МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
МОУО-Управление образованием Тавдинского городского округа
МКОУ ООШ с. Крутое
Приложение № 23 к ООП ООО,
утвержденной приказом директора
МКОУ ООШ с. Крутое № 200
от «31» августа 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
ВВЕДЕНИЕ В ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Для обучающихся 5 класса
с. Крутое 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по введению в обществознание составлена на основе положений
и требований к результатам освоения основной образовательной программы,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного
общего образования, в соответствии с Концепцией преподавания учебного предмета
«Обществознание». Обществознание играет ведущую роль в выполнении школой
функции интеграции молодёжи в современное общество: учебный предмет позволяет
последовательно раскрывать учащимся подросткового возраста
особенности
современного общества, различные аспекты взаимодействия в современных условиях
людей друг с другом, с основными институтами государства и гражданского общества,
регулирующие эти взаимодействия социальные нормы.
Изучение обществознания, включающего знания о российском обществе и
направлениях его развития в современных условиях, об основах конституционного строя
нашей страны, правах и обязанностях человека и гражданина, способствует воспитанию
российской гражданской идентичности, готовности к служению Отечеству,
приверженности национальным ценностям. Привлечение при изучении обществознания
различных источников социальной информации помогает обучающимся освоить язык
современной культурной, социально-экономической и политической коммуникации,
вносит свой вклад в формирование метапредметных умений извлекать необходимые
сведения, осмысливать, преобразовывать и применять их.
Изучение обществознания содействует вхождению обучающихся в мир культуры и
общественных ценностей и в то же время открытию и утверждению собственного «Я»,
формированию способности к рефлексии, оценке своих возможностей и осознанию своего
места в обществе.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Целями обществоведческого образования в основной школе являются:
• воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности,
социальной ответственности, правового самосознания, приверженности
базовым ценностям нашего народа;
• развитие у обучающихся понимания приоритетности общенациональных
интересов, приверженности правовым принципам, закреплённым в Конституции
Российской Федерации и законодательстве Российской Федерации;
• развитие личности на исключительно важном этапе её социализации – в
подростковом возрасте, становление её духовно-нравственной, политической и
правовой культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и
правопорядка; развитие интереса к изучению социальных и гуманитарных
дисциплин; способности к личному самоопределению, самореализации,
самоконтролю; мотивации к высокопроизводительной, наукоёмкой трудовой
деятельности;
• формирование у обучающихся целостной картины общества, адекватной
современному уровню знаний и доступной по содержанию для школьников
подросткового возраста; освоение учащимися знаний об основных сферах
•
•
•
человеческой деятельности, социальных институтах, нормах, регулирующих
общественные отношения, необходимые для взаимодействия с социальной
средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
владение умениями функционально грамотного человека (получать из
разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию,
систематизировать, анализировать полученные данные; освоение способов
познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых
для участия в жизни гражданского общества и государства);
создание условий для освоения обучающимися способов успешного
взаимодействия с различными политическими, правовыми, финансовоэкономическими и другими социальными институтами для реализации
личностного потенциала в современном динамично развивающемся российском
обществе;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для
выстраивания отношений между людьми различных национальностей и
вероисповеданий в общегражданской и в семейно-бытовой сферах; для
соотнесения своих действий и действий других людей с нравственными
ценностями и нормами поведения, установленными законом; содействия
правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом введение в обществознание изучается в 5 классе.
Общее количество времени на 1 год обучения составляет 34 часа. Общая недельная
нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 КЛАСС
Человек. Общество как форма жизнедеятельности людей. Биологическое и социальное
человеке. Мышление и речь. Отличие человека от животного. Наследственность. Человек
его ближайшее окружение. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка
будущем. Самостоятельность – показатель взрослости. Многообразие социальных ролей
подростковом возрасте.
в
и
о
в
Семья. Семья как малая группа. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды
семей. Семейные ценности и нормы. Брак и развод, неполная семья. Права и обязанности
родителей и детей. Отношения между поколениями. Распределение обязанностей.
Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства. Социальная значимость здорового
образа жизни. Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер.
Увлечения человека.
Школа. Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности
получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Наука в жизни
современного общества. Роль образования в жизни человека. Значение образования для
общества. Ступени школьного образования. Образование и самообразование. Учѐба –
основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться. Общение.
