Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа с. Крутое
УТВЕРЖДЕНА
приказом директора
МКОУ ООШ с. Крутое
от «31» августа 2018г. № 101
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование учебного предмета:
ИНФОРМАТИКА
Уровень образования:
Основное общее образование (ФГОС ООО)
Программу разработала (и):
Берёзка Сергей Михайлович
учитель информатики
2018 г.
Пояснительная записка
Нормативно-правовые документы
Настоящая рабочая программа составлена на основе:
Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897 (с дополнениями и изменениями.);
Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно методического объединения по общему образованию: протокол № 1/15 от 08 апреля 2015 года);
СанПиН 2.4.2. 28 21-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательном
учреждении» (с изменениями № 3 от 24.11.2015г);
Учебного плана МКОУ ООШ с. Крутое;
Положения о структуре, порядке разработки и об утверждении рабочей программы по предметам (курсам), утвержденное приказом
МКОУ ООШ с. Крутое №53 от 22.08. 2016г.
Общая характеристика учебного предмета
Методологической основой федеральных государственных образовательных стандартов является системно-деятельностный подход, в
рамках которого реализуются современные стратегии обучения, предполагающие использование информационных и коммуникационных
технологий (ИКТ) в процессе изучения всех предметов, во внеурочной и внешкольной деятельности на протяжении всего периода обучения
в школе. Организация учебно-воспитательного процесса в современной информационно-образовательной среде является необходимым
условием формирования информационной культуры современного школьника, достижения им ряда образовательных результатов, прямо
связанных с необходимостью использования информационных и коммуникационных технологий.
Средства ИКТ не только обеспечивают образование с использованием той же технологии, которую учащиеся применяют для связи и
развлечений вне школы (что важно само по себе с точки зрения социализации учащихся в современном информационном обществе), но и
создают условия для индивидуализации учебного процесса, повышения его эффективности и результативности. На протяжении всего
периода существования школьного курса информатики преподавание этого предмета было тесно связано с информатизацией школьного
образования: именно в рамках курса информатики школьники знакомились с теоретическими основами информационных технологий,
овладевали практическими навыками использования средств ИКТ, которые потенциально могли применять при изучении других школьных
предметов и в повседневной жизни.
Изучение информатики в 7–9 классах вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования,
способствуя:
формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики за
счет развития представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания
роли информационных процессов в современном мире;
совершенствованию общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в процессе систематизации и обобщения
имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и ИКТ; развитию навыков самостоятельной
учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т.д.);
воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее
распространения, воспитанию стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.
Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной
природы, а также о методах и средствах их автоматизации.
Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и
коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с
математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так
и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные
обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных
областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на
формирование метапредметных и личностных результатов.
Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль
фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий,
в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития
разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на
деятельностную жизненную позицию.
В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования,
учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной
школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех
предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает
теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.
Цели обучения информатике и ИКТ:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном
устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель - и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений
составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических
значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами - линейной,
условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии
с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки
данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете,
умения соблюдать нормы информационной этики и права;
При реализации программы учебного предмета «Информатика» у учащихся формируется информационная и алгоритмическая
культура; умение формализации и структурирования информации, учащиеся овладевают способами представления данных в соответствии с
поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
у учащихся формируется представление о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; представление об основных
изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель - и их свойствах;развивается алгоритмическое мышление, необходимое для
профессиональной деятельности в современном обществе; формируютсяпредставления о том, как понятия и конструкции информатики
применяются в реальном мире, о роли информационных технологий и роботизированных устройств в жизни людей, промышленности и
научных исследованиях; вырабатываются навык и умение безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными
программами и в сети Интернет, умение соблюдать нормы информационной этики и права.
Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.
Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Изучение разделов курса
заканчивается проведением контрольных работ.
1.3 Место предмета в учебном плане
В учебном плане МКОУ ООШ с. Крутое на изучение предмета «Информатика» на уровне основного общего образования (7 - 9
классы) отводится 103 часа, в том числе:
7 класс – 34 часа,
8 класс – 34 часа,
9 класс – 34 часа.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа
России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость
использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа).
Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств,
находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии,
традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к
нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их
отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России,
готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность
представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества,
в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни
человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта
участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной
практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя
как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа
допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и
способность к ведению переговоров).
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и
экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые
включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в
жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными
институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской
деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества,
ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как
равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов
взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного
безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания
жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоциональноценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории
культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными
произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и
личностно-значимой ценности).
9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие
опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к
исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям
туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия
(регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Межпредметные понятия
Условием формирования межпредметных понятий, таких, как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является
овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной
деятельности. В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской
компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и
самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к
трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания
мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».
При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и
пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых
информационных объектах;
выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять
информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и
диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы,
способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной
деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче
средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке
нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
Перечень ключевых межпредметных понятий определяется в ходе разработки основной образовательной программы основного
общего образования образовательной организации в зависимости от материально-технического оснащения, кадрового потенциала,
используемых методов работы и образовательных технологий.
В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные,
коммуникативные.
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность
шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать
действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного
класса;
планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе
достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной
деятельности;
систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных
условий и требований;
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого
результата;
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения
запланированных характеристик продукта/результата;
устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении
деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и
способы действий;
оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью
деятельности;
обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних
ресурсов;
фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и
познавательной. Обучающийся сможет:
наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе
взаимопроверки;
соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению
имеющегося продукта учебной деятельности;
демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения
(устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации
(повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать
основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
выделять явление из общего ряда других явлений;
определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять
определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности
информации;
вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить
объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия
заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или
самостоятельно полученными данными.
2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для
определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного)
представления в текстовое, и наоборот;
строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об
объекте, к которому применяется алгоритм;
строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на
основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
3. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
резюмировать главную идею текста;
преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный –
учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
критически оценивать содержание и форму текста.
4. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной
практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
определять свое отношение к природной среде;
анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
5. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально
и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
определять возможные роли в совместной деятельности;
играть определенную роль в совместной деятельности;
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство
(аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою
мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и
корректировать его;
предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
выделять общую точку зрения в дискуссии;
договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи,
формы или содержания диалога.
