дебюсси, К. Орф, М. Равель, Б.
Бриттен, А. Шенберг). Многообразие стилей в отечественной и зарубежной музыке ХХ века (импрессионизм). Джаз: спиричуэл, блюз,
симфоджаз – наиболее яркие композиторы и исполнители. Отечественные и зарубежные композиторы-песенники ХХ столетия. Обобщенное
представление о современной музыке, ее разнообразии и характерных признаках. Авторская песня: прошлое и настоящее. Рок-музыка и ее
отдельные направления (рок-опера, рок-н-ролл.). Мюзикл. Электронная музыка. Современные технологии записи и воспроизведения
музыки.
Современная музыкальная жизнь
Панорама современной музыкальной жизни в России и за рубежом: концерты, конкурсы и фестивали (современной и классической
музыки). Наследие выдающихся отечественных (Ф.И. Шаляпин, Д.Ф. Ойстрах, А.В. Свешников; Д.А. Хворостовский, А.Ю. Нетребко,
В.Т. Спиваков, Н.Л. Луганский, Д.Л. Мацуев и др.) и зарубежных исполнителей (Э. Карузо, М. Каллас; Л. Паваротти, М. Кабалье,
В. Клиберн, В. Кельмпфф и др.) классической музыки. Современные выдающиеся, композиторы, вокальные
исполнители и
инструментальные коллективы. Всемирные центры музыкальной культуры и музыкального образования. Может ли современная музыка
считаться классической? Классическая музыка в современных обработках.
Значение музыки в жизни человека
Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Стиль как отражение мироощущения композитора.
Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. «Вечные» проблемы жизни в творчестве композиторов. Своеобразие
видения картины мира в национальных музыкальных культурах Востока и Запада. Преобразующая сила музыки как вида искусств.
Тематическое планирование 5 класс (Музыка)
№
Тема
часы Содержание в соответствии с ФГОС
уро
ка
Раздел 1. “Музыка и литература”
14
1
Что роднит музыку с литературой
1
2-3
Вокальная музыка
2
4-5
Фольклор в музыке русских
композиторов
2
6
Жанры инструментальной и
вокальной музыки
Вторая жизнь песни
1
Всю жизнь мою несу Родину в
душе
Писатели и поэты о музыке и
музыкантах
1
7
8
9
1
1
Интонация как носитель образного смысла. Многообразие интонационно-образных
построений. Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и
характера музыки. Многообразие связей музыки с литературой. Программная музыка.
Основные жанры светской музыки ( вокальная музыка).
Устное народное музыкальное творчество в развитии общей культуры народа.
Характерные черты русской народной музыки. Основные жанры русской народной
вокальной музыки.
Музыкальный фольклор народов России. Знакомство с музыкальной культурой, народным
музыкальным творчеством своего региона.
Разнообразие вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерной,
симфонической и театральной музыки.
Различные исполнительские типы художественного общения (хоровое, соревновательное,
сказительное).
Традиции русской музыкальной классики, стилевые черты русской классической
музыкальной школы.
Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композитор
ов (Г.В. Свиридов)
10
Первое путешествие в
музыкальный театр. Опера.
1
11
Второе путешествие в
музыкальный театр. Балет.
1
12
Музыка в театре, кино, на
телевидении.
1
Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре. Основные жанры светской
музыки (опера). Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных
композиторов (Н.А. Римский-Корсаков Опера-былина «Садко»)
Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре.
Основные жанры светской музыки XIX века (балет).
Отечественные и зарубежные композиторы-песенники ХХ столетия. Знакомство с
творчеством всемирно известных отечественных композиторов ХХ столетия (А.
Хачатурян)
13
14
Третье путешествие в
музыкальный театр. Мюзикл.
Мир композитора
1
Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре. Мюзикл.
1
Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов (Мусоргский
М.П., А.П. Бородин)
Раздел 2. Музыка и
20
изобразительное искусство
Что роднит музыку с
изобразительным искусством
Небесное и земное в звуках и
красках
Звать через прошлое к настоящему
1
2
2122
23
Музыкальная живопись и
живописная музыка
Колокольность в музыке и
изобразительном искусстве
Портрет в музыке и
изобразительном искусстве
Волшебная палочка дирижёра
2425
26
15
16
17
1819
20
1
1
Многообразие связей музыки с изобразительным искусством. Роль фольклора в
становлении профессионального музыкального искусства.
