Родная литература (русская) ФГОС ООО

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа с. Крутое

Утверждена
приказом директора
МКОУ ООШ с. Крутое
от 31 августа 2018г. №101
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование учебного предмета:

РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)

Уровень образования:
Программу разработала:

основное общее образование (ФГОС ООО)
Матыкова Любовь Васильевна,
учитель русского языка и литературы
первая квалификационная категория

2018 г

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовые документы
Настоящая рабочая программа составлена на основе:
 Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;



Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897 (с дополнениями и изменениями.);
Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением феде рального учебно-методического
объединения по общему образованию: протокол № 1/15 от 08 апреля 2015 года);



СанПиН 2.4.2. 28 21-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательном учреждении» (с
изменениями № 3 от 24.11.2015г);



Учебного плана МКОУ ООШ с. Крутое;



Положения о структуре, порядке разработки и об утверждении рабочей программы по предметам (курсам), утвержденное приказом МКО У
ООШ с. Крутое №53 от 22.08. 2016г.

Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Родная литература (русская)»
Личностные результаты на уровне основного общего образования отражают:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России;
осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России
и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание
чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного
отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего
социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
3

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку,
вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности
вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств
и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в
процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически
ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей
семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера.
Метапредметные результаты на уровне основного общего образования отражают:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать
свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
4

планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции);
развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации.
Предметные результаты изучения "Родной литературы" отражают:
1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом
чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения
выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять
его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего
характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного
художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и
интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только
эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Содержание учебного предмета "Родная литература"
Тема 1. Употребление языка.
Законы словесности. Стилистическая окраска слов. Толковые словари. Сведения о происхождении слов, правила их употребления. Сферы
употребления и правила употребления профессионализмов, заимствованных слов. Причины возникновения неологизмов. Роль заимствованных слов в
художественном произведении. Роль имён существительных в речи. Олицетворение. Существительные с суффиксами оценки. Роль прилагательных в речи.
Фразеологизмы. Способность грамматической формы глагола создавать стилистическую и эмоциональную окраску речи. Употребление глаголов в переносном
значении.
Тема 2. Средства художественной изобразительности.
Способы выражения сравнения. Роль сравнения в произведениях словесности. Роль аллегории в
произведениях словесности. Роль эпитетов в произведениях словесности. Текстовые эпитеты. Метафора сходство между предметами. Употребление слова в переносном значении на основе количественных связей
между явлениями. Художественное преувеличение.
Три правила построения предложений в тексте.

5

Стилистическая и эмоциональная окраска порядка слов в предложении. Лексический повтор. Синтаксический
повтор. Риторический вопрос, риторическое восклицание. Принцип создания антитезы.
Тема 3. Юмор в произведениях словесности.
Изображение героев в произведении в смешном виде. Комическая неожиданность. Юмор в жизни и произведениях словесности. Средства создания юмора.
Значение употребления средств создания юмора в произведениях.
Тема 4. Произведения устной народной словесности.
Эпос. Былина как жанр. Особенности словесного выражения содержания в былинах.
Тема 5. Эпическое произведение.
Способы создания писателем характера литературного героя. Словесные средства создания характера героя. Художественный образ. Особенности
словесного выражения. Роль глаголов. Типы речи. Повествование, описание, рассуждение, диалог, монолог в эпическом произведении.
Тема 6. Лирическое произведение.
Особенности словесного выражения. Стиховые паузы, логические и стиховые ударения, основной тон. Звучание слов. Словесное выражение мыслей и
чувств.
Тема 7. Драматическое произведение.
Диалогическая форма изображения жизни в драматическом произведении, реплики героев. Разговорный язык в диалоге. Авторские Ремарки.
Тематическое планирование по учебному предмету «Родная литература».
№
п/п

Тема урока

Содержание урока

1

Стилистические возможности слов и выражений

Законы словесности. Стилистическая окраска слов. Толковые словари.

2

Общеупотребительные, диалектные слова. Специальные слова Сведения о происхождении слов, правила их употребления. Сферы
(профессионализмы), заимствованные слова. Неологизмы
употребления и правила употребления профессионализмов,
заимствованных слов. Причины возникновения неологизмов. Роль
заимствованных слов в художественном произведении.

3

Употребление имени существительного. Употребление имени
прилагательного

Роль имён существительных в речи. Олицетворение. Существительные с
суффиксами оценки. Роль прилагательных в речи. Фразеологизмы.

6

4

Употребление глагола

Способность грамматической формы глагола создавать стилистическую и
эмоциональную окраску речи. Употребление глаголов в переносном значении

5

Сравнение. Аллегория. Эпитет

Способы выражения сравнения. Роль
сравнения в произведениях словесности. Роль аллегории в
произведениях
словесности. Роль эпитетов в произведениях словесности. Текстовые
эпитеты.

6

Метафора. Олицетворение. Метонимия. Синекдоха. Гипербола

Метафора - сходство между предметами. Употребление слова в переносном
значении на основе количественных связей между явлениями. Художественное
преувеличение.
Три правила построения предложений в тексте. Стилистическая и
эмоциональная окраска порядка слов в предложении. Лексический повтор.
Синтаксический повтор. Риторический вопрос, риторическое восклицание.
Принцип создания антитезы.
Изображение героев в произведении в смешном виде. Комическая
неожиданность.
Юмор в жизни и произведениях словесности. Средства создания юмора.
Значение употребления средств создания юмора в произведениях.
Эпос. Былина как жанр. Особенности словесного выражения содержания в
былинах.
Эпос. Былина как жанр. Особенности словесного выражения содержания в
былинах.
Способы создания писателем характера литературного героя. Словесные
средства создания характера героя. Художественный образ.

7

Порядок слов в предложении. Инверсия. Повтор. Риторический
вопрос, риторическое восклицание. Антитеза

8

Что такое юмор? Остроумная речь

9

Что такое юмор? Остроумная речь

10

Произведения устной словесности. Былины. Легенда

11

Произведения устной словесности. Былины. Легенда

12

Литературный герой в эпическом произведении

13

Особенности языка эпического произведения

14

Лирическое произведение и его особенности

Особенности словесного выражения. Роль глаголов. Типы речи.
Повествование, описание, рассуждение, диалог, монолог в эпическом
произведении.
Особенности словесного выражения.

15

Двухсложные размеры стиха. Трёхсложные размеры стиха.
Аллитерация. Рифма

Стиховые паузы, логические и стиховые ударения, основной тон.
Звучание слов. Словесное выражение мыслей и чувств.

7

16

Драматическое произведение. Особенности языка

Диалогическая форма изображения жизни в драматическом
произведении, реплики героев. Разговорный язык в диалоге. Авторские
Ремарки.

17

Сюжет драматического произведения

Авторские ремарки.

18

Итоговое занятие

Что такое слово. Слово как единица языка и как словесное высказывание.

8

2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».