2.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной
речью. Обучающийся сможет:
определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и
обосновывать его.
3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее –
ИКТ). Обучающийся сможет:
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с
помощью средств ИКТ;
выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и
формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и
сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем,
сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила
информационной безопасности.
Предметные результаты
Выпускник научится:
различать содержание основных понятий предмета: информатика, информация, информационный процесс, информационная
система, информационная модель и др.;
различать виды информации по способам ее восприятия человеком и по способам ее представления на материальных носителях;
раскрывать общие закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы;
приводить примеры информационных процессов – процессов, связанные с хранением, преобразованием и передачей данных – в
живой природе и технике;
классифицировать средства ИКТ в соответствии с кругом выполняемых задач;
узнает о назначении основных компонентов компьютера (процессора, оперативной памяти, внешней энергонезависимой памяти,
устройств ввода-вывода), характеристиках этих устройств;
определять качественные и количественные характеристики компонентов компьютера;
узнает об истории и тенденциях развития компьютеров; о том как можно улучшить характеристики компьютеров;
узнает о том, какие задачи решаются с помощью суперкомпьютеров.
Выпускник получит возможность:
осознано подходить к выбору ИКТ–средств для своих учебных и иных целей;
узнать о физических ограничениях на значения характеристик компьютера.
Математические основы информатики
Выпускник научится:
описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие
скорость передачи данных, оценивать время передачи данных;
кодировать и декодировать тексты по заданной кодовой таблице;
оперировать понятиями, связанными с передачей данных (источник и приемник данных: канал связи, скорость передачи данных по
каналу связи, пропускная способность канала связи);
определять минимальную длину кодового слова по заданным алфавиту кодируемого текста и кодовому алфавиту (для кодового
алфавита из 2, 3 или 4 символов);
определять длину кодовой последовательности по длине исходного текста и кодовой таблице равномерного кода;
записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 1024; переводить заданное натуральное число из десятичной записи в двоичную
и из двоичной в десятичную; сравнивать числа в двоичной записи; складывать и вычитать числа, записанные в двоичной системе счисления;
записывать логические выражения, составленные с помощью операций «и», «или», «не» и скобок, определять истинность такого
составного высказывания, если известны значения истинности входящих в него элементарных высказываний;
определять количество элементов в множествах, полученных из двух или трех базовых множеств с помощью операций объединения,
пересечения и дополнения;
использовать терминологию, связанную с графами (вершина, ребро, путь, длина ребра и пути), деревьями (корень, лист, высота
дерева) и списками (первый элемент, последний элемент, предыдущий элемент, следующий элемент; вставка, удаление и замена элемента);
описывать граф с помощью матрицы смежности с указанием длин ребер (знание термина «матрица смежности» не обязательно);
познакомиться с двоичным кодированием текстов и с наиболее употребительными современными кодами;
использовать основные способы графического представления числовой информации, (графики, диаграммы).
Выпускник получит возможность:
познакомиться с примерами математических моделей и использования компьютеров при их анализе; понять сходства и различия
между математической моделью объекта и его натурной моделью, между математической моделью объекта/явления и словесным
описанием;
узнать о том, что любые дискретные данные можно описать, используя алфавит, содержащий только два символа, например, 0 и
1;
познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных компьютерах и робототехнических системах;
познакомиться с примерами использования графов, деревьев и списков при описании реальных объектов и процессов;
ознакомиться с влиянием ошибок измерений и вычислений на выполнение алгоритмов управления реальными объектами (на
примере учебных автономных роботов);
узнать о наличии кодов, которые исправляют ошибки искажения, возникающие при передаче информации.
Алгоритмы и элементы программирования
Выпускник научится:
составлять алгоритмы для решения учебных задач различных типов;
выражать алгоритм решения задачи различными способами (словесным, графическим, в том числе и в виде блок-схемы, с помощью
формальных языков и др.);
определять наиболее оптимальный способ выражения алгоритма для решения конкретных задач (словесный, графический, с
помощью формальных языков);
определять результат выполнения заданного алгоритма или его фрагмента;
использовать термины «исполнитель», «алгоритм», «программа», а также понимать разницу между употреблением этих терминов в
обыденной речи и в информатике;
выполнять без использования компьютера («вручную») несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и
текстовых данных, записанные на конкретном язык программирования с использованием основных управляющих конструкций
последовательного программирования (линейная программа, ветвление, повторение, вспомогательные алгоритмы);
составлять несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных с использованием основных
управляющих конструкций последовательного программирования и записывать их в виде
программ
на
выбранном
языке
программирования; выполнять эти программы на компьютере;
использовать величины (переменные) различных типов, табличные величины (массивы), а также выражения, составленные из этих
величин; использовать оператор присваивания;
анализировать предложенный алгоритм, например, определять какие результаты возможны при заданном множестве исходных
значений;
использовать логические значения, операции и выражения с ними;
записывать на выбранном языке программирования арифметические и логические выражения и вычислять их значения.
Выпускник получит возможность:
познакомиться с использованием в программах строковых величин и с операциями со строковыми величинами;
создавать программы для решения задач, возникающих в процессе учебы и вне ее;
познакомиться с задачами обработки данных и алгоритмами их решения;
познакомиться с понятием «управление», с примерами того, как компьютер управляет различными системами (роботы,
летательные и космические аппараты, станки, оросительные системы, движущиеся модели и др.);
познакомиться с учебной средой составления программ управления автономными роботами и разобрать примеры алгоритмов
управления, разработанными в этой среде.
Использование программных систем и сервисов
Выпускник научится:
классифицировать файлы по типу и иным параметрам;
выполнять основные операции с файлами (создавать, сохранять, редактировать, удалять, архивировать, «распаковывать» архивные
файлы);
разбираться в иерархической структуре файловой системы;
осуществлять поиск файлов средствами операционной системы;
использовать динамические (электронные) таблицы, в том числе формулы с использованием абсолютной, относительной и
смешанной адресации, выделение диапазона таблицы и упорядочивание (сортировку) его элементов; построение диаграмм (круговой и
столбчатой);
использовать табличные (реляционные) базы данных, выполнять отбор строк таблицы, удовлетворяющих определенному условию;
анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;
проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций.