Духовная музыка русских композиторов. Картины природы в музыке и в изобразительном
искусстве.
Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов (С.
Прокофьев «Александр Невский»)
Картины природы в музыке и в изобразительном искусстве
2
Духовная музыка русских композиторов. Знакомство с творчеством всемирно известных
отечественных композиторов (И.Ф. Стравинский, Гаврилин)
Портрет в музыке и изобразительном искусстве.
1
Знакомство с известными дирижерами
Образы борьбы и победы в
искусстве
Застывшая музыка
2
Основные жанры светской музыки (симфония). Знакомство с творчеством всемирно
известных зарубежных композиторов (Бетховен, Бах, Моцарт)
. Символика скульптуры, архитектуры, музыки
2728
29
Полифония в музыке и живописи
2
Музыка на мольберте
1
30
Импрессионизм в музыке и
живописи
1
1
1
Различные формы построения музыки (двухчастная и трехчастная, вариации, фуга, рондо,
Знакомство с творчеством всемирно известных зарубежных композиторов ( Бах)
Круг музыкальных образов (лирические, драматические, героические, романтические,
эпические и др.), их взаимосвязь и развитие.
Многообразие стилей в отечественной и зарубежной музыке ХХ века (импрессионизм).
Знакомство с творчеством всемирно известных зарубежных композиторов ХХ столетия
(Равель М)
О подвигах, о доблести, о славе
2
1
34
В каждой мимолётности вижу я
миры
Мир композитора. С веком наравне
35
Урок обобщение
3132
33
1
Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов (Д.Д.
Шостакович, Д. Кабалевский)
Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов (С.
Прокофьев)
Обобщенное представление о современной музыке, ее разнообразии и характерных
признаках.
Тематическое планирование 6 класс (Музыка)
№
урока
Тема урока
Содержание
Мир образов вокальной и инструментальной музыки (17ч)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Удивительный мир музыкальных
образов
1
Образы романсов и песен русских 1
композиторов
Два музыкальных посвящения
1
Уноси моё сердце в звенящую
даль
Музыкалоный образ и мастерство
исполнителя
Обряды и обычаи в фольклоре и
творчестве композиторов
1
Образы песен зарубежных
композиторов
Мир старинной песни
1
Народное искусство Древней
Руси
1
1
1
1
. Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе.
Стилевые особенности в творчестве русских композиторов (М.И. Глинка,
М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский,
С.В. Рахманинов).
Формирование русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка).
Романтизм в русской музыке. Знакомство с творчеством всемирно известных
отечественных композиторов. (Глинка)
Обращение композиторов к народным истокам профессиональной музыки.
Знакомство с творчеством всемирно известных зарубежных и отечественных
исполнителей (Фёдор Шаляпин)
Истоки и интонационное своеобразие, музыкального фольклора разных стран.
Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов (Глинка,
Мусоргский)
Знакомство с творчеством всемирно известных зарубежных и отечественных
исполнителей (Мария Каллас, Энрике Карузо, Ирина Архипова)
Знакомство с творчеством всемирно известных зарубежных и отечественных
композиторов (Шуберт)
Древнерусская духовная музыка. Знаменный распев как основа древнерусской храмовой
музыки.
10
Русская духовная музыка
1
11
В. Г. Кикта Фрески Софии
Киевской
Симфония «Перезвоны» В.
Гаврилина. Молитва
1
1
Основные жанры профессиональной музыки эпохи Просвещения: кант, хоровой концерт,
литургия.
Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов ХХ столетия
(В.Кикта)
Основные жанры светской музыки XIX века (симфония).
1
И.С. Бах – выдающийся музыкант эпохи Барокко
14
Небесное и земное в музыке И.С.
Баха
Образы скорби и печали
1
15
Фортуна правит миром
1
16
Авторская песня — прошлое и
настоящее
Джаз — искусство XX века.