Межличностные отношения. Отношения младшего подростка с одноклассниками,
сверстниками, друзьями. Дружный класс.
Труд.
Производство,
производительность
труда.
Факторы,
влияющие
на
производительность труда. Заработная плата и стимулирование труда. Результаты труда.
Благотворительность и меценатство. Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства.
Творческий труд. Творчество в искусстве.
Родина. Наша Родина – Россия. РФ. Федеративное устройство России. Многонациональное
государство. Государственные символы России. Патриотизм и гражданственность.
Конституция Российской Федерации. Права и свободы человека и гражданина в России, их
гарантии. Конституционные обязанности гражданина.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К предметным результатам изучения относится:
В результате изучения курса учащийся может получить представление о:
основных слагаемых здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для
оценки безопасных условий жизни; на примерах показывать опасность пагубных привычек,
угрожающих здоровью;
значении семьи, семейных отношений и семейных ценностей в обществе; основные
роли членов семьи, включая свою; территории государства РФ, государственных
символах;
сравнивании социальных объектов или источников; характеристике общества как
формы жизнедеятельности людей;
роли образования и трудовой деятельности в жизни человека и общества; оценивании
поведения людей с точки зрения социальных норм;
решении познавательных и практических задач в рамках изученного материала.
Учащийся получит возможность узнать:
основные обществоведческие термины, распознавать и употреблять их;
основные положения и понятия, отражающие природу человека, его взаимодействие с другими
людьми.
Личностными результатами изучения являются:
• мотивированность и направленность ученика на активное и созидательное участие в
общественной и государственной жизни, заинтересованность не только в личном
успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и
процветании своей Родины;
• наличие ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма, любви и уважения
к Отечеству, на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на
признании равноправия народов, на убежденности в важности для общества семьи и
семейных традиций; на осознании необходимости поддержания своей ответственности за
судьбу страны.
Метапредметными результатами изучения является формирование универсальных учебных
действий (УУД).
Регулятивные УУД:
• самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
• выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в
случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения
цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
• составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
• работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки
самостоятельно (в том числе и корректировать план);
• в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
• проводить наблюдение под руководством учителя;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
Интернета;
• анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
• давать определения понятиям.
Коммуникативные УУД:
• самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
договариваться друг с другом и т. д.);
• в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
• учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность
своего мнения и корректировать его;
• понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство
(аргументы), факты;
• уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми,
придерживающимися иных позиций;
• оценивать свои учебные достижения, поведение, черты характера с учетом мнения других
людей;
• определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою
точку зрения.
Тематическое планирование
№
п/п
1
Наименование разделов
и тем программы
Введение.
Количес
тво
часов
1
Тематический блок 1. Человек
2
Загадка человека.
2
Содержание образования
Основы обществознания
Общество как форма жизнедеятельности людей.
Биологическое и социальное в человеке.
Мышление и речь. Человек и его ближайшее
окружение. Отличие
человека от животного. Наследственность
3
Отрочество — особая пора жизни.
2
Особенности подросткового возраста.
Размышления подростка о
будущем. Самостоятельность – показатель
взрослости.
Многообразие социальных ролей в подростковом
возрасте.
4
Практикум. Учимся общаться.
Итого по тематическому блоку
2
6
Оценка собственных действий и действий
других людей с точки зрения нравственности,
права и экономической рациональности.
Участие в обучающих играх (ролевых,
ситуативных, деловых), тренингах,
моделирующих ситуации из реальной жизни.
Решение познавательных и практических задач,
отражающих типичные жизненные ситуации.
Формулирование собственных оценочных
суждений о современном обществе на
основе сопоставления фактов и их
интерпретации.
Выполнение творческих работ по
обществоведческой тематике.
Тематический блок 2. «Семья
5
Семья и семейные отношения.
2
Семья как малая группа. Семья под защитой
государства. Семейный кодекс. Виды семей.
Семейные ценности и нормы. Брак и развод,
неполная семья.
Права и обязанности родителей и детей.
Отношения между поколениями. Распределение
6
Семейное хозяйство.
7
Практикум. Учимся помогать
вести семейное хозяйство.