Выпускник овладеет (как результат применения программных систем и интернет-сервисов в данном курсе и во всем
образовательном процессе):
навыками работы с компьютером; знаниями, умениями и навыками, достаточными для работы с различными видами программных
систем и интернет-сервисов (файловые менеджеры, текстовые редакторы, электронные таблицы, браузеры, поисковые системы, словари,
электронные энциклопедии); умением описывать работу этих систем и сервисов с использованием соответствующей терминологии;
различными формами представления данных (таблицы, диаграммы, графики и т. д.);
приемами безопасной организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей данных,
интернет-сервисов и т. п.;
основами соблюдения норм информационной этики и права;
познакомится с программными средствами для работы с аудиовизуальными данными и соответствующим понятийным аппаратом;
узнает о дискретном представлении аудиовизуальных данных.
Выпускник получит возможность (в данном курсе и иной учебной деятельности):
узнать о данных от датчиков, например, датчиков роботизированных устройств;
практиковаться в использовании основных видов прикладного программного обеспечения (редакторы текстов, электронные
таблицы, браузеры и др.);
познакомиться с примерами использования математического моделирования в современном мире;
познакомиться с принципами функционирования Интернета и сетевого взаимодействия между компьютерами, с методами поиска
в Интернете;
познакомиться с постановкой вопроса о том, насколько достоверна полученная информация, подкреплена ли она
доказательствами подлинности (пример: наличие электронной подписи); познакомиться с возможными подходами к оценке
достоверности информации (пример: сравнение данных из разных источников);
узнать о том, что в сфере информатики и ИКТ существуют международные и национальные стандарты;
узнать о структуре современных компьютеров и назначении их элементов;
получить представление об истории и тенденциях развития ИКТ;
познакомиться с примерами использования ИКТ в современном мире;
получить представления о роботизированных устройствах и их использовании на производстве и в научных исследованиях.
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Информация и информационные процессы
Информация – одно из основных обобщающих понятий современной науки.
Различные аспекты слова «информация»: информация как данные, которые могут быть обработаны автоматизированной системой, и
информация как сведения, предназначенные для восприятия человеком.
Примеры данных: тексты, числа. Дискретность данных. Анализ данных. Возможность описания непрерывных объектов и процессов с
помощью дискретных данных.
Информационные процессы – процессы, связанные с хранением, преобразованием и передачей данных.
Компьютер – универсальное устройство обработки данных
Архитектура компьютера: процессор, оперативная память, внешняя энергонезависимая память, устройства ввода-вывода; их
количественные характеристики.
Программное обеспечение компьютера.
Носители информации, используемые в ИКТ. История и перспективы развития. Представление об объемах данных и скоростях
доступа, характерных для различных видов носителей. Носители информации в живой природе.
История и тенденции развития компьютеров, улучшение характеристик компьютеров. Суперкомпьютеры.
Техника безопасности и правила работы на компьютере.
Математические основы информатики
Тексты и кодирование
Символ. Алфавит – конечное множество символов. Текст – конечная последовательность символов данного алфавита. Количество
различных текстов данной длины в данном алфавите.
Разнообразие языков и алфавитов. Естественные и формальные языки. Алфавит текстов на русском языке.
Кодирование символов одного алфавита с помощью кодовых слов в другом алфавите; кодовая таблица, декодирование.
Двоичный алфавит. Представление данных в компьютере как текстов в двоичном алфавите.
Двоичные коды с фиксированной длиной кодового слова. Разрядность кода – длина кодового слова. Примеры двоичных кодов с
разрядностью 8, 16, 32.
Единицы измерения длины двоичных текстов: бит, байт, Килобайт и т.д. Количество информации, содержащееся в сообщении.
Подход А.Н. Колмогорова к определению количества информации.
Зависимость количества кодовых комбинаций от разрядности кода. Код ASCII. Кодировки кириллицы. Примеры кодирования букв
национальных алфавитов. Представление о стандарте Unicode. Таблицы кодировки с алфавитом, отличным от двоичного.
Искажение информации при передаче. Коды, исправляющие ошибки. Возможность однозначного декодирования для кодов с
различной длиной кодовых слов.
Дискретизация
Измерение и дискретизация. Общее представление о цифровом представлении аудиовизуальных и других непрерывных данных.
Кодирование цвета. Цветовые модели. Модели RGB и CMYK. Модели HSB и CMY. Глубина кодирования. Знакомство с растровой и
векторной графикой.
Кодирование звука. Разрядность и частота записи. Количество каналов записи.
Оценка количественных параметров, связанных с представлением и хранением изображений и звуковых файлов.
Системы счисления
Позиционные и непозиционные системы счисления. Примеры представления чисел в позиционных системах счисления.
Основание системы счисления. Алфавит (множество цифр) системы счисления. Количество цифр, используемых в системе счисления
с заданным основанием. Краткая и развернутая формы записи чисел в позиционных системах счисления.
Двоичная система счисления, запись целых чисел в пределах от 0 до 1024. Перевод натуральных чисел из десятичной системы
счисления в двоичную и из двоичной в десятичную.
Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Перевод натуральных чисел из десятичной системы счисления в
восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно.
Перевод натуральных чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно.
Арифметические действия в системах счисления.
Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики
Расчет количества вариантов: формулы перемножения и сложения количества вариантов. Количество текстов данной длины в данном
алфавите.
Множество. Определение количества элементов во множествах, полученных из двух или трех базовых множеств с помощью
операций объединения, пересечения и дополнения.
Высказывания. Простые и сложные высказывания. Диаграммы Эйлера-Венна. Логические значения высказываний. Логические
выражения. Логические операции: «и» (конъюнкция, логическое умножение), «или» (дизъюнкция, логическое сложение), «не» (логическое
отрицание). Правила записи логических выражений. Приоритеты логических операций.
Таблицы истинности. Построение таблиц истинности для логических выражений.
Логические операции следования (импликация) и равносильности (эквивалентность). Свойства логических операций. Законы алгебры
логики. Использование таблиц истинности для доказательства законов алгебры логики. Логические элементы. Схемы логических
элементов и их физическая (электронная) реализация. Знакомство с логическими основами компьютера.
Списки, графы, деревья
Список. Первый элемент, последний элемент, предыдущий элемент, следующий элемент. Вставка, удаление и замена элемента.
Граф. Вершина, ребро, путь. Ориентированные и неориентированные графы. Начальная вершина (источник) и конечная вершина
(сток) в ориентированном графе. Длина (вес) ребра и пути. Понятие минимального пути. Матрица смежности графа (с длинами ребер).