1
Жанры зарубежной духовной и светской музыки в эпохи Возрождения и Барокко
(мадригал, мотет, фуга, месса, реквием, шансон). Средневековая духовная музыка:
григорианский хорал
Знакомство с творчеством всемирно известных зарубежных композиторов ХХ столетия
(К.Орф)
Авторская песня: прошлое и настоящее.
1
Джаз: спиричуэл, блюз, симфоджаз – наиболее яркие композиторы и исполнители.
12
13
17
Мир образов камерной и симфонической музыки (19ч)
18
Вечные темы искусства и жизни
1
19
Могучее царство Ф. Шопена
1
20
Ночной пейзаж
1
21
Инструментальный концерт
1
22
Космический пейзаж
1
23-25
Образы симфонической музыки
3
26
Симфоническое развитие
1
Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление опере, симфоническая поэма,
увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Знакомство Знакомство с
творчеством всемирно известных отечественных и зарубежных композиторов (Дебюсси)
Творчество композиторов-романтиков Ф. Шопен, Ф. Лист, Р. Шуман, Ф. Шуберт, Э. Григ).
Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных и зарубежных
композиторов ХХ столетия (С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, Вивальди А)
Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных и зарубежных
композиторов ХХ столетия (Ч. Айвз)
Различные формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл, сюита), их
возможности в воплощении и развитии музыкальных образов.
Венская классическая школа (Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен).
2728
2931
музыкальных образов
Программная увертюра Л.В.
Бетховена «Эгмонт»
Увертюра-фантазия П.И.
Чайковского «Ромео и
Джульетта»
Мир музыкального театра
2
1
Стилевые особенности в творчестве русских композиторов (П.Чайковский)
3
Знакомство с творчеством всемирно известных зарубежных композиторов ХХ столетия (Б.
Бриттен, А. Шенберг)
32
Образы киномузыки
1
Электронная музыка. Современные технологии записи и воспроизведения музыки.
3334
35
Урок-концерт
2
Панорама современной музыкальной жизни в России и за рубежом: концерты, конкурсы и
фестивали (современной и классической музыки).
Обобщение темы
1
Тематическое планирование 7 класс (Музыка)
№
уро
ка
Тема урока
Содержание
Особенности драматургии сценической музыки (17ч)
1
Классика и современность
1
Может ли современная музыка считаться классической? Классическая музыка в
современных обработках.
Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Стиль
как отражение мироощущения композитора. Воздействие музыки на человека, ее роль в
человеческом обществе.
2
В музыкальном театре. Опера.
1
Основные жанры светской музыки XIX века (опера).
3
Опера М. И. Глинки «Иван
Сусанин»
1
Развитие жанров светской музыки (опера). Стилевые особенности в творчестве русских
Опера А. П. Бородина «Князь
Игорь»
1
5
В музыкальном театре. Балет
1
Основные жанры светской музыки (балет).
6-7
Балет Тищенко «Ярославна»
2
Развитие жанров светской музыки (балет).
8
Героическая тема в русской музыке
1
Традиции русской музыкальной классики, стилевые черты русской классической
4
композиторов (Глинка М.)
Развитие жанров светской музыки (опера). Стилевые особенности в творчестве русских
композиторов (А.Бородин.)
музыкальной школы.
910
1112
13
В музыкальном театре.Д. Гершвин
«Мой народ - американцы»
Опера Ж. Бизе «Кармен»
2
Балет Р.К. Щедрина «Кармен»
1
14
Сюжеты и образы духовной
музыки
1
15
Рок-опера «Иисус Христос 1
суперзвезда»
Музыка к драматическому
Основные жанры светской музыки (симфония).
1
спектаклю Кабалевского «Ромео и
Джульетта»
«Гоголь-сюита» из музыки А.Г
Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов ХХ столетия
1
Шнитке к спектаклю «Ревизская
(А. Шнитке)
сказка»
Особенности драматургии камерной и симфонической музыки (18ч)
16
17
2
Развитие жанров светской музыки (опера).
Знакомство с творчеством всемирно известных зарубежных композиторов
Оперный жанр в творчестве композиторов XIX века (Ж. Бизе, Дж. Верди).
Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов ХХ столетия
(Р. Щедрин)
Духовная музыка
Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных и зарубежных
композиторов (Моцарт, Бах, Рахманинов)
Рок-музыка и ее отдельные направления (рок-опера, рок-н-ролл.).
18
Музыкальная драматургия —
развитие музыки
1
Развитие жанров инструментально-симфонической музыки. Сопоставление драматургии
крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и
инструментальных жанрах.
1920
Два направления музыкальной
культуры: светская и духовная
музыка.
Камерная и иструментальная
музыка. Этюд
Камерная и инструментальная
музыка. Транскрипция
2
Жанры зарубежной духовной и светской музыки в эпохи Возрождения и Барокко
(мадригал, мотет, фуга, месса, реквием, шансон)
1
Основные жанры светской музыки (камерно-инструментальная). Форма - этюд
1
Развитие жанров светской музыки (камерная инструментальная).
21
22
23
Циклические формы
инструментальной музыки
1
Развитие жанров светской музыки (симфония, соната, сюита, инструментальный
концерт).
Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов ХХ столетия
(А. Шнитке)
Соната
2
Основные жанры светской музыки (соната).
Симфоническая музыка
2
Основные жанры светской музыки (симфония).
Симфоническая картина
«Празднества»
К. Дебюсси
1
Основные жанры светской музыки XIX века (симфония).
29
Инструментальный концерт
1
30
Дж. Гершвин «Рапсодия в стиле
блюз»
Пусть музыка звучит
1
Знакомство с творчеством всемирно известных зарубежных композиторов ХХ столетия
(Дебюсси)
Наследие выдающихся отечественных (Ф.И. Шаляпин, Д.Ф. Ойстрах, А.В. Свешников;
Д.А. Хворостовский, А.Ю. Нетребко, В.Т. Спиваков, Н.Л. Луганский, Д.Л. Мацуев и др.) и
зарубежных исполнителей (Э. Карузо, М. Каллас; Л. Паваротти, М. Кабалье, В. Клиберн,
В. Кельмпфф и др.) классической музыки.
Развитие жанров светской зарубежной музыки (симфо-джаз)
2
«Вечные» проблемы жизни в творчестве композиторов. Своеобразие видения картины
2425
2627
28
3132
мира в национальных музыкальных культурах Востока и Запада. Преобразующая сила
музыки как вида искусства.
3334
Наполним музыкой сердца
35
Обобщение темы
2
Современные выдающиеся, композиторы, вокальные исполнители и инструментальные
коллективы. Всемирные центры музыкальной культуры и музыкального образования.
1
Тематическое планирование 8 класс (Музыка)
№
ур
ок
а
Тема урока
Содержание
Музыка и изобразительное
искусство (7ч)
Колво
часов
Музыкальная живопись и
живописная музыка
Портрет в музыке и
изобразительном искусстве
Полифония в музыке и живописи
1
Картины природы в музыке и в изобразительном искусстве
2
Портрет в музыке и изобразительном искусстве.
2
6
Импрессионизм в музыке и
живописи
1
7
В каждой мимолётности вижу я
миры
1
Различные формы построения музыки (двухчастная и трехчастная, вариации, фуга,
рондо, Знакомство с творчеством всемирно известных зарубежных композиторов (
Бах)
Многообразие стилей в отечественной и зарубежной музыке ХХ века
(импрессионизм).
Знакомство с творчеством всемирно известных зарубежных композиторов ХХ
столетия (Равель М)
Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов (С.
1
2-3
4-5
Мир образов вокальной и
инструментальной музыки (9ч)
Прокофьев)
Удивительный мир музыкальных
образов
1
Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе.
Образы романсов и песен русских
композиторов
Два музыкальных посвящения
1
Стилевые особенности в творчестве русских композиторов (М.И. Глинка,
М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский,
С.В. Рахманинов).
Формирование русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка).
Обряды и обычаи в фольклоре и
творчестве композиторов
1
12
Народное искусство Древней Руси
1
13
Русская духовная музыка
1
14
В. Г. Кикта Фрески Софии
Киевской
Симфония «Перезвоны» В.