2
9
Свободное время
1
10
Практикум. Учимся распределять
свое время
Итого по тематическому блоку
Тематический блок 3. «Школа»
11
12
13
Образование в жизни человека
. Образование и самообразование
Одноклассники, сверстники,
друзья.
1
2
7
2
2
1
обязанностей
Обязанности подростка. Рациональное
ведение хозяйства..
Оценка собственных действий и действий
других людей с точки зрения нравственности,
права и экономической рациональности.
Участие в обучающих играх (ролевых,
ситуативных, деловых), тренингах,
моделирующих ситуации из реальной жизни.
Социальная значимость здорового образа
жизни. Свободное время. Занятия
физкультурой и спортом. Телевизор и
компьютер.
Увлечения человека.
Оценка собственных действий и действий
других людей с точки зрения нравственности,
права и экономической рациональности.
Участие в обучающих играх (ролевых,
ситуативных, деловых), тренингах,
моделирующих ситуации из реальной жизни.
Решение познавательных и практических задач,
отражающих типичные жизненные ситуации.
Формулирование собственных оценочных
суждений о современном обществе на
основе сопоставления фактов и их
интерпретации.
Выполнение творческих работ по
обществоведческой тематике.
Образование и его значимость в условиях
информационного общества.
Роль образования в жизни человека.
Значение образования для
общества. Ступени школьного образования
Возможности получения общего и
профессионального образования в
Российской Федерации.Наука в жизни
современного
общества. Образование и самообразование.
Учѐба – основной труд
школьника. Учение вне стен школы. Умение
учиться.
Общение. Межличностные отношения.
Отношения младшего подростка с
одноклассниками, сверстниками, друзьями.
Дружный
класс.
Практикум. Учимся дружно жить
в классе.
.
14
Итого по тематическому блоку
2
7
Оценка собственных действий и действий
других людей с точки зрения нравственности,
права и экономической рациональности.
Участие в обучающих играх (ролевых,
ситуативных, деловых), тренингах,
моделирующих ситуации из реальной жизни.
Решение познавательных и практических задач,
отражающих типичные жизненные ситуации.
Формулирование собственных оценочных
суждений о современном обществе на
основе сопоставления фактов и их
интерпретации.
Выполнение творческих работ по
обществоведческой тематике.
Тематический блок 4. «Труд»
15
Труд – основа жизни.
2
16
Труд и творчество.
2
17
Практикум. Творчество в науке и
искусстве.
2
Итого по тематическому блоку
Тематический блок 5 «Родина»
6
18
Наша Родина - Россия.
1
19
20
Государственныесимволы России.
Гражданин России.
1
1
Мы – многонациональный народ.
1
21
Производство, производительность труда.
Факторы, влияющие на
производительность труда.Заработная
плата и стимулирование
труда.Результаты труда.
Благотворительность и меценатство.
Труд и творчество. Ремесло. Признаки
мастерства. Творческий
труд. Творчество в искусстве.
Оценка собственных действий и действий
других людей с точки зрения нравственности,
права и экономической рациональности.
Участие в обучающих играх (ролевых,
ситуативных, деловых), тренингах,
моделирующих ситуации из реальной жизни.
Решение познавательных и практических задач,
отражающих типичные жизненные ситуации.
Формулирование собственных оценочных
суждений о современном обществе на
основе сопоставления фактов и их
интерпретации.
Выполнение творческих работ по
обществоведческой тематике.
Наша Родина – Россия. РФ. Федеративное
устройство России.
Государственные символы России.
Патриотизм и гражданственность. Конституция
Российской Федерации. Права и свободы
человека и гражданина в России, их гарантии.
Конституционные обязанности гражданина.
Многонациональное государство.
22
Практикум. Россия - Родина моя.
Итого по тематическому блоку
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВОЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
2
6
34
Оценка собственных действий и действий
других людей с точки зрения нравственности,
права и экономической рациональности.
Участие в обучающих играх (ролевых,
ситуативных, деловых), тренингах,
моделирующих ситуации из реальной жизни.
Решение познавательных и практических задач,
отражающих типичные жизненные ситуации.
Формулирование собственных оценочных
суждений о современном обществе на
основе сопоставления фактов и их
интерпретации.
Выполнение творческих работ по
обществоведческой тематике.