Дерево. Корень, лист, вершина (узел). Предшествующая вершина, последующие вершины. Поддерево. Высота дерева. Бинарное
дерево. Генеалогическое дерево.
Алгоритмы и элементы программирования
Исполнители и алгоритмы. Управление исполнителями
Исполнители. Состояния, возможные обстановки и система команд исполнителя; команды-приказы и команды-запросы; отказ
исполнителя. Необходимость формального описания исполнителя. Ручное управление исполнителем.
Алгоритм как план управления исполнителем (исполнителями). Алгоритмический язык (язык программирования) – формальный язык
для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на конкретном алгоритмическом языке. Компьютер – автоматическое устройство,
способное управлять по заранее составленной программе исполнителями, выполняющими команды. Программное управление
исполнителем. Программное управление самодвижущимся роботом.
Словесное описание алгоритмов. Описание алгоритма с помощью блок-схем. Отличие словесного описания алгоритма, от описания
на формальном алгоритмическом языке. (8)
Системы программирования. Средства создания и выполнения программ.
Понятие об этапах разработки программ и приемах отладки программ.
Управление. Сигнал. Обратная связь. Примеры: компьютер и управляемый им исполнитель (в том числе робот); компьютер,
получающий сигналы от цифровых датчиков в ходе наблюдений и экспериментов, и управляющий реальными (в том числе движущимися)
устройствами.
Алгоритмические конструкции
Конструкция «следование». Линейный алгоритм. Ограниченность линейных алгоритмов: невозможность предусмотреть зависимость
последовательности выполняемых действий от исходных данных.
Конструкция «ветвление». Условный оператор: полная и неполная формы.
Выполнение и невыполнение условия (истинность и ложность высказывания). Простые и составные условия. Запись составных
условий.
Конструкция «повторения»: циклы с заданным числом повторений, с условием выполнения, с переменной цикла. Проверка условия
выполнения цикла до начала выполнения тела цикла и после выполнения тела цикла: постусловие и предусловие цикла. Инвариант цикла.
Запись алгоритмических конструкций в выбранном языке программирования.
Примеры записи команд ветвления и повторения и других конструкций в различных алгоритмических языках.
Разработка алгоритмов и программ
Оператор присваивания. Представление о структурах данных.
Константы и переменные. Переменная: имя и значение. Типы переменных: целые, вещественные, символьные, строковые, логические.
Табличные величины (массивы). Одномерные массивы. Двумерные массивы.
Примеры задач обработки данных:
нахождение минимального и максимального числа из двух, трех, четырех данных чисел;
нахождение всех корней заданного квадратного уравнения;
заполнение числового массива в соответствии с формулой или путем ввода чисел;
нахождение суммы элементов данной конечной числовой последовательности или массива;
нахождение минимального (максимального) элемента массива.
Знакомство с алгоритмами решения этих задач. Реализации этих алгоритмов в выбранной среде программирования.
Составление алгоритмов и программ по управлению исполнителями Робот, Черепашка, Чертежник и др.
Знакомство с постановками более сложных задач обработки данных и алгоритмами их решения: сортировка массива, выполнение
поэлементных операций с массивами; обработка целых чисел, представленных записями в десятичной и двоичной системах счисления,
нахождение наибольшего общего делителя (алгоритм Евклида).
Понятие об этапах разработки программ: составление требований к программе, выбор алгоритма и его реализация в виде программы
на выбранном алгоритмическом языке, отладка программы с помощью выбранной системы программирования, тестирование.
Простейшие приемы диалоговой отладки программ (выбор точки останова, пошаговое выполнение, просмотр значений величин,
отладочный вывод).
Знакомство с документированием программ. Составление описание программы по образцу.
Анализ алгоритмов
Сложность вычисления: количество выполненных операций, размер используемой памяти; их зависимость от размера исходных
данных. Примеры коротких программ, выполняющих много шагов по обработке небольшого объема данных; примеры коротких программ,
выполняющих обработку большого объема данных.
Определение возможных результатов работы алгоритма при данном множестве входных данных; определение возможных входных
данных, приводящих к данному результату. Примеры описания объектов и процессов с помощью набора числовых характеристик, а также
зависимостей между этими характеристиками, выражаемыми с помощью формул.
Математическое моделирование
Понятие математической модели. Задачи, решаемые с помощью математического (компьютерного) моделирования. Отличие
математической модели от натурной модели и от словесного (литературного) описания объекта. Использование компьютеров при работе с
математическими моделями.
Компьютерные эксперименты.
Примеры использования математических (компьютерных) моделей при решении научно-технических задач. Представление о цикле
моделирования: построение математической модели, ее программная реализация, проверка на простых примерах (тестирование), проведение
компьютерного эксперимента, анализ его результатов, уточнение модели.
Использование программных систем и сервисов
Файловая система
Принципы построения файловых систем. Каталог (директория). Основные операции при работе с файлами: создание, редактирование,
копирование, перемещение, удаление. Типы файлов.
Характерные размеры файлов различных типов (страница печатного текста, полный текст романа «Евгений Онегин», минутный
видеоклип, полуторачасовой фильм, файл данных космических наблюдений, файл промежуточных данных при математическом
моделировании сложных физических процессов и др.).
Архивирование и разархивирование.
Файловый менеджер.
Поиск в файловой системе.
Подготовка текстов и демонстрационных материалов
Текстовые документы и их структурные элементы (страница, абзац, строка, слово, символ).
Текстовый процессор – инструмент создания, редактирования и форматирования текстов. Свойства страницы, абзаца, символа.
Стилевое форматирование.
Включение в текстовый документ списков, таблиц, и графических объектов. Включение в текстовый документ диаграмм, формул,
нумерации страниц, колонтитулов, ссылок и др. История изменений.
Проверка правописания, словари.
Инструменты ввода текста с использованием сканера, программ распознавания, расшифровки устной речи. Компьютерный перевод.
Понятие о системе стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Деловая переписка, учебная публикация,
коллективная работа. Реферат и аннотация.
Подготовка компьютерных презентаций. Включение в презентацию аудиовизуальных объектов.
Знакомство с графическими редакторами. Операции редактирования графических объектов: изменение размера, сжатие изображения;
обрезка, поворот, отражение, работа с областями (выделение, копирование, заливка цветом), коррекция цвета, яркости и контрастности.