Гаврилина. Молитва
1
1
Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов (Глинка,
Мусоргский)
Древнерусская духовная музыка. Знаменный распев как основа древнерусской
храмовой музыки.
Основные жанры профессиональной музыки эпохи Просвещения: кант, хоровой
концерт, литургия.
Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов ХХ
столетия (В.Кикта)
Основные жанры светской музыки XIX века (симфония).
Небесное и земное в музыке И.С.
Баха
Особенности драматургии
1
И.С. Бах – выдающийся музыкант эпохи Барокко
8
9
10
11
15
16
1
Романтизм в русской музыке. Знакомство с творчеством всемирно известных
отечественных композиторов. (Глинка
Истоки и интонационное своеобразие, музыкального фольклора разных стран.
камерной и
симфонической музыки (9ч)
17
Музыкальная драматургия —
развитие музыки
1
Развитие жанров инструментально-симфонической музыки. Сопоставление
драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в
вокальных и инструментальных жанрах.
18
Два направления музыкальной
1
Жанры зарубежной духовной и светской музыки в эпохи Возрождения и Барокко
19
20
культуры: светская и духовная
музыка.
Камерная и иструментальная
музыка. Этюд
Камерная и инструментальная
музыка. Транскрипция
(мадригал, мотет, фуга, месса, реквием, шансон)
1
Основные жанры светской музыки (камерно-инструментальная). Форма - этюд
1
Развитие жанров светской музыки (камерная инструментальная).
Циклические формы
инструментальной
музыки
1
22
Сюжеты и образы духовной
музыки
1
23
Рок-опера «Иисус Христос суперзвезда»
Музыка к драматическому
спектаклю Кабалевского «Ромео и
Джульетта»
«Гоголь-сюита» из музыки А.Г
Шнитке к спектаклю «Ревизская
сказка»
Особенности драматургии
1
Духовная музыка
Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных и зарубежных композиторов
(Моцарт, Бах, Рахманинов)
Рок-музыка и ее отдельные направления (рок-опера, рок-н-ролл.).
1
Основные жанры светской музыки (симфония).
1
Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов ХХ столетия
(А. Шнитке)
1
Развитие жанров инструментально-симфонической музыки. Сопоставление драматургии
21
24
25
Развитие жанров светской музыки (симфония, соната, сюита,
инструментальный концерт).
камерной и симфонической
музыки(10)
26
Музыкальная драматургия —
развитие музыки
2728
29
30
31
крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и
инструментальных жанрах.
Два направления музыкальной
культуры: светская и духовная
музыка.
Камерная и иструментальная
музыка. Этюд
Камерная и инструментальная
музыка. Транскрипция
2
Жанры зарубежной духовной и светской музыки в эпохи Возрождения и Барокко
(мадригал, мотет, фуга, месса, реквием, шансон)
1
Основные жанры светской музыки (камерно-инструментальная). Форма - этюд
1
Развитие жанров светской музыки (камерная инструментальная).
Циклические формы
инструментальной музыки
1
Развитие жанров светской музыки (симфония, соната, сюита, инструментальный
концерт).
Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов ХХ столетия
(А. Шнитке)
32
Соната
1
Основные жанры светской музыки (соната).
33
Симфоническая музыка
1
Основные жанры светской музыки (симфония).
34
Симфоническая картина
«Празднества»
К. Дебюсси
1
Основные жанры светской музыки XIX века (симфония).
Инструментальный концерт
1
Знакомство с творчеством всемирно известных зарубежных композиторов ХХ столетия
(Дебюсси)
Наследие выдающихся отечественных (Ф.И. Шаляпин, Д.Ф. Ойстрах, А.В. Свешников;
Д.А. Хворостовский, А.Ю. Нетребко, В.Т. Спиваков, Н.Л. Луганский, Д.Л. Мацуев и др.) и
зарубежных исполнителей (Э. Карузо, М. Каллас; Л. Паваротти, М. Кабалье, В. Клиберн,
В. Кельмпфф и др.) классической музыки.
35