Знакомство с обработкой фотографий. Геометрические и стилевые преобразования.
Ввод изображений с использованием различных цифровых устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер,
сканеров и т. д.).
Средства компьютерного проектирования. Чертежи и работа с ними. Базовые операции: выделение, объединение, геометрические
преобразования фрагментов и компонентов. Диаграммы, планы, карты.
Электронные (динамические) таблицы
Электронные (динамические) таблицы. Формулы с использованием абсолютной, относительной и смешанной адресации;
преобразование формул при копировании. Выделение диапазона таблицы и упорядочивание (сортировка) его элементов; построение
графиков и диаграмм.
Базы данных. Поиск информации
Базы данных. Таблица как представление отношения. Поиск данных в готовой базе. Связи между таблицами.
Поиск информации в сети Интернет. Средства и методика поиска информации. Построение запросов; браузеры. Компьютерные
энциклопедии и словари. Компьютерные карты и другие справочные системы. Поисковые машины.
Работа в информационном пространстве. Информационно-коммуникационные технологии
Компьютерные сети. Интернет. Адресация в сети Интернет. Доменная система имен. Сайт. Сетевое хранение данных. Большие
данные в природе и технике (геномные данные, результаты физических экспериментов, Интернет-данные, в частности, данные
социальных сетей). Технологии их обработки и хранения.
Виды деятельности в сети Интернет. Интернет-сервисы: почтовая служба; справочные службы (карты, расписания и т. п.), поисковые
службы, службы обновления программного обеспечения и др.
Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы; защита от них.
Приемы, повышающие безопасность работы в сети Интернет. Проблема подлинности полученной информации. Электронная подпись,
сертифицированные сайты и документы. Методы индивидуального и коллективного размещения новой информации в сети Интернет.
Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция и др.
Гигиенические, эргономические и технические условия эксплуатации средств ИКТ. Экономические, правовые и этические аспекты их
использования. Личная информация, средства ее защиты. Организация личного информационного пространства.
Основные этапы и тенденции развития ИКТ. Стандарты в сфере информатики и ИКТ. Стандартизация и стандарты в сфере
информатики и ИКТ докомпьютерной эры (запись чисел, алфавитов национальных языков и др.) и компьютерной эры (языки
программирования, адресация в сети Интернет и др.).
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 класс
Номер
Тема урока
Содержание
урока
Введение, 1 ч
1.
Введение в предмет. Техника Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего
безопасности и организация рабочего места.
места.
Тема Информация и информационные процессы, 8 ч
2.
Информация – одно из основных Информация – одно из основных обобщающих понятий современной науки.
обобщающих понятий современной Различные аспекты слова «информация»: информация как данные, которые могут
науки.
быть обработаны автоматизированной системой, и информация как сведения,
предназначенные для восприятия человеком. Свойства информации.
3
Представление информации
Примеры данных: тексты, числа. Формы представления информации.
4.
Дискретная форма представления Дискретность данных. Анализ данных. Возможность описания непрерывных
информации
объектов и процессов с помощью дискретных данных.
5.
Единицы измерения информации
Дискретность данных. Анализ данных.
6.
Единицы измерения информации
Анализ данных.
7
Информационные
процессы. Информационные процессы – процессы, связанные с хранением и передачей
Хранение и передача информации
данных.
8.
Информационные
процессы. Информационные процессы – процессы, связанные с преобразованием данных.
Обработка информации
9.
Обобщение
и
систематизация Обобщение и систематизация основных понятий темы «Информация и
основных
понятий
темы информационные процессы»
«Информация и информационные
процессы». Проверочная работа
Тема Компьютер - универсальное устройство для обработки данных,7 ч
10.
Основные компоненты компьютера и Архитектура
компьютера:
процессор,
оперативная
память,
внешняя
их функции
11.
12.
13.
Программное
обеспечение
компьютера. Системное программное
обеспечение
Прикладное
программное
обеспечение
Носители информации
энергонезависимая память, устройства
характеристики.
Программное обеспечение компьютера.
ввода-вывода;
их
количественные
Программное обеспечение компьютера.
Носители информации, используемые в ИКТ. История и перспективы развития.
Представление об объемах данных и скоростях доступа, характерных для
различных видов носителей.
История и тенденции развития компьютеров, улучшение характеристик
компьютеров. Суперкомпьютеры.
Техника безопасности и правила работы на компьютере.
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Компьютер
универсальное устройство обработки данных»
История и тенденции развития
компьютеров
15.
Пользовательский интерфейс
16.
Обобщение
и
систематизация
–
основных понятий темы «Компьютер
–
универсальное
устройство
обработки данных». Проверочная
работа
Тема Использование программных систем и сервисов. Файловая система, 4 ч
17.
Файлы и файловая система
Принципы построения файловых систем. Каталог (директория). Основные операции
при работе с файлами: создание, редактирование, копирование, перемещение,
удаление. Типы файлов.
14.
18.
Размеры файлов различных типов
19.
Архивирование и разархивирование.
Файловый менеджер.
Характерные размеры файлов различных типов (страница печатного текста, полный
текст романа «Евгений Онегин», минутный видеоклип, полуторачасовой фильм,
файл данных космических наблюдений, файл промежуточных данных при
математическом моделировании сложных физических процессов и др.).
Архивирование и разархивирование.
Файловый менеджер.
Поиск в файловой системе.
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Файловая система»
Обобщение
и
систематизация
основных понятий темы «Файловая
система». Проверочная работа
Тема Использование программных систем и сервисов. Подготовка демонстрационных материалов, 5ч
20.
21.
22.
Технология мультимедиа.
Компьютерные презентации
Подготовка компьютерных презентаций.
Подготовка
компьютерных
презентаций.
аудиовизуальных объектов.
23.
Знакомство
редакторами
24.
Подготовка
демонстрационных
материалов
Обобщение
и
систематизация
основных понятий темы «Подготовка
демонстрационных материалов»
Знакомство с графическими редакторами. Операции редактирования графических
объектов: изменение размера, сжатие изображения; обрезка, поворот, отражение,
работа с областями (выделение, копирование, заливка цветом), коррекция цвета,
яркости и контрастности. Знакомство с обработкой фотографий. Геометрические
и стилевые преобразования.
Подготовка компьютерных презентаций.
с
графическими
Включение
в
презентацию
Ввод изображений с использованием различных цифровых устройств (цифровых
фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров и т. д.).
Средства компьютерного проектирования. Чертежи и работа с ними. Базовые
операции: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и
компонентов. Диаграммы, планы, карты.
Тема Использование программных систем и сервисов. Подготовка текстов, 8ч
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
Текстовые
документы
и
их
структурные элементы
Создание текстовых документов на
компьютере
Прямое и стилевое форматирование
Визуализация
информации
в
текстовых документах
Визуализация
информации
в
текстовых документах
Распознавание текста и системы
компьютерного перевода
Оформление реферата
Текстовые документы и их структурные элементы (страница, абзац, строка, слово,
символ).
Текстовый процессор – инструмент создания, редактирования и форматирования
текстов.
Свойства страницы, абзаца, символа.
Проверка правописания, словари. Стилевое форматирование.
Включение в текстовый документ списков, таблиц, и графических объектов.
Включение в текстовый документ диаграмм, формул, нумерации страниц,
колонтитулов, ссылок и др. История изменений.
Инструменты ввода текста с использованием сканера, программ распознавания,
расшифровки устной речи. Компьютерный перевод.
Понятие о системе стандартов по информации, библиотечному и издательскому
делу. Деловая переписка, учебная публикация, коллективная работа. Реферат и
аннотация.
Обобщение
и
систематизация
основных понятий темы «Подготовка
текстов»
Итоговое повторение, 2ч
34.
Итоговое
повторение.
Итоговое
тестирование.
33.
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Подготовка текстов»
Итоговое повторение материала за 7 класс
8 класс
Номер
Тема урока
Содержание
урока
Введение, 1ч
1.
Введение. Техника безопасности и Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего
организация рабочего места.
места.
Тема Математические основы информатики. Системы счисления, 5ч
2.
Общие
сведения
счисления
о
системах
3.
Двоичная система счисления
4.
Восьмеричная и шестнадцатеричные
системы счисления
Позиционные и непозиционные системы счисления. Примеры представления чисел
в позиционных системах счисления.
Основание системы счисления. Алфавит (множество цифр) системы счисления.
Количество цифр, используемых в системе счисления с заданным основанием.
Краткая и развернутая формы записи чисел в позиционных системах счисления.
Двоичная система счисления, запись целых чисел в пределах от 0 до 1024. Перевод
натуральных чисел из десятичной системы счисления в двоичную и из двоичной в
десятичную.
Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Перевод натуральных
чисел из десятичной системы счисления в восьмеричную, шестнадцатеричную и
обратно.
Перевод натуральных чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и
шестнадцатеричную и обратно. Арифметические действия в системах счисления.
Правило перевода целых десятичных
чисел в систему счисления с
основанием
q.
Арифметические
действия в системах счисления
6.
Обобщение
и
систематизация Обобщение и систематизация основных понятий темы «Системы счисления»
основных понятий темы «Системы
счисления»
Тема Математические основы информатики. Тексты и кодирование. Дискретизация, 5ч
5.
Символ. Алфавит – конечное множество символов. Текст – конечная
последовательность символов данного алфавита. Количество различных текстов
данной длины в данном алфавите.
Разнообразие языков и алфавитов. Естественные и формальные языки. Алфавит
текстов на русском языке.
Кодирование символов одного алфавита с помощью кодовых слов в другом
алфавите; кодовая таблица, декодирование.
8.
Двоичный алфавит. Представление Двоичный алфавит. Представление данных в компьютере как текстов в двоичном
данных в компьютере
алфавите.
Двоичные коды с фиксированной длиной кодового слова. Разрядность кода – длина
кодового слова. Примеры двоичных кодов с разрядностью 8, 16, 32.
9.
Представление данных в компьютере
Единицы измерения длины двоичных текстов: бит, байт, Килобайт и т.д.
Количество информации, содержащееся в сообщении.
Подход А.Н. Колмогорова к определению количества информации.
Зависимость количества кодовых комбинаций от разрядности кода. Код ASCII.
Кодировки кириллицы. Примеры кодирования букв национальных алфавитов.
Представление о стандарте Unicode. Таблицы кодировки с алфавитом, отличным
от двоичного.
Искажение информации при передаче. Коды, исправляющие ошибки. Возможность
однозначного декодирования для кодов с различной длиной кодовых слов.
10.
Измерение
и
дискретизация. Измерение и дискретизация. Общее представление о цифровом представлении
Кодирование цвета.
аудиовизуальных и других непрерывных данных.
Кодирование цвета. Цветовые модели. Модели RGB и CMYK. Модели HSB и CMY.
Глубина кодирования. Знакомство с растровой и векторной графикой
11.
Кодирование звука.
Кодирование звука. Разрядность и частота записи. Количество каналов записи.
Оценка количественных параметров, связанных с представлением и хранением
изображений и звуковых файлов.
Тема Математические основы информатики. Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики. Списки,
графы, деревья, 8ч
12.
Множество
Множество. Определение количества элементов во множествах, полученных из
двух или трех базовых множеств с помощью операций объединения, пересечения и
дополнения.
13.
Расчет количества вариантов
Расчет количества вариантов: формулы перемножения и сложения количества
7.
Естественные и формальные языки.
Кодирование символов алфавита
14.
Высказывание. Логические операции.
15.
Построение таблиц истинности для
логических выражений
Законы алгебры логики. Решение
логических задач
16.
17.
Логические
элементы.
логических задач.
18.
Списки, графы, деревья
Решение
Обобщение
и
систематизация
основных
понятий
темы
«Математические
основы
информатики». Проверочная работа
Тема Математическое моделирование, 6ч
20.
Понятие математической модели.
19.
21.
Этапы построения математической
вариантов. Количество текстов данной длины в данном алфавите.
Высказывания. Простые и сложные высказывания. Диаграммы Эйлера-Венна.
Логические значения высказываний. Логические выражения. Логические операции:
«и» (конъюнкция, логическое умножение), «или» (дизъюнкция, логическое
сложение), «не» (логическое отрицание). Правила записи логических выражений.
Приоритеты логических операций.
Таблицы истинности. Построение таблиц истинности для логических выражений.
Таблицы истинности. Построение таблиц истинности для логических выражений.
Логические
операции
следования
(импликация)
и
равносильности
(эквивалентность). Свойства логических операций. Законы алгебры логики.
Использование таблиц истинности для доказательства законов алгебры логики.
Логические элементы.
Построение таблиц истинности для логических выражений.
Схемы логических элементов и их физическая (электронная) реализация.
Знакомство с логическими основами компьютера.
Список. Первый элемент, последний элемент, предыдущий элемент, следующий
элемент. Вставка, удаление и замена элемента.
Граф. Вершина, ребро, путь. Ориентированные и неориентированные графы.
Начальная вершина (источник) и конечная вершина (сток) в ориентированном
графе. Длина (вес) ребра и пути. Понятие минимального пути. Матрица смежности
графа (с длинами ребер).
Дерево. Корень, лист, вершина (узел). Предшествующая вершина, последующие
вершины. Поддерево. Высота дерева. Бинарное дерево. Генеалогическое дерево.
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Математические основы
информатики»
Понятие математической модели. Задачи, решаемые с помощью математического
(компьютерного) моделирования. Отличие математической модели от натурной
модели и от словесного (литературного) описания объекта. Использование
компьютеров при работе с математическими моделями.
Примеры использования математических (компьютерных) моделей при решении
модели
научно-технических задач. Представление о цикле моделирования: построение
математической модели, ее программная реализация, проверка на простых
примерах (тестирование), проведение компьютерного эксперимента, анализ его
результатов, уточнение модели. Компьютерные эксперименты.
22.
Табличные информационные модели
Табличные информационные модели. Компьютерные эксперименты. Представление
о цикле моделирования: построение математической модели, ее программная
реализация, проверка на простых примерах (тестирование).
23.
Информационные системы и базы Информационные системы и базы данных. Компьютерные эксперименты.
данных
Представление о цикле моделирования: построение математической модели, ее
программная реализация, проверка на простых примерах (тестирование),
проведение компьютерного эксперимента, анализ его результатов, уточнение
модели.
24.
Система управления базами данных
Система управления базами данных. Проведение компьютерного эксперимента,
анализ его результатов, уточнение модели.
25.
Обобщение
и
систематизация Обобщение и систематизация основных понятий темы «Математическое
основных
понятий
темы моделирование»
«Математическое моделирование».
Проверочная работа
Тема Алгоритмы и элементы программирования. Исполнители и алгоритмы. Управление исполнителями. Алгоритмические
конструкции, 9ч
26.
Алгоритмы и исполнители
27.
Способы записи алгоритмов
28.
Линейный
алгоритм.
Условный
Исполнители. Состояния, возможные обстановки и система команд исполнителя;
команды-приказы и команды-запросы; отказ исполнителя. Необходимость
формального описания исполнителя. Ручное управление исполнителем.
Алгоритм как план управления исполнителем (исполнителями).
Алгоритмический язык (язык программирования) – формальный язык для записи
алгоритмов. Программа – запись алгоритма на конкретном алгоритмическом языке.
Компьютер – автоматическое устройство, способное управлять по заранее
составленной программе исполнителями, выполняющими команды. Программное
управление исполнителем. Программное управление самодвижущимся роботом.
Словесное описание алгоритмов. Описание алгоритма с помощью блок-схем.
Отличие словесного описания алгоритма, от описания на формальном
алгоритмическом языке.
Конструкция «следование». Линейный алгоритм. Ограниченность линейных
оператор: полная и неполная формы
29.
30.
31.
32.
33.
Циклы с условием выполнения
Циклы
с
заданным
числом
повторений
Циклы с переменной цикла
Составление алгоритмов и программ
по управлению исполнителями
Составление алгоритмов и программ
по
управлению
исполнителями.
Алгоритмы решения задач обработки
данных
Итоговое повторение, 1ч
34.
Итоговое повторение и обобщение
знаний. Итоговое тестирование
алгоритмов: невозможность предусмотреть зависимость последовательности
выполняемых действий от исходных данных.
Конструкция «ветвление». Условный оператор: полная и неполная формы.
Выполнение и невыполнение условия (истинность и ложность высказывания).
Простые и составные условия. Запись составных условий.
Конструкция «повторения»: циклы с условием выполнения.
Конструкция «повторения»: циклы с заданным числом повторений
Конструкция «повторения»: циклы с переменной цикла.
Проверка условия выполнения цикла до начала выполнения тела цикла и после
выполнения тела цикла: постусловие и предусловие цикла. Инвариант цикла.
Примеры записи команд ветвления и повторения и других конструкций в различных
алгоритмических языках.
Составление алгоритмов и программ по управлению исполнителями Робот,
Черепашка, Чертежник и др.
Составление алгоритмов и программ по управлению исполнителями Робот,
Черепашка, Чертежник и др.
Знакомство с постановками более сложных задач обработки данных и
алгоритмами их решения: сортировка массива, выполнение поэлементных
операций с массивами; обработка целых чисел, представленных записями в
десятичной и двоичной системах счисления, нахождение наибольшего общего
делителя (алгоритм Евклида).
Итоговое повторение и обобщение знаний
9 класс
Номер
Тема урока
Содержание
урока
Введение, 1ч
1.
Введение. Техника безопасности и Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего
организация рабочего места.
места.
Тема Электронные (динамические) таблицы. Базы данных. Поиск информации, 9ч
2.
Электронные таблицы.
Электронные (динамические) таблицы. Выделение диапазона таблицы и
упорядочивание (сортировка) его элементов; построение графиков и диаграмм
5.
6.
Организация вычислений в
электронных таблицах
Встроенные функции. Логические
функции
Сортировка и поиск данных
Построение диаграмм и графиков
7.
8.
Базы данных
Поиск данных в готовой базе
3.
4.
Формулы с использованием абсолютной, относительной и смешанной адресации;
преобразование формул при копировании.
Встроенные функции. Логические функции
Сортировка и поиск данных
по теме «Электронные (динамические) таблицы
Базы данных. Поиск информации»
Базы данных. Таблица как представление отношения.
Поиск данных в готовой базе..
Обобщение
и
систематизация Базы данных. Таблица как представление отношения. Поиск данных в готовой базе.
основных
понятий
по
теме Связи между таблицами.
«Электронные
(динамические)
таблицы. Базы данных. Поиск
информации»
10.
Контрольная
работа
по
теме Контрольная работа по теме «Электронные (динамические) таблицы .Базы данных.
«Электронные
(динамические) Поиск информации»
таблицы .Базы данных. Поиск
информации»
Тема Алгоритмы и элементы программирования. Разработка алгоритмов и программ, 15ч
9.
11.
Управление с прямой и обратной
связью
12.
Системы программирования
13.
Этапы разработки программы
14.
Знакомство с языком
программирования. Структура
Управление. Сигнал. Обратная связь. Примеры: компьютер и управляемый им
исполнитель (в том числе робот); компьютер, получающий сигналы от цифровых
датчиков в ходе наблюдений и экспериментов, и управляющий реальными (в том
числе движущимися) устройствами.
Системы программирования. Средства создания и выполнения программ.
Понятие об этапах разработки программ и приемах отладки программ.
Понятие об этапах разработки программ: составление требований к программе,
выбор алгоритма и его реализация в виде программы на выбранном
алгоритмическом языке, отладка программы с помощью выбранной системы
программирования, тестирование.
Структура программы.
Оператор присваивания. Представление о структурах данных.
программы
15.
Запись алгоритмических
конструкций на языке
программирования.
16.
Запись алгоритмических
конструкций на языке
программирования.
17.
Запись алгоритмических
конструкций на языке
программирования
18.
Запись алгоритмических
конструкций на языке
программирования
19.
Примеры задач обработки данных
20.
Примеры задач обработки данных
21.
Примеры задач обработки данных
Константы и переменные. Переменная: имя и значение. Типы переменных: целые,
вещественные, символьные, строковые, логические.
Запись алгоритмических конструкций в выбранном языке программирования.
Простейшие приемы диалоговой отладки программ (выбор точки останова,
пошаговое выполнение, просмотр значений величин, отладочный вывод).
Знакомство с документированием программ. Составление описание программы по
образцу.
Запись алгоритмических конструкций в выбранном языке программирования.
Простейшие приемы диалоговой отладки программ (выбор точки останова,
пошаговое выполнение, просмотр значений величин, отладочный вывод).
Запись алгоритмических конструкций в выбранном языке программирования.
Простейшие приемы диалоговой отладки программ (выбор точки останова,
пошаговое выполнение, просмотр значений величин, отладочный вывод).
Знакомство с документированием программ. Составление описание программы по
образцу.
Табличные величины (массивы). Одномерные массивы. Двумерные массивы.
Примеры задач обработки данных:
нахождение минимального и максимального числа из двух, трех, четырех
данных чисел.
Знакомство с алгоритмами решения этих задач. Реализации этих алгоритмов в
выбранной среде программирования.
Примеры задач обработки данных:
нахождение всех корней заданного квадратного уравнения.
Знакомство с алгоритмами решения этих задач. Реализации этих алгоритмов в
выбранной среде программирования.
Примеры задач обработки данных:
заполнение числового массива в соответствии с формулой или путем ввода
чисел.
нахождение
суммы
элементов
данной
конечной
числовой
последовательности или массива.
22.
23.
24.
Примеры задач обработки данных
Анализ алгоритмов
Анализ алгоритмов
Знакомство с алгоритмами решения этих задач. Реализации этих алгоритмов в
выбранной среде программирования.
Примеры задач обработки данных:
нахождение минимального (максимального) элемента массива.
Знакомство с алгоритмами решения этих задач. Реализации этих алгоритмов в
выбранной среде программирования.
Сложность вычисления: количество выполненных операций, размер используемой
памяти; их зависимость от размера исходных данных. Примеры коротких программ,
выполняющих много шагов по обработке небольшого объема данных; примеры
коротких программ, выполняющих обработку большого объема данных.
Определение возможных результатов работы алгоритма при данном множестве
входных данных; определение возможных входных данных, приводящих к данному
результату. Примеры описания объектов и процессов с помощью набора числовых
характеристик, а также зависимостей между этими характеристиками,
выражаемыми с помощью формул.
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Алгоритмы и элементы
программирования»
Обобщение и систематизация
основных понятий темы «Алгоритмы
и элементы программирования».
Проверочная работа
Тема Работа в информационном пространстве. Информационно-коммуникационные технологии, 8ч
25.
26.
Компьютерные сети. Интернет
27.
Виды деятельности в сети Интернет
28.
Виды деятельности в сети Интернет
29.
Безопасность в сети Интернет
Компьютерные сети. Интернет. Адресация в сети Интернет. Доменная система имен.
Сайт. Сетевое хранение данных. Большие данные в природе и технике (геномные
данные, результаты физических экспериментов, Интернет-данные, в частности,
данные социальных сетей). Технологии их обработки и хранения.
Виды деятельности в сети Интернет. Интернет-сервисы: почтовая служба;
справочные службы (карты, расписания и т. п.), поисковые службы, службы
обновления программного обеспечения и др.
Виды деятельности в сети Интернет. Интернет-сервисы: почтовая служба;
справочные службы (карты, расписания и т. п.), поисковые службы, службы
обновления программного обеспечения и др.
Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы; защита от них.
Приемы, повышающие безопасность работы в сети Интернет. Проблема
подлинности полученной информации. Электронная подпись, сертифицированные
сайты и документы. Методы индивидуального и коллективного размещения новой
информации в сети Интернет. Взаимодействие на основе компьютерных сетей:
электронная почта, чат, форум, телеконференция и др.
Гигиенические, эргономические и технические условия эксплуатации средств ИКТ.
Экономические, правовые и этические аспекты их использования. Личная
информация, средства ее защиты. Организация личного информационного
пространства.
30.
Поиск информации в сети Интернет
Поиск информации в сети Интернет. Средства и методика поиска информации.
31.
Поиск информации в сети Интернет
Поиск информации в сети Интернет. Средства и методика поиска информации.
32.
Построение запросов, браузеры
33.
Основные этапы и тенденции
развития ИКТ
Построение запросов; браузеры. Компьютерные энциклопедии и словари.
Компьютерные карты и другие справочные системы. Поисковые машины.
Основные этапы и тенденции развития ИКТ. Стандарты в сфере информатики и
ИКТ. Стандартизация и стандарты в сфере информатики и ИКТ докомпьютерной
эры (запись чисел, алфавитов национальных языков и др.) и компьютерной эры
(языки программирования, адресация в сети Интернет и др.).
Итоговое повторение, 2ч
34.
Итоговое повторение. Итоговое
тестирование.
Основные понятия курса.
5. ЛИСТ КОРРЕКЦИИ
Основание для коррекции
Содержание коррекции
Класс и номер урока
Дата утверждения
приказом и номер
приказа